26 ДЕК, 14:31 МСК
USD (ЦБ)    99.6125
EUR (ЦБ)    103.9416


«К сожалению, президент не уточнил». Где Россия возьмет деньги на реализацию планов Путина

5 Марта 2018 9686 2 Интервью и комментарии
«К сожалению, президент не уточнил». Где Россия возьмет деньги на реализацию планов Путина

В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин представил программу своего четвертого срока, которая включает ряд амбициозных целей. Выход на мировые темпы роста ВВП (выше 3%), увеличение этого показателя на душу населения в 1,5 раза, дальнейшее повышение зарплат бюджетников, кратный рост расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру. Только из названных цифр Путин поставил задачу нарастить вложения в инфраструктуру на 11 трлн руб., а в демографию – на 3,5 трлн. При этом источниками роста экономики и расходов президент назвал частные инвестиции и новые налоговые условия. Где могут быть найдены ресурсы для реализации обозначенных планов? Есть ли они в принципе у Российской Федерации? И нет ли риска того, что достижение целей будет переложено на регионы, как в свое время «майские указы»?

Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ» Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари» Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни» Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер» Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»


 

Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ»: К сожалению, Президент не уточнил, каким именно образом должны быть изысканы ресурсы для столь масштабных деяний. Бюджет уже сейчас дефицитный. Собираемость налогов низкая. Более трети населения работают в сфере самозанятости, что никак не способствует увеличению притока денег в бюджет. Надо понимать, что анонсированный рост ВВП в полтора раза к 2025-му году предполагает ежегодное расширение экономики почти на 6%. Если учесть, что в относительно благополучном 2017-м ВВП вырос всего на 1,5%, неясно, по каким причинам начиная с этого момента он станет расти на 6%. Что касается риска перекладывания основной нагрузки по реализации заявленных целей на регионы, то, боюсь, это физически невозможно. Большинство регионов имеют хронически дефицитный бюджет и очень высокую долговую нагрузку. Лишь незначительная часть регионов может рассчитывать на бюджетные кредиты по низкой ставке, остальные же кредитуются под высокие проценты в коммерческих банках, что только усложняет задачу снижения госдолга регионов. Какие уж тут дополнительные нагрузки? Что касается выполнимости задач, поставленных Президентом, то оценить вероятность выполнения их «единым лотом» невозможно – задач много, они крайне разноплановые и требуют различного подхода к их решению. Какие-то, возможно, решить удастся. Но многое из озвученного следует отнести к категории задач, выполнение которых в указанные сроки маловероятно.

Есть множество факторов, способных стимулировать приток инвестиций. Это и суверенные рейтинги, и уровень бизнес-климата в стране, и защищенность частной собственности, и сложности, связанные с открытием и ведением бизнеса, и уровень производительности труда и качества человеческого капитала, и наличие коррупционной составляющей в экономике и т.д. На настоящий момент практически по всем этим критериям Россия не вызывает интереса у зарубежных инвесторов. Потенциал же отечественных недостаточен для решения столь масштабных задач.

К сожалению, Президент не уточнил, в чем именно будут выражаться новые фискальные изменения, равно как и механизм реализации подобного налогового маневра. Так что оценить, что в этой новации реализуемо, а что нет, невозможно. Что касается противоречий, заложенных в самой идее ускорения темпов расширения экономики при одновременном значительном увеличении долговой нагрузки, то они есть. Но видны в основном специалистам. А послание Президента было направлено в первую очередь электорату. (Судя по аплодисментам – им понравилось.) Налоги и так собираются плохо. Структура экономики и ситуация с падающими четыре года подряд доходами населения никак не стимулируют ни работодателей, ни трудящихся полноценно и качественно уплачивать все полагающиеся налоги и взносы. Попытки механически ужесточить фискальную дисциплину за счет каких-то строгих мер, скорей всего, вызовут ответную реакцию и еще более интенсивный уход бизнеса «в тень».

