29 МАР, 09:33 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Координация рынка региональных институтов развития: первые попытки

12 Августа 2016 9731 0 Институты развития
Координация рынка региональных институтов развития: первые попытки

Взаимодействие региональных институтов развития между собой до сих пор носит бессистемный характер. Это отнюдь не означает, что в этом направлении ничего не делается. Кто и как предпринимает попытки решить проблему отсутствия взаимодействия? Какие результаты в этом направлении получены на текущий момент? Что еще предстоит сделать?

Рынок региональных институтов развития относительно новый и развивающийся инструмент инвестиционной политики региона. В связи с этим механизм управления таким рынком на сегодняшний день недостаточно четко отлажен и функционален. Одним из таких не решенных до конца вопросов остается механизм координации рынка региональных институтов развития.

Первая волна попыток координации

Одним из первых органов, попытавшихся создать некую консолидацию деятельности региональных корпораций и агентств развития, стало Агентство стратегических инициатив (АСИ). В 2011 году Агентством был разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, который стал неким ориентиром для регионов по повышению их инвестиционной привлекательности. Внедрение этого Стандарта стало одним из приоритетных направлений деятельности региональных корпораций и агентств развития. Фактически корпорации и агентства получили некие предписания по тому, что и как нужно делать, чтобы увеличить поток инвестиций в регионы и сформировать основу для эффективной коммуникации бизнеса и местных властей. Однако его создание и внедрение не решило проблему отсутствия системного взаимодействия институтов развития.

Вторая волна координационных мероприятий

К одной из первых попыток решения данного вопроса относится организация и проведение Всероссийского форума институтов развития, который состоялся в Екатеринбурге в 2013 году. К тому моменту в России уже было создано и существовало порядка пятидесяти региональных корпораций и агентств развития, которые в процессе работы сталкивались с целым рядом одинаковых проблем, но были вынуждены их решать самостоятельно. С целью налаживания взаимодействия между институтами развития и обмена лучшими практиками реализации инвестиционного потенциала регионов РФ было принято решение провести форум.

Организаторами и идейными вдохновителями I Всероссийского форума институтов развития выступили Корпорация развития Среднего Урала совместно с АСИ при поддержке губернатора Свердловской области. Форум вызвал широкий резонанс, собрав порядка 500 человек из 70 регионов России, в том числе представителей из 30 региональных корпораций и агентств, и тем самым побив все рекорды по участию региональных представителей. Это показало необходимость и значимость подобного рода мероприятий и для самих региональных институтов развития, и для бизнеса, и для властей – как региональных, так и федеральных.

Главным итогом форума стало то, что были четко определены и сформулированы первоочередные задачи, решение которых позволило бы повысит эффективность институтов развития и создать единую коммуникационную площадку для системного взаимодействия региональных институтов развития. В результате этого на базе Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития, образованной в 2006 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Национальным агентством прямых инвестиций, была создана Ассоциация институтов развития (АИР), а Свердловская область была выбрана в качестве места проведения ежегодных форумов институтов развития.

В апреле 2014 состоялся II Всероссийский форум институтов развития, который проходил уже не только при участии и поддержке региональных властей, но и федеральных органов власти, в частности Министерства регионального развития Российской Федерации. Форум собрал более 1000 участников из 60 регионов России и представителей более десятка зарубежных инвестиционных агентств, 95% федеральных институтов развития. II форум претендовал на обсуждение и поиски решения более сложных и амбициозных задач: организация государственно-частного партнерства, развитие индустриальных парков и технопарков, привлечение прямых инвестиций, переход на новый этап взаимодействия региональных и федеральных институтов развития, ориентированный на партнерские взаимовыгодные отношения.

Несмотря на необходимость подобного рода мероприятий и заинтересованность различных структур в их проведении, своего дальнейшего развития эта инициатива не получила. В 2015 году форум не состоялся. Причина произошедшего, скорее всего, кроется в том, что как только форум получил федеральный статус (а именно это произошло в 2014 году, когда к организации и проведению мероприятия присоединился Минрегион РФ), в региональном бюджете не стали закладываться средства на его проведение. В свою очередь, упразднение Министерства регионального развития в сентябре 2014 года поставило под угрозу и дальнейшее существование Форума институтов развития.

Возникает вопрос: а что дальше?

В ожидании третьей волны координации и регулирования

На текущий момент основную работу по консолидации деятельности региональных институтов развития в основном выполняют три организации: НО «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития» (НААИР), АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) и АО «Корпорация развития Среднего Урала». В рамках своей деятельности эти организации пытаются наладить механизм взаимодействия региональных институтов развития между собой, а также привлечь внимание федеральных властей к проблемам инвестиционного развития регионов. Так, начиная с 2014 года, АСИ формирует свод лучших практик по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах. В 2015 году НААИР подготовила доклад «О трудностях в работе и необходимых мерах поддержки региональных инвестиционных агентств и корпораций развития», в котором обобщила наиболее распространенные проблемы региональных институтов развития. В частности, отмечается неопределенность статуса и места региональных институтов развития в системе органов власти, которые бы определяли «правила игры»; неразвитость инструментов эффективного взаимодействия региональных институтов развития с федеральными; низкий уровень квалификации сотрудников агентств; отсутствие централизованной площадки для сотрудничества между агентствами, которая, несмотря на конкуренцию регионов за инвестиции, необходима для обмена опытом и совместного поиска решений возникающих проблем.

Благодаря усилиям НААИР в мае 2016 года в Казани все-таки состоялся III Форум институтов развития, основной темой которого стал вопрос взаимного инвестирования между Россией и странами-участницами Организации исламского сотрудничества. Помимо основной темы обсуждения на Форуме были представлены первые результаты ежегодного исследования деятельности региональных институтов, проводимого Корпорацией развития Среднего Урала при поддержке НААИР и АСИ, в котором были сформулированы основные выводы и предложения по улучшению деятельности региональных институтов развития, полученные по результатам обобщения и анализа опросов и индивидуальных интервью с представителями региональных институтов развития. В исследовании были подняты все те же проблемы, что и в Докладе НААИР, начиная от механизмов реализации региональных ГЧП проектов, заканчивая нормативно-правовым регулированием деятельности региональных институтов развития.

***

Подводя итоги, можно констатировать, что несмотря на усилия, предпринимаемые указанными выше организациями, этого оказывается недостаточно для полноценной координации рынка региональных институтов развития. Видимо, сказывается нехватка единых механизмов регулирования, проработанной нормативно-правовой базы и эффективного взаимодействия региональных институтов развития, осуществляемого при поддержке не только региональных властей и некоммерческих организаций, но и федеральных властей. Остается надеяться, что создание в 2016 году в Минэкономразвития России рабочей группы по повышению эффективности деятельности региональных агентств станет тем самым катализатором, который позволит устранить сложности в работе региональных агентств по привлечению инвестиций.

 

Автор - ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания "Капитал страны".

Наталья Екимова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more