Индустриальные парки и развитие российской экономики
Индустриальные парки – это действенный механизм для привлечения инвесторов. Особенности и перспективы развития промышленных парков в России обсудили участники Международного форума "Индустриальные парки России 2011", состоявшегося в Москве 21-22 апреля 2011 г. Каковы же основные вопросы, поднимаемые на Форуме?
Что такое индустриальный парк?
Индустриальный парк - это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями и управляемая специализированной компанией.
Понятие Индустриального парка стало активно использоваться, начиная с 60-х годов прошлого века. Большинство индустриальных парков в России появилось за последнее десятилетие и связано с развитием автомобильной промышленности и химической отрасли. К сожалению, их большая часть появилась в чистом поле ("Greenfield"), а не с использованием существующих производственных площадок ("Brownfield") и чаще всего нацелены на строительство новых производств западными компаниями.
На данный момент у индустриальных парков в России нет четкого законодательно определенного статуса, но уже есть первые попытки решить данную проблему. Министерство экономического развития РФ в данном вопросе тесно сотрудничает с созданной недавно Ассоциацией индустриальных парков России.
По данным Ассоциации, сегодня в России всего 25 действующих индустриальных парков, готовых принять резидентов (без учета ОЭЗ) и около 70 проектируемых индустриальных парков.
География индустриальных парков
Расположение индустриальных парков зависит от рынков сбыта продукции, концентрации населения, транспортной инфраструктуры и т.д. Подавляющее большинство индустриальных парков расположено в европейской части России и на юге страны. За Уралом их практически нет - несмотря на традиционный промышленный потенциал и сырьевую базу - и это свидетельствует о том, что там сохраняется сырьевая ориентированность экономики.
В европейской части России лидерами по успешному развитию индустриальных парков стали Калужская, Ульяновская и Липецкая области и республика Татарстан. По количеству индустриальных парков лидируют Московская, Ленинградская, Тульская, Тверская области и Ставропольский край. Здесь парки еще не заполнены, и экономический эффект от их создания должен проявиться в ближайшие годы.
Готовность индустриальных парков
В действующем индустриальном парке дороги и инженерные сети уже не только спроектированы, но и построены. На сегодняшний день лишь порядка 30 % индустриальных парков России обладают готовой инфраструктурой, позволяющей потенциальным резидентам немедленно начать строительство или монтаж оборудования. Как показывает опыт лучших, в таких парках скорость запуска производства с момента принятия инвестиционного решения составляет 9-10 месяцев с учетом строительства.
Большинство индустриальных парков находится в ранней проектной или предпроектной стадии.
Сертификация индустриальных парков
Ассоциация индустриальных парков с участием международных экспертов разработала стандарты качества индустриальных парков, понятные международному инвестиционному сообществу. На основе этих стандартов проводится добровольная сертификация парков. На сегодняшний день сертифицировано 10 индустриальных парков, на очереди еще 17 заявок. Получение сертификата позволяет представить проект конкретного индустриального парка в четком и понятном для инвестора виде, - подчеркнул Председатель Оргкомитета Форума, Председатель Правления Ассоциации индустриальных парков России Максим Иванов. Это особенно важно, если речь идет об иностранных инвестициях. У иностранных предпринимателей мнение о России и российских деловых проектах складывается, в первую очередь, под воздействием средств массовой информации, и это мнение, большей частью, негативное. Деятельность Ассоциации индустриальных парков направлена на то, чтобы "подсветить перспективные очаги развития бизнеса, с которыми инвестор может работать".
Инструмент улучшения инвестклимата и развития экономики
Индустриальные парки чрезвычайно актуальны для российской экономики, так как представляют собой бизнес, который зарабатывает на улучшении инвестиционного климата, а значит, позволяет минимизировать бюджетные затраты на инфраструктуру и избавить государство от несвойственных функций. Это единственный конкурентоспособный способ локализации производства. В перспективе - это инструмент диверсификации экономики и избавления от сырьевой зависимости.
Развитие отрасли индустриальных парков позволит локализовать в России, а не в Китае экономический эффект от создания "точек роста", подобных Сколково, подчеркнул Максим Иванов. Индустриальные парки помогают создать внутренний спрос на инновации, в том числе и на те, которые будут получены в Сколково. Без достаточного спроса эти инновации будут реализованы не в России, а в других странах.
Немаловажно и то, что индустриальные парки позволяют выстроить очень длинные технологические цепочки - так чтобы высокотехнологичная продукция производилась из российского сырья и в дальнейшем использовалась на российских предприятиях.
Объем инвестиций в индустриальные парки, по оценкам Ассоциации, в ближайшие 5-10 лет может составить порядка 500 млрд. долл. Эта оценка, скорее всего, занижена, потому что индустриальный парк, помимо прочего, создает вокруг себя большое количество обслуживающих его производств.
