Перспективы российского рынка земельных ресурсов
Опыт показывает, что земельные ресурсы России до сих пор не освоены инвесторами. В государственной собственности страны находится более 1,5 млрд. га земли или 92,4% от всей ее территории. И здесь имеются большие перспективы.
Земельные ресурсы являются «первичным и абсолютно необходимым» элементом недвижимого имущества, то есть имущества, включенного в рыночный оборот, но не являющегося фактором материального производства. Становление и развитие рынка недвижимости взаимосвязано с решением проблем землепользования, в частности, вопросом собственности на землю. Собственность на землю как на объект недвижимости рассматривается как самостоятельный предмет исследования, поскольку формирование основ рынка недвижимости обусловлено логикой включения земельных ресурсов в товарооборот как имущества, а не средства производства.
В России в государственной собственности по данным Росстата и Роснедвижимости находится более 1,5 млрд. га земли или 92,4% от всей ее территории, в том числе земли сельхозназначения - более 275 млн. га, или 17,5%. В системе государственного регулирования ипользования этой самой значительной в мире земельной территорией накопились серьезные проблемы.
Президент России Д.А. Медведев непосредственно после своей инаугурации в числе первых указов признал утратившими силу правовые нормы, противоречащие закону «О государственном кадастре недвижимости», а также ограничил нецелевое использование государственных земель. Предусмотрено расширение оснований для прекращения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в том числе предоставленные федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным ими организациям. Первоочередность вмешательства в передел земли вызвана недостаточной эффективностью защиты государства как собственника земли. Получили распространение различного рода коррупционные схемы использования земли, в результате чего государство лишается значительных бюджетных поступлений.
Российский рынок земельных ресурсов в последние годы становится всё привлекательнее для инвесторов. Причин этому явлению несколько: от увеличения денег на руках у населения до преобразований в области земельного законодательства в Российской Федерации. Сделки с земельными ресурсами регистрируются всё чаще, но, по имеющимся оценкам, рынок земли в России всё ещё имеет более чем значительный потенциал, который до сих пор инвесторами не освоен.
Кадастровая оценка земель на территории России до сих пор не развита, не упорядочен процесс перехода прав и наблюдения за ним со стороны государства. Причина этого – избирательный подход к кадастровой оценке. Она осуществлялась в направлении наиболее перспективных с точки зрения налогообложения земель. Для бюджета это было логично, но трактовалось слишком узко с точки зрения системной государственной политики.
В этих условиях особую актуальность приобретает применение мирового и наиболее продвинутого российского опыта управления земельными ресурсами, опыта, позволяющего достигать максимально возможной эффективности инвестиционных вложений.
Важным шагом в решении проблемы эффективного управления земельными ресурсами является создание экономически обоснованной методологической концепции макроэкономического управления земельными ресурсами как отдельного направления государственного регулирования. Данная концепция должна базироваться на системном подходе к организации экономически эффективного управления земельными ресурсами и реализовываться в рамках комплексной государственной программы, определяющей конкретные экономические модели и механизмы управления земельными ресурсами.
В.А.Дубянский
В России в государственной собственности по данным Росстата и Роснедвижимости находится более 1,5 млрд. га земли или 92,4% от всей ее территории, в том числе земли сельхозназначения - более 275 млн. га, или 17,5%. В системе государственного регулирования ипользования этой самой значительной в мире земельной территорией накопились серьезные проблемы.
Президент России Д.А. Медведев непосредственно после своей инаугурации в числе первых указов признал утратившими силу правовые нормы, противоречащие закону «О государственном кадастре недвижимости», а также ограничил нецелевое использование государственных земель. Предусмотрено расширение оснований для прекращения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в том числе предоставленные федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным ими организациям. Первоочередность вмешательства в передел земли вызвана недостаточной эффективностью защиты государства как собственника земли. Получили распространение различного рода коррупционные схемы использования земли, в результате чего государство лишается значительных бюджетных поступлений.
Российский рынок земельных ресурсов в последние годы становится всё привлекательнее для инвесторов. Причин этому явлению несколько: от увеличения денег на руках у населения до преобразований в области земельного законодательства в Российской Федерации. Сделки с земельными ресурсами регистрируются всё чаще, но, по имеющимся оценкам, рынок земли в России всё ещё имеет более чем значительный потенциал, который до сих пор инвесторами не освоен.
Кадастровая оценка земель на территории России до сих пор не развита, не упорядочен процесс перехода прав и наблюдения за ним со стороны государства. Причина этого – избирательный подход к кадастровой оценке. Она осуществлялась в направлении наиболее перспективных с точки зрения налогообложения земель. Для бюджета это было логично, но трактовалось слишком узко с точки зрения системной государственной политики.
В этих условиях особую актуальность приобретает применение мирового и наиболее продвинутого российского опыта управления земельными ресурсами, опыта, позволяющего достигать максимально возможной эффективности инвестиционных вложений.
Важным шагом в решении проблемы эффективного управления земельными ресурсами является создание экономически обоснованной методологической концепции макроэкономического управления земельными ресурсами как отдельного направления государственного регулирования. Данная концепция должна базироваться на системном подходе к организации экономически эффективного управления земельными ресурсами и реализовываться в рамках комплексной государственной программы, определяющей конкретные экономические модели и механизмы управления земельными ресурсами.
В.А.Дубянский
Написать комментарий