Панджшерский рубеж
Минул месяц с того дня, как движение «Талибан» (террористическое движение, запрещено в РФ) без боя вошло в афганскую столицу Кабул. Чего только здесь не произошло за это время: и смертоносные террористические взрывы, организованные игиловцами (члены террористического движения, запрещенного в РФ) и унёсшие десятки жизней горожан, и отчаянные женские демонстрации, требующие равноправия с мужчинами, и, наконец, создание правительства, которое на поверку оказалось не инклюзивным, а, наоборот, - чисто талибским.
Причём четыре портфеля достались самому агрессивному крылу движения - «Сети Хаккани», включая такой ключевой, как министра внутренних дел. Теперь стало ясно, кто в талибском доме хозяин. Но даже его политического и военного потенциала не хватило на то, чтобы поставить на колени защитников долины Панджшер. И это - главный провал движения «Талибан» за минувший месяц.
Сначала была надежда утихомирить панджшерского лидера Ахмада Масуда, сына легендарного Ахмад Шаха Масуда, в ходе переговоров и консультаций, которые активно велись вплоть до начала сентября. Этот процесс курировал сам Халил Хаккани, руководитель одноимённой террористической сети, теперь возглавляющий Министерство внутренних дел в стране. Хотя прямых контактов между двумя лидерами не было, но всё искрило даже на расстоянии.
Представители «Талибана» были проинструктированы таким образом, чтобы блокировать любые инициативы, направленные на создание инклюзивного правительства. В их обращениях к сыну «панджшерского льва» то и дело звучал ультиматум: сдай Панджшер - и получи должность в новом правительстве. Но Ахмад Масуд продолжал стоять на своём: в правительстве, кроме талибов-пуштунов, должны быть представлены все ключевые этносы Афганистана.
Переговоры неизбежно провалились, и от осады Панджшера талибы перешли к наступлению по трём транспортным артериям, ведущим в центр горной таджикской провинции - город Базарак. Их людские потери исчислялись сотнями, но они всё равно шли напролом. Со всей страны сюда были переброшены дополнительные подразделения, что довело численность наступающих до 10 тысяч человек. Ахмад Масуд расчётливо отступил из Базарака, стремясь избежать прямых столкновений с талибами и сохранить жизни своих бойцов. Панджшерцы ушли в горы в сторону так называемых боковых долин, которых больше десятка.
Такой манёвр всегда был наготове - на «чёрный день». Добраться сюда можно только по головокружительным тропам, поэтому внезапное нападение исключено. А учитывая грядущее наступление зимних холодов, можно предположить паузу в активных боестолкновениях до весны. Только тактическое преимущество, безусловно, остаётся за Ахмадом Масудом. Ведь он сохраняет возможность сверху совершать диверсионные рейды, в том числе глубокие, а талибы внизу превращаются в лёгкие мишени.
Кроме родных гор, Ахмаду Масуду помогает и время: с каждым днём нарастает антиталибская волна в соседних с Панджшером афганских провинциях. Речь идёт о Парване, Бадахшане, Каписе и Баглане. Для всех противников движения «Талибан» открыт созданный в Панджшере Национальный Фронт сопротивления /НФС/. Коммуникации уже налажены, недостатка в вооружениях нет. Подобное развитие событий, помимо выигрышного для НФС военного аспекта, имеет ещё чисто политический козырь.
Талибы теперь воюют не против американских марионеток, а против таджикских ополченцев и их союзников из других народностей. Таджики - это, после пуштунов, второй по численности этнос Афганистана, насчитывающий до 15 миллионов человек. Они кровными, языковыми и историческими узами связаны и с постсоветским Таджикистаном, и с соседним Ираном. В этих странах на самом высоком уровне осуждают агрессию талибов в Панджшере и требуют её прекращения. Очевидно, что Афганистан поставлен на грань гражданской войны. И взрыватель у неё самый страшный - межэтнический.
