23 ДЕК, 04:23 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Региональная инициатива - тенденции федеральной инвестиционной политики и возможности их использования

20 Мая 2008 9669 0 Архив
Региональная инициатива - тенденции федеральной инвестиционной политики и возможности их использования

Анализ последних событий вокруг Инвестиционного фонда позволяет сделать вывод, что федеральные власти меняют приоритеты расходования средств Фонда: задуманный как механизм поддержки инвестиционных проектов общегосударственного значения, в ближайшее время этот институт будет сосредоточен на проектах регионального и межрегионального значения.

Так, в 2006-2007 годах ресурсы созданного Инвестиционного фонда были ориентированы на финансирование гигантских   стратегических проектов общегосударственного значения, занимавших первые строчки задач Минтранса и Минпромэнерго. Каждый из них потребовал колоссальных инвестиций (в частности, Нижнее Приангарье – 213,9 млрд. рублей, инфраструктура в Читинской области – около 137 млрд. рублей). Состязательность проектов в процедуре конкурсного отбора была достаточно формальной по причине политического давления вокруг проектов.


Одобрение основного массива стратегических проектов, а также передача полномочий по управлению Инвестиционным фондом от Минэкономразвития в Минрегионразвития в сентябре 2007 года повлекла изменение приоритетов расходования средств Фонда.   Минрегионразвития взял курс на региональную политику, которая в целом будет характеризоваться:


·        предоставлением регионам России большей экономической свободы, включая право выбора объектов и проектов для инвестирования средств федерального бюджета (эта позиция активно декларируется Минрегионом с декабря 2007 года и новые Правила формирования и предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда содержат процедуры для реализации регионами инвестиционной инициативы);

·        ориентированностью на менее масштабные проекты регионального характера (на сегодня на рассмотрении Правительства РФ находятся Правила предоставления субсидий регионам РФ и Методика оценки эффективности региональных проектов; в целом эти документы устанавливают более упрощенный порядок выделения средств Инвестфонда на региональные проекты среднего и небольшого масштаба);

·        сосредоточением контрольных полномочий за расходованием инвестиций в МЭРиТ и Минрегионразвития, для чего вводятся новые правила отчетности;

·        вовлечением регионов России в работу иных (помимо Инвестфонда) государственных институтов развития (прежде, Банка развития и особых экономических зон, позволяющих получить финансирование на создание инфраструктуры).


На сегодня для нас очевидны следующие тенденции:



1.      Крупные проекты-стратеги, политический «парад» которых имел место в 2006-2007 годах, постепенно сходят на «нет».

2.      В составе бюджета Инвестфонда будет установлена квота, определенный объем средств, предназначенных для субсидирования регионов России. В задачи Минрегионразвития на 2008 год будет входить распределение этого бюджета. Актуальность вопроса существенно повысится после принятия окончательного комплекта нормативных документов по Инвестфонду, которые сейчас находятся в разработке.

3.      Средства Инвестфонда для финансирования региональных проектов будут аккумулироваться путем: 1) отказа от финансирования крупных транспортных концессий, 2) ежегодного пополнения Фонда на 100 млрд. рублей (сумма, на сегодня обсуждаемая Минфином и Минрегионразвития).

4.      Для региональных проектов будет снижен порог стоимости (500 млн. рублей вместо 5 млрд рублей минимальных) и упрощены процедуры отбора.

5.      Для получения денег регион-инициатор должен будет показать федеральному центру наличие пула инвесторов, готовых профинансировать частную составляющую проекта (их объединение – задача региона).

6.      Задачей регионов для успешного прохождения конкурсного отбора станет также подготовка проекта, комплектной заявки и подтверждение соблюдения формальных требований к проекту.

7.      Откроется возможность получить в Инвестфонде средства на разработку проектной документации на концессионные проекты регионального значения. Это может быть использовано для развития ЖКХ и региональных транспортных концессий (например, строительства транспортных обходов городов).

8.      В ближайшее время стартует финансовая программа Банка развития, направленная на долгосрочное кредитование инфраструктурных и промышленных проектов на условиях, не конкурирующих с условиями коммерческих кредитных организаций. Для этих целей в уставный капитал Банка передано 180 млрд. рублей, утвержден Меморандум о финансовой политике, определяющий правила их размещения. На площадке Банка ведется работа по созданию Центра развития государственно-частных партнерств, в задачи которого будет входить подготовка инвестиционных проектов на базе региональных стратегий развития. 

9.      Продолжатся конкурсы по отбору заявок на создание ОЭЗ. Как показала практика, данный инструмент интересен прежде всего для целей получения финансирования на создание инфраструктуры ОЭЗ.


Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период 2008-2010 годов учтено использование нефтегазовых доходов на цели государственных институтов развития (ГИР) в размере 430 млрд. рублей. Практика работы показывает, что наиболее эффективным оказывается комплексное применение различных ГИР для реализации единых инвестиционных задач, не исключая и применение Федеральных целевых программ.


В связи с вышеизложенным, просматривается следующий алгоритм действий региональных администраций, направленных на получение федеральных инвестиционных ресурсов и льгот:


·        Подготовка Стратегий и Программ социально-экономического развития региона, с включением в них всех инструментов государственной поддержки, необходимых региону в обозримой перспективе (Инвестфонд, ФЦП, финансирование инфраструктуры ОЭЗ, Банк развития, концессионные проекты). В дальнейшем заявки регионов на получение средств могут основываться на этих документах.

·        Параллельное проведение работ по территориальному планированию.

·        Подготовка собственной инвестиционной программы развития, подлежащей утверждению на уровне региональных властей. Такая программа станет основным документов в деле привлечения частных инвесторов.

·        Проведения мониторинга инвестиционных задач региона на выбор проектов, которые могут претендовать на средства Инвестиционного фонда и (или) Банка развития. Подготовка таких проектов.

·        Определение проектов, которые могут быть реализованы по концессионным схемам. Определение их моделей, источников финансирования, включая Инвестфонд и Банк развития.

·        Определение инвестиционных задач региона, которые могут быть решены с помощью федеральных целевых программ.

·        Определение целесообразности создания ОЭЗ, трудозатрат и выгод региона; оценка возможности привлечения федерального финансирования на создание инфраструктуры ОЭЗ.


Такой комплексный подход, на наш взгляд, позволит получить эффект синергии, поскольку все намеченные и сформированные задачи по развитию в комплексе решаются проще, чем каждая в отдельности. Это касается как вопроса создания имиджа инвестиционной привлекательности для целей задействования частных инвесторов, так и взаимоотношений с федеральным центром в вопросах государственной поддержки региона.


Справка о юридической фирме «РайтСол КСМ»:


Профессиональная команда консультантов Юридической фирмы «РайтСол КСМ» с 2000 года специализируется на сопровождении инвестиционных процессов и проектов в области транспорта и инфраструктуры и имеет в активе более ста успешно реализованных клиентских поручений этого профиля. С 2005 года, с развитием институтов государственно-частного партнерства в России, консультанты работали над реализацией проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации, сформированных на принципах государственно-частного партнерства, реализовывали   ГЧП-проекты в сфере ЖКХ, работали над применением концессионных механизмов. Консультанты фирмы тесно сотрудничают с государственными органами и оказывают помощь в совершенствовании законодательной базы, в частности, принимали участие в разработке новых Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда.


Татьяна Старостина,

Партнер  Юридической фирмы "РайтСол КСМ"

115093, Москва, 3-й Павловский переулок, д. 1 стр. 57

Тел/факс: +7 (495) 781 20 20

rightsol@rightsol.ru

www.rightsol.ru

Алексей Качалов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more