Промпарки и рост производительности труда
"Особенностью России являются недоразвитые крупные города 2-го эшелона (крупные города после Москвы и Питера), - считает Президент Фонда "Центр Стратегических Разработок" Михаил Дмитриев. - Они слишком малы по численности населения и экономической плотности. Простое перемещение рабочей силы и инвестиций поблизости от этих городов из малых и средних городов, где производительность гораздо ниже, позволит добиться скачка производительности на 20-30% в течение ближайших 10 лет. Это реальная перспектива, она отражает уже сложившийся уровень производительности в крупнейших российских городах".
Индустриальные парки и моногорода
Кризис вынудил многие предприятия пойти на модернизацию, - а она неизбежно приводит к сокращению персонала в 3-5 раз, отметил Президент общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка. По его оценкам, глобальная модернизация, например, несырьевого сектора экономики, может привести к появлению порядка 38 млн. безработных. Поэтому очень важно наладить опережающее создание новых современных предприятий, что, в свою очередь, невозможно без улучшения инвестклимата.
Индустриальный парк создает большое количество рабочих мест и помогает решить проблемы трудоустройства и моногородов. В некоторых областях развитие индустриальных парков приводит даже к дефициту рабочих рук на местах, - подчеркнул Максим Иванов.
Создание индустриальных и технологических парков на высвобождаемых территориях крупных предприятий стало самым востребованным решением при модернизации моногородов, - рассказала заместитель Председателя государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Ирина Макиева. В них, по сути, уже есть все необходимые составляющие пропарка:
- удобное логистическое рабположение;
- свободные производственные площади с готовой инженерной и коммунальной инфраструктурой;
- квалифицированные трудовые кадры;
- наличие на градообразующих предприятиях непрофильных служб, способных обслуживать участников кластера (транспорт, клининг, ремонтные мастерские, питание);
- высокий потенциал роста малого и среднего предпринимательства для участия в технопарках.
Промпарки и государственно-частное партнерство
При создании индустриальных парков наиболее оптимальной представляется схема государственно-частного партнерства. В отсутствие мер государственной поддержки частные компании, как правило, не склонны брать на себя инвестиционные риски по созданию инженерной и энергетической инфраструктуры и стремятся переложить их на потенциальных резидентов и инвесторов.
По мнению Ирины Макиевой, примером успешного партнерства частного бизнеса, региональных и федеральных властей, стало создание технопарков на базе ряда моногородов. За счет бюджетного ресурса там обеспечивается инфраструктура - что снижает стоимость любого проекта для инвестора на 25-30%. Региональные власти участвуют в подготовке площадки для промпарка и частично финансируют его создание. При этом они могут также стать участниками специализированных программ, проходящих под эгидой различных министерств и ведомств - и это значительно снизит региональные издержки. Например, средства Минздравсоцразвития по программам занятости в субъектах можно использовать на создание временных рабочих мест - для приведения промышленных площадок в порядок. Кроме того, региональные власти обеспечивают привлекательные условия для инвесторов и, в частности, совершенствуют инвестиционное законодательство. Частный инвестор вкладывает свои и привлеченные средства в создание промпарка, создает управляющую компанию - в уставном капитале которой могут участвовать также и средства федерального, регионального или муниципального бюджета, а также различных институтов развития.
Промпарки и ОЭЗ - пожелания правительству
"При наличии значительных инвестиционных рисков в России самих промпарков будет недостаточно, - подчеркнул Михаил Дмитриев. - Они позволяют получить эффекты масштаба, минимизируют определенные риски - например, связанные с землеотводом и зонированием доступа к инфраструктуре, некоторые политические риски. Однако при существующем неблагоприятном институциональном климате для России гораздо важнее ускоренное развитие особых экономических зон. Они, по сути дела, представляют собой те же промпарки, но с особыми изъятиями из режима регулирования. Они, как минимум, позволяют решить проблему нашей конкурентоспособности по тем компонентам глобального индекса конкурентоспособности, которые касаются защиты прав собственности, политических рисков, трудности создания предприятий и трудности их ликвидации, неэффективности судебной системы и неблагоприятных режимов регулирования - особенно в части режимов строительства и экспортно-импортной деятельности.
Правительству необходимо существенно упростить и снизить барьеры не только для формирования индустриальных парков, но и для формирования особых экономических зон со своей специфической интитуциональной средой, управляемой западными управляющими компаниями. Для правительства очень важно также существенно упростить регламентацию всего этого процесса. Для промпарков надо существенно упростить спецификацию целевого назначения промышленных зон, она сейчас чрезмерно регламентирована и не позволяет получать эффекты масштаба от близкого соседства предприятий разного профиля, есть много ненужных запретов, оставшихся от советского времени. То же самое касается и особых экономических зон. Жестко регламентированная специализация тормозит реальные инвестиции и мешает получению синергетического эффекта и формированию кластеров".