 

Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»: Финансовые ресурсы нужного объема на исполнение хотя бы части озвученных Владимиром Путиным целей найти будет очень проблематично. В бюджете таких денег нет, рассчитывать на поступления от продажи нефти бессмысленно. Зато есть ФНБ, который ранее формально «разрешили» расходовать. Изначальная цель создания такого фонда – удовлетворение потребностей Пенсионного фонда, но история последних нескольких лет с заморозкой части пенсий будущих пенсионеров показывает, что при амбициозных целях никто не будет считаться с перспективами оставить людей без их законных накоплений. Регионам «поднять» такие цели тем более не под силу.

Инвестиций в экономику не будет, пока страна остается под международными санкциями и присутствует риск их усиления. Можно организовать локальный приток денег, но если конъюнктура осложнится, они уйдут из экономики быстрее, чем пришли. Финансы будут приходить, когда мировой бизнес увидит снижение потенциальных рисов для себя. Сама озвученная программа во многом противоречива – не только пункт об обновленных налоговых условиях и стимулировании тем самым экономического роста. Вполне может быть, что после выборов плавно начнут повышаться налоги, касающиеся каждого – и тогда благосостояние населения продолжит падать, хотя поступления в казну увеличатся. Проблему улучшения уровня жизни и борьбу с бедностью надо начинать с истоков, а не с конца и видимой ее части – тогда эффект от мер будет. Экономика не будет расти мировыми темпами, пока большая часть населения зарабатывает меньше, чем тратит, а бизнес не повышает уровень оплаты труда, так как опасается завтрашнего дня. Нужно начинать с улучшения внутренних условий, и лишь потом переходить к внешним.

 

Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: На текущий момент экономический рост в России сильно зависит от цены нефти, причем даже при относительно дорогой, 65 долларов за баррель, нефти российский ВВП все равно растет на 1,5-1,8% в год, и это несравнимо с другими развивающимися экономиками. Так, в период 2008 – 2017 годы ВВП РФ вырос на 6,3%, тогда как средняя страна из списка развивающихся за это время увеличила свой ВВП на 55%! Когда нефть дорогая – мы создаем валютные резервы, когда ее цена падает – мы их тратим, но в итоге промышленность, сектор услуг постепенно вымирают, так как им не хватает дешевых кредитов, инвестиций, платежеспособного спроса со стороны населения. Изменить эту ситуацию можно было бы, наоборот, снизив налоговую нагрузку на бизнес, убрав давление проверяющих органов на малые и средние предприятия, а сверхдоходы от нефтяной ренты направив на замещение выпадающих налоговых поступлений. Им будет нужно не вечное замещение, а поддержка в течение 4-5 лет, пока увеличившаяся производительность труда и выросший объем производства не перекроют эти временно выпадающие налоговые доходы бюджета. Можно было бы не напирать так сильно на сдерживание инфляции, потому что растущей экономике нужна растущая денежная масса. Примерно 240 млрд руб., которые ожидает получить ФНБ за счет превышения фактической цены нефти над расчетной за счет банковского мультипликатора могли бы превратиться в 1,5-2 трлн руб. кредитов и инвестиций, которые пошли бы в производство, вместо того чтобы превратиться в валюту и американские Treasuries на счетах ФНБ. Поднимать налоги в условиях, когда реальные доходы граждан падают 4-й год подряд – это значит еще глубже загонять экономику в рецессию. Ставка на госпредприятия и госбанки может не оправдаться, нужно большое число коммерческих предприятий и банков, чтобы экономика развивалась в условиях честной конкуренции ее участников между собой.

 

Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: По моему мнению, у российской экономики есть внутренний ресурс для развития. В частности, наверное, можно было бы увеличить ее монетизацию или повысить соотношение денежной массы М2 к ВВП. Сейчас данный показатель в России равен всего 44,8%. Тогда как в развитых странах он превышает или близок к 100%, а в Китае равен 200%. Второй ресурс – увеличение государственного внутреннего долга. В России соотношение долг к ВВП равно 12,4%, а, к примеру, в Великобритании – 87%, в США – 127%. При условии запуска механизма рублевого финансирования капитальных вложений и долгосрочных инвестиций можно рассчитывать на ускорение экономического роста в России. В этом случае задачи президентского послания выглядят вполне реальными. Финансирование бюджетных расходов за счет рублевой эмиссии недопустимо.

