Борьба за деньги населения. Зачем ФАС пытается прижать сотовых операторов
В средине июля ФАС предупредила сотовых операторов о необходимости в двухнедельный срок изменить тарифы на связь во внутрисетевом роуминге. А в конце месяца регулятор принял решение о возбуждении дела против четырех крупнейших операторов мобильной связи за нарушение антимонопольного законодательства. Насколько обоснованны претензии ФАС и каковы перспективы этого противостояния?
Мы же вас предупреждали
Попытки разобраться с внутрисетевым роумингом ФАС предпринимала и ранее. Осенью прошлого года регулятор неоднократно проводил совещания с «большой четверкой» и ведомствами, посвященные отмене внутрисетевого роуминга. «Вымпелком» и Tele2 готовы были поддержать эту идею, МТС и «Мегафон» воздержались, заявив, что на пересмотр тарифов понадобятся многие месяцы, если не годы. Минкомсвязи неоднократно пыталось обсуждать этот вопрос с вице-премьером Дворковичем. По итогам этих осуждений никаких решений принято не было.
Весной этого года ФАС предложила сотовым операторам направить друг другу оферты о снижении тарифов на услуги по взаиморасчету, от которых зависят цены в роуминге для абонентов, и пригрозила антимонопольным расследованием в случае отказа. Операторы проигнорировали предложение регулятора.
17 июля ФАС предписала «большой четверке» к началу августа отменить тарифы на внутрисетевой роуминг и подготовить предложения по внутринациональному роумингу. Внутрисетевой роуминг – это когда абонент в поездках по стране пользуется услугами своего оператора. Поскольку операторы «большой четверки» представлены практически во всех населенных пунктах страны, то речь идет в основном о внутрисетевом роуминге, исключение составляет только Крым, где «большая четверка» отсутствует из-за санкций.
Требования ФАС глава ведомства Игорь Артемьев обосновал следующим образом: «Я считаю, что наличие роуминга в Крыму или в Московской области для москвичей – это просто позор. Что, не в своей стране живем, что ли?».
По сообщению замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, регулятор выдвигал к сотовым операторам не только экономические требования, но и призывал отказаться даже от самого термина «роуминг». Как утверждает чиновник, операторы от использования термина отказались, но в тарифы соответствующих изменений не внесли. Также не были подготовлены предложения по национальному роумингу. В итоге в середине августа ФАС возбудила дело в отношении всей «большой четверки». Операторы связи от комментариев воздерживаются, «Мегафон» заявил, что выполнить требование регулятора за столь короткий срок технически невозможно, и подал встречный иск на ФАС, который вскоре отозвал по неизвестным причинам.
Пресса сообщает, что по трем операторам дела будут рассмотрены в конце сентября, а в отношении одного из неназванных операторов (пресса полагает, что речь идет об МТС) регулятор смягчил позицию и решил дать отсрочку на выполнение своих требований. Эта компания отправила в адрес ФАС мотивированное ходатайство в положенный срок, в сентябре она должна предоставить регулятору план по изменению тарифных планов и исполнить его до 15 декабря этого года.
Цена вопроса
Полемика, развернувшая между операторами связи и ФАС по поводу отмены роуминга, сводится примерно к следующему: операторы утверждают, что они понесут финансовые потери. По утверждению операционного директора «Мегафона» Анны Серебряниковой, при отмене внутрисетевого роуминга компания понесет убытки в размере нескольких миллиардов рублей, которые нечем возместить. В качестве подтверждения своих слов руководитель оператора привела пример Евросоюза, в котором отмена роуминга готовилась несколько лет, при том что тарифы на сотовую связь в Евросоюзе на порядок выше российских. По поводу европейских тарифов на связь замечание совершенно справедливое – там ежемесячные платежи абонентов составляют 30–60 долларов в зависимости от страны. Но вот выводы из этого напрашиваются совсем другие – так долго тянуть с отменой роуминга в Евросоюзе позволили отличные лоббистские возможности сотовых операторов и только.