Индустриальный парк - это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями и управляемая специализированной компанией.
Понятие Индустриального парка стало активно использоваться, начиная с 60-х годов прошлого века. Большинство индустриальных парков в России появилось за последнее десятилетие и связано с развитием автомобильной промышленности и химической отрасли. К сожалению, их большая часть появилась в чистом поле ("Greenfield"), а не с использованием существующих производственных площадок ("Brownfield") и чаще всего нацелены на строительство новых производств западными компаниями.
На данный момент у индустриальных парков в России нет четкого законодательно определенного статуса, но уже есть первые попытки решить данную проблему. Министерство экономического развития РФ в данном вопросе тесно сотрудничает с созданной недавно Ассоциацией индустриальных парков России.
По данным Ассоциации, сегодня в России всего 25 действующих индустриальных парков, готовых принять резидентов (без учета ОЭЗ) и около 70 проектируемых индустриальных парков.
География индустриальных парков
Расположение индустриальных парков зависит от рынков сбыта продукции, концентрации населения, транспортной инфраструктуры и т.д. Подавляющее большинство индустриальных парков расположено в европейской части России и на юге страны. За Уралом их практически нет - несмотря на традиционный промышленный потенциал и сырьевую базу - и это свидетельствует о том, что там сохраняется сырьевая ориентированность экономики.
В европейской части России лидерами по успешному развитию индустриальных парков стали Калужская, Ульяновская и Липецкая области и республика Татарстан. По количеству индустриальных парков лидируют Московская, Ленинградская, Тульская, Тверская области и Ставропольский край. Здесь парки еще не заполнены, и экономический эффект от их создания должен проявиться в ближайшие годы.
Готовность индустриальных парков
В действующем индустриальном парке дороги и инженерные сети уже не только спроектированы, но и построены. На сегодняшний день лишь порядка 30 % индустриальных парков России обладают готовой инфраструктурой, позволяющей потенциальным резидентам немедленно начать строительство или монтаж оборудования. Как показывает опыт лучших, в таких парках скорость запуска производства с момента принятия инвестиционного решения составляет 9-10 месяцев с учетом строительства.
Большинство индустриальных парков находится в ранней проектной или предпроектной стадии.
Сертификация индустриальных парков
Ассоциация индустриальных парков с участием международных экспертов разработала стандарты качества индустриальных парков, понятные международному инвестиционному сообществу. На основе этих стандартов проводится добровольная сертификация парков. На сегодняшний день сертифицировано 10 индустриальных парков, на очереди еще 17 заявок. Получение сертификата позволяет представить проект конкретного индустриального парка в четком и понятном для инвестора виде, - подчеркнул Председатель Оргкомитета Форума, Председатель Правления Ассоциации индустриальных парков России Максим Иванов. Это особенно важно, если речь идет об иностранных инвестициях. У иностранных предпринимателей мнение о России и российских деловых проектах складывается, в первую очередь, под воздействием средств массовой информации, и это мнение, большей частью, негативное. Деятельность Ассоциации индустриальных парков направлена на то, чтобы "подсветить перспективные очаги развития бизнеса, с которыми инвестор может работать".
Инструмент улучшения инвестклимата и развития экономики
Индустриальные парки чрезвычайно актуальны для российской экономики, так как представляют собой бизнес, который зарабатывает на улучшении инвестиционного климата, а значит, позволяет минимизировать бюджетные затраты на инфраструктуру и избавить государство от несвойственных функций. Это единственный конкурентоспособный способ локализации производства. В перспективе - это инструмент диверсификации экономики и избавления от сырьевой зависимости.
Развитие отрасли индустриальных парков позволит локализовать в России, а не в Китае экономический эффект от создания "точек роста", подобных Сколково, подчеркнул Максим Иванов. Индустриальные парки помогают создать внутренний спрос на инновации, в том числе и на те, которые будут получены в Сколково. Без достаточного спроса эти инновации будут реализованы не в России, а в других странах.
Немаловажно и то, что индустриальные парки позволяют выстроить очень длинные технологические цепочки - так чтобы высокотехнологичная продукция производилась из российского сырья и в дальнейшем использовалась на российских предприятиях.
Объем инвестиций в индустриальные парки, по оценкам Ассоциации, в ближайшие 5-10 лет может составить порядка 500 млрд. долл. Эта оценка, скорее всего, занижена, потому что индустриальный парк, помимо прочего, создает вокруг себя большое количество обслуживающих его производств.
