Кому на Руси учить хорошо
В отношении работы учителя сказано уже много, в том числе хорошего и плохого. В эпоху упадка среднего и высшего образования в России работа школьных учителей оказалась в эпицентре многих социальных проблем. Каково же истинное положение дел в этой сфере? Как относится администрация школ к своим подопечным учителям?
По отрывку из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Моя мама – учитель начальных классов, работает в школе более двадцати лет. Поэтому мне близки проблемы, которым посвящена моя статья. Я не могу взять на себя ответственность и назвать ее криком отчаяния всех учителей страны, но, к сожалению, я уверена, что похожие события происходят во многих школах, возможно, похожих в меньшей степени, хочу верить, что не в большей. Однако перейдем к повествованию.
Представьте себе такую картину: большая половина класса регулярно не готовится к урокам, безобразно ведет себя, может и нахамить. А что может сделать учитель? А ничего! Если учитель и выставит двойки, на итоговые результаты они не должны повлиять, а дети ведь все прекрасно понимают и активно этим пользуются, понимая, что даже за бездельничество они получат «тройку», ту, ради которой некоторые работают на пределе своих возможностей. Несправедливо? На мой взгляд, да. Причина же такой несправедливости – желание достижения высоких результатов, хорошей успеваемости, правда, не путем накопления знаний и строгой дисциплины…
В том, что дети не учатся, по логике администрации, виноват только учитель и никто кроме учителя. «Вы не должны ставить ему двойку за то, что он не принес контурные карты и карандаши, Вы должны были выделить ему все необходимое!» - говорит администрация учителю географии, отчитывая за «двойку» какого-то ученика. А учителя математики увольняют по собственному желанию за неуспеваемость учеников. Но если ученики, будучи уже старшеклассниками, не хотят учиться, не делают домашние задания, не слушают объяснений на уроке и мешают слушать другим, неужели во всем виноват только учитель?!
Конечно, не только в школе, в любой сфере начальство давит на подчиненных, это, наверное, зависит от психологии человека, грубо говоря, действует принцип «Съесть или быть съеденным». Но школа постепенно становится элементом рынка, учреждением, оказывающим услуги, только учителя почему-то очень часто рассматриваются не как квалифицированные работники, а как обслуживающий персонал.
Рассмотрим письмо мамы четвероклассницы «учителю физкультуры» (видимо, за три с лишним года запомнить имя преподавателя невозможно). Письмо было написано в связи с тем, что девочка потеряла в школе кроссовки и перестала посещать уроки физкультуры. Учительница, делая об этом неоднократные записи в дневнике, вызвала гнев родительницы, которая просила: «перестаньте заниматься писаниной в дневнике моей дочери!.. Помогите ребенку найти кроссовки через уборщицу!!!» Вопрос: входит ли в обязанности учителя поиск потерянных детьми вещей и уговоры о помощи другого школьного персонала? Администрация считает, что да, относя это и многое другое к резиновому понятию «классное руководство». «Вам же оплачивается классное руководство» - говорят управленцы в ответ на любые недовольства учителей, однако в некоторых школах, где обязанности классного руководителя ширятся с каждым днем, а его зарплата уменьшается за счет штрафных санкций: опоздал ученик – виноват классный руководитель; не соответствует внешний вид ученицы требованиям устава школы – виноват классный руководитель; прогуляли два лоботряса урок – догадайтесь, кто виноват. А администрация добавляет: «если не нравится, не забывайте, что в округе школ много…» Но ведь это не решение проблем!
Разве справедливо такое отношение к людям, которые дают детям так много: помогают раскрыть таланты, закрыть пробелы, сделать выбор? Да, времена изменились, но неужели «школьная мама», что раньше считалось призванием, теперь стало тягостной обязанностью? Часто по телевизору говорят о том, что учителя кричат на учеников, ведут себя неподобающим образом и тому подобное. Но молчат о том, как по отношению к учителю ведут себя администрация, родители, дети. Хотя об этом можно и нужно сказать очень много…
Написать комментарий
– "...Большая половина класса регулярно не готовится к урокам"... После подобной фразы даже в "КапиталРОССИЮ" (.!.) – не мудрено "не готовиться БОЛЬШЕЙ ПОЛОВИНЕ", даже "регулярно".!.
Учителя растоптали! Он не имеет права спросить с ученика за успеваемость, а с его родителей и подавно. Никто не говорит о том, что образование-комплексный процесс. Как здорово, взвалили всю ответственность на учителя, а затем стали анализировать его плохую работу.
Даже дети видят, что "реформы образования" не несут ничего хорошего. Хамы родители воспитывают хамов детей, а руководители образовательных учреждений прогибаются под напором хамства, вместо того, чтобы ему противостоять. Они боятся потерять свою руководящую должность, поэтому готовы пожертвовать учителем. Неужели никто не понимает, что "задавленный" учитель не может воспитать достойного гражданина?
Да, это настоящая правда о современной школе, об отношении к учителю. К нам нет никого уважения ни со стороны учеников,родителей, и, что обидней всего- со стороны администрации.Учителей стали называть продавцами знаний! позор!!!!!!
Умница! Я - учитель начальных классов. Это крик моей души. Спасибо.