«Любовь и прочие обстоятельства»: фильм о мечтах и реальности
Фильм «Любовь и прочие обстоятельства», вышедший в российский прокат в октябре 2010 года, почему-то был представлен зрителям как романтическая комедия. Романтика в нем, правда, присутствует, хотя и не совсем в традиционном ракурсе, а вот комедийности нет напрочь.
1. Трансформации мечты. Эта психологическая мелодрама – о тонкостях чувств и трансформациях мечты. Красавица-адвокат Эмилия Гринлиф (Натали Портман) закрутила роман с главой фирмы Джеком Вулфом (Скотт Коэн), у которого уже есть жена – преуспевающая врач-гинеколог (Лиза Кудроу) – и девятилетний сын Уильям, страдающий от одиночества в доме, где во главу угла поставлена не любовь, а карьера. Роман увенчался успехом: Джек оставляет охладевшую к нему жену и с энтузиазмом начинает семейную жизнь заново.
Однако мечты о большой и дружной семье с кучей счастливых детей постепенно тают под напором обстоятельств и реальных чувств реальных людей. Их новорожденная дочь Изабель внезапно умирает. Эмилия винит в этом себя и никак не может смириться с потерей. Всепоглощающая любовь к мужу сменяется в ее душе сложным букетом чувств. Здесь и детская обида на отца, почти открыто изменявшего матери, и стремление завоевать любовь пятилетнего Уильяма, и соперничество с бывшей женой Джека. Под наплывом эмоций Эмилия не соотносит своих поступков с чувствами окружающих ее близких, каждый из которых тоже, между прочим, страдает – по разным, но вполне уважительным поводам. В итоге идиллический семейный оркестр сменяется какофонией индивидуалистов.
Остановить это гибельное разрушение помогает только любовь и доверие. Малыш Уильям, самый, казалось бы, уязвимый и ранимый из всех героев фильма, проявляет больше всех здравомыслия и терпимости. И, похоже, ему удастся заставить взрослых вновь услышать друг друга.
2. Психология и этнография. Создатели фильма постарались предоставить "право голоса" каждому из персонажей. Момент, когда героиня извещает мужа о завершении своих душевных терзаний и вдруг узнает, что все это время он тоже, оказывается, о чем-то думал и что-то чувствовал, подмечен очень точно. Хорошо переданы противоречивые чувства маленького Уильяма: осторожность и доверчивость, уязвимость и готовность радоваться жизни. Правда, при этом немало и моментов, когда, подобно Станиславскому, хочется воскликнуть: "Не верю!" Порой кажется, что из фильма просто вырезаны какие-то куски, поскольку некоторые повороты чувств героев оказываются, мягко говоря, неожиданными.
Пожалуй, гораздо последовательнее в фильме выдержана "этнографическая" линия. В отличие от американской аудитории, для российского зрителя картина представляет дополнительный интерес обилием бытописательных деталей. Бесхитростно и ненавязчиво нам рассказывают об американских семейных и корпоративных вечеринках, о том, как американцы воспитывают детей и переживают утраты. Их взгляды на любовь, семью и дружбу помогают лучше осознать и свое отношение к этим вечным ценностям.
Написать комментарий