26 АПР, 18:04 МСК
USD (ЦБ)    93.2918
EUR (ЦБ)    99.5609


Разгильдяйство на «Восточном». Как неудачный пуск обнаружил в Путине «эффективного менеджера»

29 Апреля 2016 10051 3 Политика
Разгильдяйство на «Восточном». Как неудачный пуск обнаружил в Путине «эффективного менеджера»

Запуск первой ракеты с космодрома «Восточный» в Амурской области был запланирован на 27 апреля. В некотором роде советская традиция привязки торжественных прорывов и монументальных достижений к сакральным датам была прервана – 12 апреля страна вспомнила о важном поводе гордиться собой. 55 лет назад этот повод каждому гражданину России предоставил Юрий Гагарин, первый человек в космосе. Но накладывать на памятное событие ввод в строй «Восточного» власти осмотрительно не стали – всегда есть риск омрачить праздник для истории.

Президент Владимир Путин, разрешивший в октябре 2015 года перенести на полгода дебютный запуск ракеты в связи с  откровенным срывом сроков, прибыл на стартовую площадку первого гражданского космодрома на территории России за 46 минут до долгожданного представления. Обычно президент заставляет ждать первых лиц государств, включая его святейшество папу римского. Но на этот раз обстоятельства непреодолимой силы задержали его на целые сутки.

Для почетных гостей и президентской свиты представители государственной корпорации «Роскосмос» приготовили шампанское. Сдачу первой очереди космодрома нельзя было не отметить звоном бокалов. Впервые о «Восточным» власти заговорили в 2009 году – России давно требовался полностью независимый доступ на орбиту со своей территории. Тем не менее, план его строительства Совет безопасности утвердил лишь в 2011 году, а за последние пять лет он превратился в «фараоновскую» стройку, где происходят баснословные хищения бюджетных средств и не платят зарплаты сотням рабочих.

Однако, как и в 1999 году, когда Путину досталось распутывать клубок противоречий в Дагестане, он вполне мог повторить свои слова: «Пить будем потом, когда задачи принципиального характера будут решены». То, ради чего он прибыл на Дальний Восток, не случилось: запуск сорвался за две минуты до старта.

Человеческий фактор и автоматика

Две недели назад страна воодушевленно вспоминала советскую версию лозунга научно-технического прогресса: «Поехали!» До полета Гагарина на космодроме «Байконур» случались страшные аварии, в том числе с человеческими жертвами. Но его уверенный и возбужденный возглас за мгновение до отрыва ракеты от земли, преодолевал сомнения и вселял уверенность. Теперь же, после череды досадных неудач и провалов, начавшейся c 2000-х и особенно запомнившейся падением ракеты-носителя «Протон-М» в 2013 году, все чаще звучит разочарованное «Приехали!».

И действительно: если за 1990-е на 84 успешных запуска пришлось всего две аварии, то в 2014-2015 годах у России было уже три аварийных пуска против 45-ти состоявшихся. А если принять во внимание, что в 70-е и 80-е аварий вовсе не отмечено, то печальная тенденция налицо.

Самое удручающее, что аварии провоцируют не новейшие технологии, которые еще не прошли обкатку; дело и не в старой технике, а чаще в ее воспроизводстве. Когда дальневосточный космодром лежал в планах, рассматривалась возможность построить его под новую ракету «Русь-М». Но затем власти быстро отказались от любых новаций, неизведанного и не опробованного. «Восточному» до 2023 года (ожидаемая дата ввода в строй второй очереди космодрома, приспособленной под ракету «Ангара» и пилотируемый пуск) прописали ракетоносители «Союз-2» – модификации «семерки» (Р-7), разработанной еще основоположником советского космоса Сергеем Королевым.

Как раз на такой ракете – «Союз-2.1а», которая должна была вывести на орбиту три российских спутника, в том числе аппарат МГУ «Михайло Ломоносов», за две минуты до пуска сработала страховка. Приборы не получили своевременно отклика от системы управления двигателем, отвечающей за включение и выключение, отделение ступеней и направление полета. Специалисты из госкомиссии тут же бросились расшифровывать телеметрию, искать проблемное место. При этом источники информационных агентств говорили, что если нужной детали не найдется, то запуск придется перенести на неопределенный срок.

Всю среду ракета «Союз» оставалась на стартовом поле, наблюдатели нервно следили – не начнут ли сливать топливо, что стало бы свидетельством окончательного фиаско первого запуска. Позднее глава «Роскосмоса» Игорь Комаров, направленный в космическую отрасль прямиком из кресла топ-менеджера АвтоВАЗа, объявил о причине: «недостаток работы одного из кабелей». Изготовленный «НПО автоматики» кабель, ведший к топливному каналу, оказался неисправен и вынудил автоматически прервать запуск.

Выговоры за разгильдяйство

На космодроме возникло нездоровое напряжение. До последнего момента человеческий фактор не исключался, а президент выказал желание остаться до повторной попытки утром следующего дня (28 апреля). В создавшейся атмосфере за кадром оставалось то, что технические неисправности – часть рабочего процесса; автоматика на то и нужна, чтобы из-за мелкой неисправности не пустить насмарку дорогостоящую ракету-носитель и ее груз. Однако когда пуск превращается в смотр «достижений народного хозяйства» с участием первого лица, рутинные операции и неполадки выходят на первый план, подтверждая опасения российского общества о том, что идеализированный научно-технический прогресс Советского Союза сменился на регресс России. И у главы государства в этих обстоятельствах тоже сработала «автоматика» поведения: он бессознательно повторил худшие управленческие практики советских вождей и главного из них, освещенного культом личности.

