Результативность региональных инвестиционных форумов
Рассмотрение региональных инвестиционных форумов как институционального института неизбежно приводит к потребности сравнения их между собой. Каковы могут быть основные параметры, позволяющие определить место конкретного мероприятия на российском рынке форумов? Что является необходимым атрибутом «крупнокалиберных» инвестиционных форумов?
1. В поисках измерителей результативности инвестиционных форумов
Зарождение и закрепление нового регионального института — инвестиционных форумов — требует не только анализа условий его функционирования, исследования перспектив и препятствий его развития, но и проведения оценки сравнительной результативности и целесообразности проведения каждого из таких мероприятий. Очевидно, что ввиду разнообразия всех инвестиционных форумов по форме и содержанию трудно выработать единый комплекс критериев, на основании которых можно утверждать превосходство одного форума над другим. Тем не менее, первоочередная задача почти всех типов форумов состоит в создании благоприятных условий для заключения инвестиционных сделок, т.е. чем большее количество таких сделок и чем выше суммарная сумма таких соглашений, тем престижней и эффективнее мероприятие. Такую характеристику следует считать экономической результативностью форума. Другой важной задачей (в большинстве случаев) для организаторов является привлечение широкого круга участников, следовательно, массовый формат форума при прочих равных также свидетельствует о высоком статусе события. Этот параметр можно обозначить как социальную результативность. И, наконец, украшением, а скорее необходимым минимумом, любого инвестиционного форума в России становится выступление на пленарной части или хотя бы участие в дискуссии политических фигур первой величины, которые сразу увеличивают «вес» форума, приковывая к нему объективы СМИ и взгляды экспертов-аналитиков. К таким персонам относятся Президент РФ и ближайших круг его помощников, а также все министры во главе с Председателем Правительства и его заместителями. В меньшей степени это относится к чиновникам ранга заместителя министра и ниже, парламентариям, губернаторам. Таким образом, этот параметр отражает политическую результативность форума, причем ее расчет целесообразно вести не по общему «поголовью» первых лиц Отечества, а по статусу самого весомого из них. По нашему мнению, сопоставление региональных инвестиционных форумов в этих трех координатах действительно может дать представление о классе мероприятия и его положении относительно конкурентов на фоне всех участников рынка форумов.
2. Два гранда российского рынка инвестиционных форумов
К числу самых важных и популярных форумов относятся Петербургский международный экономический форум и Международный инвестиционный форум Сочи. Недаром, первый получил неофициальный статус «Президентского», т.к. глава страны не упускает возможности почтить это мероприятие своим присутствием каждый год, а второй — «Премьерским» по той же причине, хотя Председатель Правительства нашей страны стал его постоянным участником с 2008 г. Рис.1 демонстрирует результативность «Президентского» форума в экономической и социальной плоскостях. С поправкой на кризисные два года эти показатели не демонстрируют сильных флуктуаций. Обращает на себя внимание сумма заключенных инвестиционных соглашений в 2013 г., которая увеличилась по сравнению с предыдущим периодом почти в 25 раз. Причиной тому служит один крупномасштабный контракт между компанией «Роснефть» и Китайской нефтегазовой корпорацией CNPC на 8,8 трлн руб. Очевидно, что подобный контракт готовился длительное время и вряд ли чем-то обязан форуму, кроме торжественной обстановки его подписания. И хотя больше таких впечатляющих сделок «Президентский» форум не видел, все же ряд крупных договоров был подготовлен явно заранее (например, приобретение РФ у Франции двух вертолетоносцев «Мистраль» на 1,2 млрд евро).
Схожие показатели результативности демонстрирует и «Премьерский» форум (рис.2). Однако, в отличие от «Президентского», более половины суммы сделок приходится на хозяйствующих субъектов Краснодарского края, что напрямую было связано с подготовкой Зимних Олимпийских игр 2014 и других знаковых культурных и спортивных событий.
3. Попытка общего взгляда на рынок
Оценить различные аспекты результативности всего рынка региональных инвестиционных форумов пока не представляется возможным из-за отсутствия официальных данных. В 2015 г. сведения об экономической результативности представили всего 7 форумов (табл.1). Значимых корреляционных связей по такой малой выборке получить невозможно, однако складывается впечатление, что все три аспекта результативности форумов взаимозависимы.
Название форума | Сумма подписанных контактов, млрд. руб. | Число участников, чел. | Представитель высших эшелонов власти |
---|---|---|---|
Восточный экономический форум | 1300 | 2520 | Президент РФ |
Красноярский экономический форум | 214 | 6000 | Заместитель Председателя Правительства РФ |
Петербургский международный экономический форум | 293 | 8000 | Президент РФ |
Международный инвестиционный форум «Сочи» | 415 | 8200 | Председатель правительства РФ |
Ялтинский международный экономический форум | 15 | 600 | Министр РФ по делам Крыма |
Международный инвестиционный форум в Тверской области | 7 | 300 | — |
Межрегиональный экономический форум «Масловский клуб инвесторов» | 20 | 700 | — |
Справедливо будет отметить, что показатели экономической и социальной эффективности имеют некоторую «раздутость». Во-первых, как было продемонстрировано на примере «Президентского» форума, часть, а иногда и подавляющее большинство инвестиционных сделок не являются продуктом коммуникации участников мероприятия непосредственно во время его проведения, а лишь демонстративно проводятся для привлечения общественного внимания. Хотя бывают и обратные случаи: главный рачитель Восточного экономического форума Вице-премьер Ю.Трутнев, подводя итоги мероприятия в 2015 г., особенно подчеркнул: «Причем мы не устраивали специальный «субботник», чтобы к форуму отложить часть подписаний. Это реальные проекты, которые сложились за это короткое время» . Во-вторых, организаторы форумов используют разные способы подсчета числа участников — с включением представителей СМИ и без. На крупных форумах журналисты составляют порядка 10-15% от общего числа участников (в табл.1 представлены данные без учета СМИ).
Кроме того, удивляет нежелание организаторов форумов освещать итоги мероприятия, включая количественные данные в области экономической и социальной результативности. Согласно оценкам автора, менее 10% инвестиционных форумов в России сопровождаются такого рода информацией, а около 1/3 — вообще не предоставляют какого-либо официального обзора после завершения события.
Автор - научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания "Капитал страны".
Написать комментарий