7 ОБМАНОВ В РОУМИНГЕ: КТО ВИНОВАТ В ЗАОБЛАЧНЫХ СЧЕТАХ
Еще в начале лета, Евросоюз заявил об отмене роуминга для граждан своих стран на территории всего сообщества. Следом за этим заявлением европейских коллег, вопрос роуминга подняли и в России. Напомним, что 14 июля 2017 года Федеральная антимонопольная служба выдала предупреждение в адрес ведущих сотовых операторов, с требованием устранить экономически необоснованную разницу цен в домашнем регионе и на территории России в целом. Как заявили на сайте ведомства: «ФАС России установила признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые выразились в установлении и поддержании разных тарифов на услуги сотовой связи в домашнем регионе и поездках по России. Такая разница экономически и технологически не обоснована». В ответ на это объявление, компании «ВымпелКом», «МТС», «МегаФон» и «Т2 Мобайл» выказали готовность исполнить предписание, однако попросили рассмотреть возможность поэтапной отмены роуминга, что было одобрено. На сегодняшний день, крайний срок выполнения предписания об отказе от роуминга внутри страны –15 декабря 2017 года.
Международные границы общения или где искать скрытые сборы?
В первую очередь обратимся к вопросу осуществления тарифных планов в отношении международного роуминга. При отсутствии видимых изменений в предоставлении услуг со стороны российских сотовых операторов в целом, рядовые туристы могли заметить, что что-то пошло не так, по размеру своего кошелька и детализированным счетам, сообщившим многим этим летом, что суммы, потраченные на общение за границей, несколько выше тех, что ожидали владельцы. Стоит также отметить, что с данной проблемой столкнулись обладатели смартфонов, в то время как люди, предпочитающие обычный мобильный телефон, ощутили финансовые изменения в меньшей степени.
Отказ от роуминга внутри ЕС, ожидаемо ударил по Российским операторам. Выпадающие доходы компенсировались за счет повышения межоператорсих платежей для операторов из-за пределов ЕС. По словам представителей «Мегафона», иностранные партнеры уже неоднократно повышали цены. Иными словами, в сфере сотовых операторов также работает закон сохранения энергии. Любая система тяготит к равновесию и стремится компенсировать издержки. Российские операторы стараются сдерживать рост цен на пользование услугами связи, этого удается добиться, но какими методами? Потребитель смотрит условия пользования тарифом и видит, что стоимость звонков осталась неизменной, и радостно переключается на него (или подключает знакомый ему пакет услуг роуминга). Мы привыкли, что основные деньги за пользование сотовой связью мы тратим, когда звоним кому-то или выходим в Интернет. В то время как основные траты современный телефон производит фактически без нашего участия.
Происходит это потому, что для полноценной работы смартфон часто пытается «выйти» в интернет, что-нибудь обновить и скачать. Для более качественной связи постоянно работает еще и GPS, благодаря которому и приходят неимоверные счета по возвращению из отпуска, согласно детализации. Отметим также, что чем больше вышек связи присутствует в регионе пребывания, тем чаще смартфон переключается между ними и расходует трафик данных. Об этом не сообщают сотовые операторы, т.к. это не входит в их компетенцию, но между тем, гарантирует увеличение доходов, благодаря незнанию большинства. Даже неоткрытые сообщения из социальных сетей или электронной почты – это уже потраченные деньги, ведь оповещение о них вы получили.
Роуминг внутри страны: невидимые границы
Судя по рекламным слоганам, к отмене роуминга уже давно и активно преступили, однако в реальности дело обстоит куда сложнее. Проблем с данной услугой не стало меньше ни на территории страны, ни за ее пределами.
Так, абонент получил счет на 8 470 рублей за якобы использованный интернет-трафик, предоставленный ему в период нахождения в поездке по России с 3 по 17 августа 2017 года. Детализация счета показала, что человек не покидал региона, однако бесплатно пользовался интернетом на своем телефоне всего 6 дней, затем стоимость трафика составила 4 рубля за каждый 0,5 Мб, что и привело к получению такого неожиданно большого счета. По словам абонента, никаких оповещений об окончании бесплатного трафика данных он не получал, тариф на телефоне не менял, и не понимает, что произошло. Ранее проблем с Билайном у него не возникало. На его претензию, компания ПАО «ВымпелКом» не дала никакого ответа.