Александр Трубин,
журналист-востоковед
Написать комментарий
г-ну Гунга хорошо бы посмотреть хотя бы старые данные по населению Афганистана. Он никогда не был "страной пуштунов". Доля пуштунов в населении Афганистана никогда не поднималась выше 50 %, а в отдельные моменты падала и до 30 %. А в среднем она составляла порядка 40 %. И современный Афганистан не равен историческому Пуштунистану. Основная часть исторического Пуштунистана находится в Пакистане, в то время как в Афганистане больше половины провинций - непуштунские земли. Это касается хазарейского Бамиана, белуджского Нимроза, нуристанского Нуристана, полиэтнического Герата, таджикских и узбекских провинций. Так что либо пуштуны будут считаться с правами этнических и конфессиональных меньшинств, либо конфликт никогда не кончится!
Господин Александр Н. или не видит, или не знает, или не хочет признавать элементарного факта, что понятия "афганский" и "пуштунский" - далеко не синонимы! "Афганский" - это понятие территориально-государственное, чисто политическое, в то время как "пуштунский" - понятие этническое! Масса пуштунов живёт за пределами Афганистана (прежде всего в Пакистане, да и в других странах). И то, что половина, а то и больше афганских провинций (т.е. расположенных на территории Афганистана) не является пуштунскими - это тоже исторический факт. Не только Панджшер, но и также Тахар, Бадахшан, Парван, Каписа, Баглан, Гор, Герат - это провинции, в которых таджики исторически проживают и составляют от 80 до 99 % населения, что и позволяет называть эти провинции Таджикскими провинциями Афганистана! Точно также есть узбекские провинции - Джаузджан, Сари-Пуль, Фарьяб, есть узбекско-таджикские провинции - Балх, Бадгис, Саманган, есть хазарейские провинции - Бамиан, Дайкунди, Урузган, есть белуджская провинция Нимроз, есть провинция Нуристан, населенная отдельным этносом - нуристанцами!... При это в Пакистане есть своя пуштунская провинция - Хайбер-Пахтунхва! Так что, уважаемый г-н Александр Н. прежде чем обвинять авторов и оппонентов в непрофессионализме чуть углубите свои познания в сути вопроса, особенно - в историко-культурном и этно-политическом аспектах!
Переговоры неизбежно провалились, и от осады Панджшера талибы перешли к наступлению по трём транспортным артериям, ведущим в центр горной +++++таджикской провинции - город Базарак+++++. с каких пор Афганский город стал центром Таджикской провинции !!!!Базарак (дари بازارک Bāzārak) — город в Афганистане, центр провинции Панджшер. Расположен на северо-западе страны. В 8 километрах от Базарака находится мавзолей Ахмад Шах Масуда. Востоковедов развелось как блох у бродячей сучки .. ну ладно можно по написанию спутать Бабеля с Бебелем и Гоголя с Гегелем ..но что бы спутать Афганистан с Таджикистаном!! это вообще беспредел подрывающий доверие к пишущей братии
Думаю талибам надо с таджиками,узбеками,хазарейцами и др договариваться,если они будут их игнорировать и претиснять типа всё решают пуштуны и они главные, то мира в афганистане ещё долго не будет,так как обязательно найдутся те кто таджикам и др окажет поддержку как деньгами так и воружением хотя бы таже индия.
всем кто хочет иметь отношения с афганистаном нужно понять и запомнить ,что это страна пуштунов!!!! что касается лидеров фронта так называемого ,то это вор салех !!!!который обкрадывал свой народ и масуд младший всю жизнь проживший в англии и франции, он для паншерцев чужой. а насчет эффективного сопротивления в горах зимой,может говорить только человек который там ни когда не был!!!!зимой в горах не воюют!!!!! паншерцам не повезло с вождями, салех агент цру ,это все в афганестане известно. паншерцам надо понять что переговоры это единственный выход что бы уцелеть!!!
Безусловно, ключевой ошибкой Талибана является великопуштунский шовинизм и игнорирование интересов всех непуштунских народов! А таджики+узбеки+хазарейцы+туркмены - это уже тот кулак, с которым господам талибам придётся считаться! Да и среди пуштунов достаточно много антиталибски настроенных политиков, военных и просто людей! Так что реальная борьба ещё впереди!
Очень хорошая статья, много экспертов другого мнения, называя Масуда младшего, Масудиком, беззубым львенком Панджшера, не такой он и беззубый, и возможно сумеет сломать гордыню талибов, и заставит пойти на переговоры, другое дело что жизнь Масуда всегда будет под угрозой, талибан не простит ему то что посмел пойти против них.