Промпарки и рост производительности труда
"Особенностью России являются недоразвитые крупные города 2-го эшелона (крупные города после Москвы и Питера), - считает Президент Фонда "Центр Стратегических Разработок" Михаил Дмитриев. - Они слишком малы по численности населения и экономической плотности. Простое перемещение рабочей силы и инвестиций поблизости от этих городов из малых и средних городов, где производительность гораздо ниже, позволит добиться скачка производительности на 20-30% в течение ближайших 10 лет. Это реальная перспектива, она отражает уже сложившийся уровень производительности в крупнейших российских городах".
Индустриальные парки и моногорода
Кризис вынудил многие предприятия пойти на модернизацию, - а она неизбежно приводит к сокращению персонала в 3-5 раз, отметил Президент общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка. По его оценкам, глобальная модернизация, например, несырьевого сектора экономики, может привести к появлению порядка 38 млн. безработных. Поэтому очень важно наладить опережающее создание новых современных предприятий, что, в свою очередь, невозможно без улучшения инвестклимата.
Индустриальный парк создает большое количество рабочих мест и помогает решить проблемы трудоустройства и моногородов. В некоторых областях развитие индустриальных парков приводит даже к дефициту рабочих рук на местах, - подчеркнул Максим Иванов.
Создание индустриальных и технологических парков на высвобождаемых территориях крупных предприятий стало самым востребованным решением при модернизации моногородов, - рассказала заместитель Председателя государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Ирина Макиева. В них, по сути, уже есть все необходимые составляющие пропарка:
- удобное логистическое рабположение;
- свободные производственные площади с готовой инженерной и коммунальной инфраструктурой;
- квалифицированные трудовые кадры;
- наличие на градообразующих предприятиях непрофильных служб, способных обслуживать участников кластера (транспорт, клининг, ремонтные мастерские, питание);
- высокий потенциал роста малого и среднего предпринимательства для участия в технопарках.
Промпарки и государственно-частное партнерство
При создании индустриальных парков наиболее оптимальной представляется схема государственно-частного партнерства. В отсутствие мер государственной поддержки частные компании, как правило, не склонны брать на себя инвестиционные риски по созданию инженерной и энергетической инфраструктуры и стремятся переложить их на потенциальных резидентов и инвесторов.
По мнению Ирины Макиевой, примером успешного партнерства частного бизнеса, региональных и федеральных властей, стало создание технопарков на базе ряда моногородов. За счет бюджетного ресурса там обеспечивается инфраструктура - что снижает стоимость любого проекта для инвестора на 25-30%. Региональные власти участвуют в подготовке площадки для промпарка и частично финансируют его создание. При этом они могут также стать участниками специализированных программ, проходящих под эгидой различных министерств и ведомств - и это значительно снизит региональные издержки. Например, средства Минздравсоцразвития по программам занятости в субъектах можно использовать на создание временных рабочих мест - для приведения промышленных площадок в порядок. Кроме того, региональные власти обеспечивают привлекательные условия для инвесторов и, в частности, совершенствуют инвестиционное законодательство. Частный инвестор вкладывает свои и привлеченные средства в создание промпарка, создает управляющую компанию - в уставном капитале которой могут участвовать также и средства федерального, регионального или муниципального бюджета, а также различных институтов развития.
Промпарки и ОЭЗ - пожелания правительству
"При наличии значительных инвестиционных рисков в России самих промпарков будет недостаточно, - подчеркнул Михаил Дмитриев. - Они позволяют получить эффекты масштаба, минимизируют определенные риски - например, связанные с землеотводом и зонированием доступа к инфраструктуре, некоторые политические риски. Однако при существующем неблагоприятном институциональном климате для России гораздо важнее ускоренное развитие особых экономических зон. Они, по сути дела, представляют собой те же промпарки, но с особыми изъятиями из режима регулирования. Они, как минимум, позволяют решить проблему нашей конкурентоспособности по тем компонентам глобального индекса конкурентоспособности, которые касаются защиты прав собственности, политических рисков, трудности создания предприятий и трудности их ликвидации, неэффективности судебной системы и неблагоприятных режимов регулирования - особенно в части режимов строительства и экспортно-импортной деятельности.
Правительству необходимо существенно упростить и снизить барьеры не только для формирования индустриальных парков, но и для формирования особых экономических зон со своей специфической интитуциональной средой, управляемой западными управляющими компаниями. Для правительства очень важно также существенно упростить регламентацию всего этого процесса. Для промпарков надо существенно упростить спецификацию целевого назначения промышленных зон, она сейчас чрезмерно регламентирована и не позволяет получать эффекты масштаба от близкого соседства предприятий разного профиля, есть много ненужных запретов, оставшихся от советского времени. То же самое касается и особых экономических зон. Жестко регламентированная специализация тормозит реальные инвестиции и мешает получению синергетического эффекта и формированию кластеров".
Написать комментарий
А некоторые индустриальные парки, такие как Гринстейт, например, вполне самодостаточны и обладают высоким потенциалом.