Также операторы утверждают, что число абонентов, пользующихся роумингом, не превышает 20% от общего числа и большая часть из них имеют пакетные тарифные планы, которые делают доплату за роуминг практически незаметной, то есть получается, что претензии ФАС имеют надуманный характер. Тогда непонятна такая непоколебимая позиция сотовых операторов в этом вопросе, если он, по их утверждению, столь незначителен. Лукавят, похоже.
Операторы утверждают, что в случае отмены роуминга расплачиваться за это будут 80% абонентов, которые этой услугой никогда не пользовались.
По оценкам экспертов, операторы потеряют на роуминге (в случае его отмены) до 35 млрд руб., чтобы возместить эти потери, они вынуждены будут поднять стоимость пакетов на 15–20 руб.
ФАС утверждает, что отмена роуминга может привести к росту тарифов «на доли копейки». Некоторые эксперты оценивают рост стоимости связи в пределах 1%.
А мыши плакали, но продолжали есть кактус
Рынок связи давно монополизирован, и это утверждение верно не только для России. В нашей стране «большая четверка» занимает больше 90% рынка (по некоторым оценкам – 99%), оценить их реальные доходы (учитывая «оффшорную оптимизацию») довольно сложно. Когда сравнивают российскую сотовую связь с европейской или американской, то не забывают упомянуть, что там работают десятки, если не сотни сотовых операторов и конкуренция высока. Эти утверждения верны лишь отчасти – в Европе большей частью рынка владеют всего несколько транснациональных операторов, таких как британский Vodafone, Deutsche Telekom (T-Mobile), France Telecom (Orange), норвежская Telenor, шведская TeliaSonera. Некоторые из них имеют непосредственное отношение к российским сотовым операторам.
Похожая ситуация наблюдается и в США – там на местном уровне работают десятки сотовых операторов, но федеральный рынок «держат» пара-тройка монстров. То есть, монополизация рынка связи наблюдается во всем мире. В такой ситуации тарифы компаний определяются не себестоимостью услуг и конкурентной борьбой на рынке, а исключительно платежеспособным спросом населения. Это совершенно четко видно по тому как испанская Telefónica не «гнушается» работать в совсем даже небогатых странах Центральной и Южной Америки, где занимает доминирующее положение на рынке под брендом Movistar, а в нищей Африке всего несколько сотовых компаний «окучили» около миллиарда абонентов (второй после Азии рынок мира) и среди лидеров все та же британская Vodafone. И под рыдания о том, что падают доходы, голосовая связь уже никому не нужна, продолжают заниматься благотворительностью.
Российский рынок сотовой связи достиг насыщения, в стране продано более 200 млн SIM-карт и расширяться больше некуда. Можно задуматься о снижении издержек, но этот путь не популярен, монополисты не для того завоевывают рынок, чтобы потом снижать издержки. Самый естественный путь для них – повышение стоимости предоставляемых услуг. Это легко заметно по постоянному росту тарифов ЖКХ, стоимости транспорта, бензина, электричества и так далее. Сотовые операторы в этом смысле не исключение. Но есть некий предел – покупательная способность населения – и он достигнут. Теперь идет борьба за тощий кошелек народонаселения страны между глобальными игроками. Сотовые операторы осваивают другие рынки – пользуясь своей инфраструктурой пытаются предоставлять финансовые услуги абонентам, раздумывают об интернет-торговле и прочих сервисах, о которых раньше и не помышляли. Банки, в свою очередь, интересуются сотовой связью. Например, Сбербанк приступил к тестированию собственного виртуального сотового оператора. Вот и ФАС в этом «регулировании рынка» принимает активное участие. Считается, что интересы абонентов отстаивает, то есть, нас вами. Наверняка все так и есть.
Написать комментарий
Жадность сотовых операторов бъёт все границы по всей стране одни и те же оператора,а они еще придумали как обогатиться придумали роуминг как странах зарубежья.Но они забыли РФ не делиться на части.Операторов можно судить за разделение РФ как отдельные страны,а это уголовное дело.Отмена роуминга исправит всё.Или оператор ждите самолет,чемодан и 24 часа персон нон града.И одним или трем операторам придется уйти пожизненно обратного пути нет.