Глобализация и продовольственная уязвимость
Начало 2011 года ознаменовалось продовольственным скандалом в Германии, волны которого достигли России, Китая и Кореи. О чем же свидетельствует обнаружение ядовитых диоксинов в продуктах питания? О качественном контроле или всеобщем отсутствии безопасности жизни, докатившемся и до хваленой Европы?
Начало 2011 года, помимо природных катаклизмов и необъяснимой гибели птиц и морских обитателей, ознаменовалось также продовольственным скандалом в Германии, волны которого достигли даже Китая и Кореи. О чем же свидетельствует обнаружение ядовитых диоксинов в продуктах питания – о качественном контроле или всеобщем отсутствии безопасности жизни, докатившемся и до хваленой Европы?
1. В немецких продуктах обнаружено вещество, вызывающее рак и бесплодие. В конце декабря 2011 года в яйцах, мясе птицы и свинине, производимых в фермерских хозяйствах Германии, был обнаружен диоксин – одно из самых ядовитых искусственных веществ. В малых дозах оно не опасно, однако накапливаясь в организме человека, диоксин вызывает различные заболевания, в том числе рак и бесплодие.
По итогам проверки было закрыто 4709 ферм, правда, через несколько дней часть предприятий получила разрешение возобновить работу. Птицефабрикам пришлось уничтожить около 100 тысяч потенциально опасных яиц, на некоторых предприятиях уничтожали кур. "Как показали пробы, уровень диоксина в мясе кур на одной из фабрик был превышен в два с половиной раза – 4,99 пикограмма (одна триллионная грамма) при допустимом количестве в 2 пикограмма на один грамм продукта. Власти Германии утверждают, что такое количество диоксина неопасно для человека, во всяком случае в краткосрочной перспективе".
2. Жажда наживы опаснее зооэпидемий. Практически сразу было установлено, что источником диоксина в мясе и яйцах стали жировые добавки для кормов, которые поставляла компания HARLES und JENTZSCH, производящая различные химикаты. Согласно публикации в журнале Der Spiegel, недопустимое количество диоксина в жировых добавках было обнаружено еще в марте 2010 года, однако об этом просто не доложили властям. Представители компании возражают, что завод был проинспектирован в июле и превышения допустимых норм яда тогда зафиксировано не было. Однако "новые пробы, взятые после того, как стало известно об отравлении кормов, показали превышение уровня диоксина в 18 случаях из 30. Причем в одном из образцов количество яда было выше нормы в 78 раз".
Представители HARLES und JENTZSCH не смогли объяснить, как диоксин попал в кормовые добавки. Согласно одной из первоначальных версий, компания подмешивала технический жир в дорогой корм. Такое предположение высказал, в частности, пресс-секретарь министра сельского хозяйства земли Шлезвиг-Гольштейн Герт Хане. В результате таких махинаций фирма получала по 1000 евро за тонну продукции вместо положенных пятисот. Если факт преступления будет доказан, то глава HARLES und JENTZSCH Зигфрид Зиверт (Siegfried Sievert) сядет в тюрьму на несколько лет.
По данным же организации по защите прав потребителей Foodwatch, источником диоксина в корме стали остатки пестицидов. Химическая экспертиза, проведенная самой компанией, выявила остатки пентахлорида, который применяется при защите растений от вредителей. Тем не менее, с итогами государственной экспертизы эти результаты не совпали.
В ходе расследования было установлено, что около 3 тысяч тонн загрязненных диоксином добавок к кормам было поставлено на 25 предприятий по производству комбикормов в федеральных землях Гамбург, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия и Саксония-Анхальт.
"Все животноводческие предприятия, на которые могли попасть корма, загрязненные диоксинами, будут оставаться закрытыми для поставок произведенной ими продукции на рынок до получения официального разрешения. Это разрешение будет дано только после положительного экспертного заключения. Все продовольствие, в котором выявлено превышение максимально допустимых норм по диоксину, будет уничтожено", – заявил статс-серетарем министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии Роберт Клоос.
3. Немцы готовы отказаться от яиц, но не проживут без печенья и макарон. На волне диоксинового скандала в Германии резко возрос спрос на экологически чистые биопродукты и упали продажи яиц. Интересно, что в Восточной Германии восприняли ситуацию с диоксином более спокойно: по данным социологической службы Emnid, там от яиц отказалось лишь 10% жителей. Западные же немцы отнеслись к диоксиновой угрозе гораздо серьезнее: среди них от яиц отказался практически каждый четвертый (23%). При этом большинство опрошенных по-прежнему покупают печенье, макароны и другие продукты питания, произведенные с использованием яиц.
4. Соседи по ЕС относятся к диоксиновой угрозе спокойнее, чем Китай и Корея. Еврокомиссия проверила на превышение норм диоксина все виды животноводческих хозяйств, включая фермы по выращиванию мясных и молочных коров, баранов и даже кроликов. Официальный представитель еврокомиссара по вопросам здравоохранения Джона Далли – Фредерик Вансан заявил, что зараженные диоксином продукты не пересекли границ Германии. Поэтому соседи по ЕС не стали вводить никаких ограничений на импорт немецкого продовольствия, хотя именно к членам Евросоюза идет большая часть мяса из Германии. Исключение составила Великобритания, где из продажи постарались изъять пироги, при приготовлении которых использовались яйца из Германии. Кроме нее, только Словакия – также член Евросоюза – приостановила ввоз немецких яиц и мяса цыплят до тех пор, пока собственными силами не проверит продукцию и не убедится в ее безопасности.
Россия также не ввела пока никаких ограничительных санкций – видимо, наши отношения с Германией на сегодняшний день столь хороши, что россиянам можно не опасаться диоксина.