Я полагаю, что в условиях антироссийских санкций имеет смысл рассчитывать лишь на собственные силы, а не на иностранных инвесторов. Еще один важный ресурс развития, который необходимо отметить, может заключаться в выравнивании имущественного неравенства. По коэффициенту Джинни, неравенство доходов в России в 2 раза сильнее, чем в Европе, Канаде, Австралии. Фактически, это означает, что если брать с богатых россиян такие же налоги как в этих странах, то можно почти в 2 раза повысить средний уровень жизни в стране. При этом условия для бизнеса никак не ухудшатся и такого замечательного эффекта можно добиться без всяких реформ и развития. По моему мнению, тут есть о чем задуматься нашему Минфину и правительству.

 

Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: С учетом того, что «майские указы» не были выполнены полностью, рассчитывать на реализацию новых планов тоже не стоит. Что касается, ресурсов, то в регионах и у налогоплательщиков их немного. Единственным разумным источником можно назвать долговые рынки. Россия могла бы нарастить объем заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для привлечения инвесторов рецепты уже многие годы не меняются: обеспечение защиты прав собственности, низкие бюрократические барьеры и снижение налоговой нагрузки. Невысокие темпы инфляции – условие необходимое, но недостаточное.

Роста налоговой нагрузки в условиях крайне неэффективного госуправления может привести лишь к снижению темпов роста экономики. Для увеличения ВВП необходимо наоборот снижать налоги.

 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Ресурсов в РФ, на наш взгляд, достаточно, даже для таких амбициозных целей. Главное их правильно сконцентрировать сфокусировать. Например, заменить вывоз капитала инвестициями. Не заниматься финансовыми спекуляциями, а вкладывать в производство. А вот в этом могут быть трудности. Наши элиты предпочитают вывоз капитала. Президент, очевидно, надеется, что ему удастся ограничить эгоизм элит. Дай бог, чтобы его надежды оправдались. Но задача очень и очень трудная.

По поводу регионов, то на них фактически эти указы переложить нельзя. Вот где точно ресурсов не хватит. И если ответственными станут регионы, значит, аппарат опять хочет заменить действия имитацией и подставить президента.

Задачи выполнимы, но они требуют огромных усилий.

В принципе сегодня в мире гораздо меньше мест для вложения, чем свободных денег. При этом в сегодняшних условиях не вложенные деньги уменьшаются. Поэтому желающих вложить в перспективные проекты всегда достаточно. Но для того чтобы деньги пришли необходима не только низкая инфляция, но и низкие и стабильные налоги. А главная простая прозрачная понятная и неизменная административная процедура. Если налоги у нас сейчас низкие, то процедура не так прозрачна, как хотелось бы и это отпугивает инвесторов.

Повышение налогов никогда не давало стратегического выигрыша, только сиюминутный, тактический. И уж точно повышение налогов не приведет к росту инвестиций. Но дело в том, что такое «фискальное решение», в чем оно состоит и кого коснется – пока не известно. Поэтому пока еще трудно что-то обсуждать.

Но меня беспокоит другое. Если именно частные инвестиции станут источником развития инфраструктуры и социальной сферы (демографии), то это может иметь серьезные негативные последствия. Бизнес идет только туда, где есть прибыль. И в вышеназванные сферы он пойдет только в том случае, если они станут сферами получения прибыли. А это потребует такого их изменения, которое людям вряд ли понравится.

 

Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Ресурсы для реализации программы четвертого срока будут браться из тех же источников, что и ранее, но с повышенной эффективностью и оборотом в экономике страны. Все больше услуг государства и бизнеса переводится через интернет, снижается теневой сектор, а экономика использует инфраструктуру, ВПК, нефть и газ, а также высокотехнологическую продукцию для ускоренного развития России. Базис уже построен, хотя без шероховатостей не обошлось (чистки в банковском и строительном секторах), но нам помогли «партнеры», которые буквально загнали «беглые» деньги обратно в страну. Офшоры для русских денег стали небезопасны еще сильнее, чем в России, поэтому приток средств в краткосрочной перспективе не сменится оттоком, конечно, кроме спекулятивного капитала. Что касается регионов и перекладывания части ответственности за исполнение целей, то их вклад будет довольно существенным, но не денежными средствами (их приток в большинстве регионов не позволяет выбраться из долгов в комфортную зону), а кадрами, эффективным использованием ресурсов и грамотными проектами, которые будет развивать федеральный центр. Страна подошла к уровню понимания того, что обновление инфраструктуры и человеческого капитала становится локомотивом развития всей экономики, а имеющиеся ресурсы позволяют достичь цели уже в среднесрочной перспективе. Собственные активы сегодня недостаточны для развития всех направлений одновременно, но и зарубежные инвесторы не смотрят на происходящее отстраненно – они вкладываются в реальный сектор и готовы извлекать прибыль из российского рынка. К этим инвестициям не относится спекулятивный капитал, который также можно использовать для краткосрочных проектов или поддержания оборотов экономики, но не более того. Повышение инвестиционных рейтингов и состоялось под давлением мирового капитала, который просто требует вложиться в рынки, где можно получить хороший доход. Про налоговые изменения стоит сказать отдельно – принципиально изменить налоговое законодательство с тем, чтобы увеличились налоговые поступления, на данный момент нельзя. Если поднять налоги, несмотря на нововведения в проведении финансовых операций через интернет и онлайн кассы, начнет расти теневой сектор, а если опустить, то увеличится оборот и налоговые поступления, но не сразу, а государство оперирует денежными потоками в постоянном режиме и ему требуются определенные средства постоянно. Суть вводимых изменений позволяет более эффективно использовать уже имеющиеся инструменты и отрегулировать ставки, чтобы польза была обеим сторонам, хотя обеспечить следующие 6 лет все обязательства будет очень сложно. Экономика мира находится в очень неустойчивом положении наверху и ей необходим всего один сильный толчок, чтобы пойти вниз, до следующей точки восстановления и роста. В ближайшие годы экономика России окажется в более выигрышном положении из-за принудительного протекционизма собственных товаров и услуг, поэтому новая глобальная коррекция окажет слабое воздействие на события внутри страны. Такое положение дел приблизит темп роста мировой экономики к российскому, даже если будем расти теми же темпами, что и сейчас. В итоге, цели поставлены, и ресурсы для этого заявлены. Реализовать планы полностью, даже при сверхэффективности правительства (которое работает сегодня) не получится, но будет несомненный рост. Поставленная цель останется таковой еще долго, но стратегия развития государства будет соотноситься именно с ней, поэтому амбициозность планов позволяет развиваться лучше и быстрее.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
И
11.04.2018 0 0
Иван:

В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин представил программу своего четвертого срока, которая включает ряд амбициозных целей. Похоже, он уже никогда не бросит заниматься ерундой...

А
05.03.2018 1 1
Аркадий Оксанов:

Милые господа эксперты! Спуститесь на землю и читайте тот журнал, где вы выступаете. Вот из статьи Сергея Егорушкина: " И еще один очень важный, чисто экономический фактор. Это ВВП на душу населения. Так вот в США, к примеру, это 57,4 тыс. долларов. Германия – 41,9 тыс. долларов. Франция – 36,8 тыс. долларов. Россия – 8,7 тыс. долларов. Вам для знаний: в 1913 году соотношение душевых ВВП США и России было 3,9 : 1. В 1985 году соотношение ВВП США и СССР было 2,2 : 1. Соотношение душевых ВВП США : РСФСР было 1,9 : 1. То, что ныне - считайте сами. Не мешает сравнить: СССР пытался догнать США, мы хорошо знаем как, но СССР потребовалось 70 лет для того, чтобы сократить разрыв с США вдвое. 70 лет!!! Проявите Ваши знания экономики: сколько лет потребуется экономике России для того,чтобы вернуться к соотношению 1985 года? И обратная задача: при каком росте ВВП в процентах ежегодно Россия восстановит прежнее соотношение с США в течение тех же 27 лет? А если США будут увеличивать душевой ВВП ежегодно всего на 2%? Учтите: любой школьник старшего класса справится с этой арифметикой очень быстро. А Вы, господа? Оксанов



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more