Во многом это обусловлено предысторией космической «стройки века». Первый пуск с «Восточного» должен был состояться в декабре 2015 года. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в частности космическую отрасль, обещал Путину, что космодром будет готов к сроку. Но Путин посетил стройку и снисходительно согласовал перенос на полгода. Тогда его внимание было приковано к многочисленным фактам хищения подрядчиками бюджетных средств и бунтующим строителям.

По разным оценкам, «Восточный» обойдется России в 300-600 млрд руб. Первая очередь – платформа для пуска ракетоносителей среднего класса «Союз-2» – стоила, по словам главы «Роскосмоса», 120 млрд руб., а по подсчетам РБК, 161 млрд руб. При этом Счетная палата в декабре 2015 года оценила объем хищений на строительстве в 13 млрд руб. Вторая очередь – 2016-2023 годы, по словам Рогозина, может стоить 250 млрд руб., примерно столько же третья, которая позволит работать со сверхтяжелыми ракетоносителями и отправить экспедицию на Луну или на Марс, что является давней мечтой Рогозина. Однако все это отдаленная перспектива до 2030 года, и ввиду финансовых проблем, ухудшающегося состояния российской экономики мы еще увидим переносы на 2035, 2040-ой…

Собственно, претензии на этот раз свелись не к космодрому как таковому, а к состоянию космической отрасли России. Путин потребовал «разбора полетов»: «При освоении новой техники возможны сбои, но когда две из четырех неполадок связаны с состоянием аппарата – это разгильдяйство». «Сегодняшний сбой пуска связан, насколько я понимаю по докладам, не с состоянием космодрома, а с самим ракетным комплексом», – отметил президент. Однако чтобы не расслаблялись, он пообещал отправить «на тюремные нары» тех, кто был замешан в коррупции на строительстве «Восточного» и пребывает в СИЗО либо под домашним арестом.

Хотя «автоматика перестраховалась», а следов «человеческого фактора» так и не нашли, после успешного старта «Союза» Путин не сменил гнев на милость. Он устроил «настоящий разнос» за «идеальное разгильдяйство», писал «Коммерсант». Выговор получил Рогозин, строгий выговор – Комаров, а главу «НПО автоматики» Леонида Шалимова президент обвинил в неполном служебном соответствии.

Впрочем, для сторонников жесткой руки это небольшое утешение. Вопрос открыт: как стимулировать управленцев и исполнителей, привыкших к разгильдяйству и воровству, забывших про долг, профессиональные обязанности и репутацию? Отдаленное подобие репрессий против нарастающего застоя кажутся власти единственным рецептом полезной встряски. Но система постепенно приходит в упадок потому, что нет никакой сверхцели, как нет идеологии развития у самого государства и у власти в первую очередь. Это то, на чем держался советский космос.

«В 90-е годы мы вообще чуть не утратили эту отрасль. Специалисты, которые работают в этой сфере, посвятили этому свою жизнь, знают, что раздавались голоса, на первый взгляд, ответственных людей о том, что нужна ли нам вообще эта отрасль, это дорогая отрасль, нам бы побольше колбасы и хлеба», – рассуждал Путин на космодроме «Восточный». С этой стороны приоритеты 90-х для многих чиновников остаются все еще актуальными, только еда сменилась на движимое и недвижимое имущество.

Между тем Россия – мировой лидер по запуску ракет. И с точки зрения имиджа очень важно снижать аварийность, подтверждать высокое качество и надежность услуг. Ведь растет международная конкуренция не только с другими странами, но и с частными компаниями, к примеру, SpaceX. В следующие десять лет – 2016-2025 – Россия потратит на Федеральную космическую программу 1,4 трлн руб., то есть расходы составят примерно 140 млрд в год. Это незначительная сумма по отношению к ВВП – 0,2%, но достаточно большая, чтобы попытаться незаметно «отпилить» от нее кусочек в ущерб общему результату.

Космос давно уже не мечта и не преодоление человеческих границ; перестал он быть и отдельной статьей гонки вооружений сверхдержав. Сегодня космос это бизнес, где выигрывают наиболее эффективные игроки. В этом смысле «Восточный» – космодром прежних технических достижений, с которыми у современной России, как и с бизнесом, не все в порядке. И это заставляет волноваться, но репрессии не помогут.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
05.05.2016 0 0
Алга:

Информация последних дней касательно этого пуска заставляет усомнится в реальности последнего. Космический аппарат нанокласса SamSat-218, якобы запущенный на орбиту, не выходит на связь, что-то там пиликает азбукой Морзе, пролетая над приемной станцией, и больше нигде. Показанный по телевизору запуск ракеты тоже вызывает вопросы - цвет ракеты разный 27 (серый) и 28 (белый) апреля. НАСА не зафиксировала старта ракеты, во всяком случае, информации про вывод космического аппарата на орбиту нет. Так что, вероятнее всего, запуска и спутника вообще не было. Похоже, что была какая-то грандиозная имитация, типа полета в космос Гагарина. Так что обещание Рогозина освоить Луну вполне может осуществиться, по меньшей мере, в российских телевизорах.

В
05.05.2016 0 0
Валерий:

Этот "эффективный менеджер" уже второй раз заводит со своей шайкой-лейкой Россию в кризис только за последние 8 лет.

В
30.04.2016 2 2
ВОВА:

Рыба гниет с головы - если она есть - а если вместо башки у этого налима только маузер то фамилия его - путин!!!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more