Зато Китай и Южная Корея проявили гораздо большую осторожность и ввели временный запрет на импорт немецкой свинины и продуктов птицеводства. Их примеру последовала и Белоруссия – впрочем, скорее из профилактических соображений, поскольку такую продукцию из Германии в эту страну в последние полгода и не ввозили.
5. Станет ли еда безопаснее? С ростом населения и расширением международных рынков растут и потребности в продовольствии. Производство его постоянно увеличивается, чему способствует и развитие технологий. Однако становясь все более технологичными и прибыльными, продукты питания постепенно превращаются в некую "синтетическую еду", многократно упоминаемую в фантастических романах и фильмах.
Химия, генная инженерия и всевозможные новейшие технологии все настойчивее проникают в пищевую промышленность – причем не только благодаря их сознательному и целенаправленному внедрению в производство, но и из-за халатности и безответственности производителей. Недавний диоксиновый скандал стал уже четвертым по Евросоюзу: аналогичный инцидент произошел в Германии и в 2003 году, в 2006 году диоксины обнаружили в животноводческой продукции в Бельгии, а в 2008 – в Ирландии.
Еврокомиссия намерена ввести более строгий контроль за качеством кормов и кормовых добавок для всех видов скота. В частности, предполагается ужесточить условия для выдачи фирмам-производителям лицензии на изготовление комбикормов, а также запретить одновременное производство животных и технических жиров. Желая поддержать свое реноме, европейцы подчеркивают, что гарантией безопасности продовольствия служит действующая в Европе система отслеживания происхождения продуктов. Остальные же страны далеко не всегда могут предоставить подобные гарантии.
Deutsche Welle не преминула сообщить о растущей проблеме качества продовольствия в России. "По данным статистики, импортная продукция стала безопаснее, чем отечественная", – заявил в конце декабря заместитель руководителя Россельхознадзора, главный ветеринарный врач России Николай Власов. По словам Власова, в 2010 году было выявлено 632 предприятия, которые выпускали продукцию, не соответствующую требованиям качества, утвержденным в Российской Федерации. А количество партий товара, которые отклоняются или возвращаются на переработку, исчисляется тысячами, а то и десятками тысяч. При этом российские производители в последнее время стали попадаться на браке реже, чем зарубежные, однако объясняется это не возросшим качеством российской продукции, а понизившимся уровнем контроля российской продукции. "Наш мониторинг становится все более и более жиденьким", – признает главный ветврач России. По сравнению с 2007 годом, когда появилась программа мониторинга, объем финансирования этой программы в 2010 году в абсолютных цифрах сократился в 7 раз, а если посчитать с учетом инфляции, то в 18 раз. "Как показали результаты недавнего онлайн-исследования, проведенного компанией Nielsen, в России сегодня лишь один из трех покупателей уверен в безопасности продовольствия, которое он приобретает в магазинах, а двое из трех заявляют, что если будет возможность, то они скорее переплатят за импортный товар, нежели купят российский". Причиной этого, не в последнюю очередь, стал "введенный в России в начале 2010 года новый порядок контроля за качеством продукции, в результате чего была отменена обязательная сертификация продуктов питания и косметики. Чтобы иметь возможность продавать свою продукцию, достаточно получить декларацию, заполненную со слов самого же производителя", – отмечает Deutsche Welle.
Между тем, даже при самом строгом контроле вовсе не ставится задача освободить продукты питания от все большего количества консервантов, красителей, ароматизаторов и тому подобной синтетики. Экологически чистая и безопасная еда становится все более редким и дорогим удовольствием.
Написать комментарий
Еда вслепую. Большинство из нас предпочитает даже не задумываться о том, что же именно составляет наши завтраки, обеды и ужины. Канцерогены и ГМО оказываются на столах быстрее, чем их хозяева замечают, что купили что-то не то. Но тем не менее мы едим, травимся. Производили относятся к своим покупателям как к бездушным свиньям, трудящимися на работе и жующими их продукт в каждый свободный перерыв. Реклама делает свое дело - аплодисменты. Казалось бы, какое к этому отношение имеет глобализация, ведь в России поговорка "ешь, что дают" уже давно вошла в норму. Ответ прост – Европа нервничает, наше правительство делает вид, что тоже беспокоится. Не так давно, РФ пыталась вводить модернизацию в сфере молочной продукции. Словосочетанию «молочный напиток» до сих пор открыто не удалось попасться мне на глаза. Встречаются такие гибриды «молочная смесь», «молочный коктейль» и прочие уловки предпринимательства. Самое удивительное в этом «синтетическом чуде», что если оно пролежит где-то в морозильниках, даже после истечения срока годности – его можно будет пить. Оно ничуть не будет отличаться от своего свежего собрата. Продавцу остается лишь перебить срок годности. Такое происходит каждый день. Население перестает удивляться. Голос народа будет также потушен, как нежелательная свечка на чужом подоконнике. Хочется бороться с таким несправедливым отношением, но тщетно. Что делать? Мой совет – смотрите чаще не только на упаковку, но и на содержание. Старайтесь употреблять больше «живых» продуктов, а не тех, кто был обречен остаться «навеки во льдах». Единственный пример, который действительно может показать опасность такого образа жизни, будет получен только после смерти. Давным-давно, ещё до всемирной глобализации, открытия ГМО и якобы безопасных синтетических чудо-кормов, человеческий труп мог лежать не больше трех дней, а теперь – неделя и даже больше. В наших клетках, клетках наших детей уже обосновались консерванты, которые постепенно превращают нас в мумий XXI века. Да я знаю, мой пример жуткий, но я надеюсь, что хоть он поможет осознать происходящее и хоть кого-то задуматься. Думайте люди, вас, конечно, пытаются этого лишить, но вы думайте – своей собственной головой.