Подобные примеры, к сожалению, нельзя рассматривать как единичный случай. Такое происходит достаточно часто, но почему? Рассмотрим причины подобных явлений.
Речь пойдет о манипуляции доверием потребителей. Ведь именно так можно охарактеризовать добросовестность сотовых операторов, открыто заявляющих о «роуминге без границ» и иных прикрасах, когда на деле у тарифного плана как в отношении стоимости минуты разговора (что потребитель еще может предположить), так и в отношении стоимости 1 Мб, существуют исключения по регионам. Несмотря на подключенную опцию, в некоторых регионах России, трафик навигационных приложений будет оплачиваться помегабайтно или предоставляется по другому тарифу. На некоторых тарифах, опции роуминга предоставляются с учетом пользования полный календарный месяц, как следствие, отключение опции не гарантирует прекращение списание средств за нее на следующий же день.
С данной проблемой столкнулся Валерий, житель Москвы, пребывающий с начала октября 2017 года в командировке в Ленинградской области. «Я подключил онлайн-телевидение для смартфона, дав согласие на пробный период. Когда он закончился, я зашел на сайт и отключил услугу, но она оставалась подключенной еще пару дней. По словам оператор, был недостаточный уровень связи для отключения услуги, хотя звонки проходили без проблем. Я переплатил абонентскую плату за 2 дня и, как оказалось, еще и за смежную «телевидению» услугу «кино», которая по тарифу в 2 раза дороже. О ее подключении меня вообще не уведомили, сообщив лишь, что они идут «в комплекте» друг с другом. В итоге, пользуясь связью от Tele2, я платил 28 руб/сут., вместо 7 руб/сут.»
Причиной подобного непонимания со стороны абонента, становится ряд нарушений со стороны сотовых операторов, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах.
Техническая сторона вопроса. Нас обманывает телефон или сотовый оператор?
Иная проблема, о которой не сообщат в салоне связи, это заблуждение в том, что при отключении функции 3G/LTE на телефоне, аппарат не будет иметь возможность выходить в интернет и автоматически будет использовать Wi-Fi, если задать ему такое требование.
Эта проблема наиболее актуальна для владельцев iPhone. Будьте внимательны, вы отключаете только один вид связи, оставляя возможность выходить смартфону в интернет через GPRS и EDGE. Действительно, разработчики IOS никак не комментируют причины, по которым телефоны, с отключенными функциями «сотовые данные» и «роуминг данных», открывают доступ службам определения местоположения и другим приложениям к данным. Обсуждения в сети Интернет, как и сообщения на официальном форуме компании Apple подтверждают, что вопрос был поднят владельцами Iphone в 2014 году, и остается актуальным и на новой версии прошивки от IOS в 2017.
Некоторые сотовые операторы, зная о существовании подобной проблемы, дублируют функции отключения роуминга данных непосредственно в приложении оператора, тем самым перекладывая на него основную задачу по отключению. Пользователи, устанавливая приложения от операторов, часто автоматически разрешают вносить изменения и открывать доступ к ряду функций на своем телефоне, при этом, не задаваясь вопросом о том, что этими действиями самостоятельно делегируют приложению ряд действий. Назвать подобное обманом нельзя, однако это уловка, которая успешно работает в отношении невнимательных потребителей.
Реклама, которая промолчала
На подключении смежных опций часто ловят людей, находящихся вдали от дома, и желающих сделать свое пребывание там более дешевым и комфортным. В итоге, абонент может столкнуться с ситуацией, когда при подключении одной услуги в тестовом режиме, она продолжит автоматически осуществляться после пробного периода, а к ней еще и добавится другая, которая идет «в комплекте». На автоматическое продление (чит. подписку на услугу) клиент может обратить внимание не сразу, думая, что она ему больше не предоставляется, что приведет к задолженности на счету абонента, который «пользовался» услугой де юре, де факто ни разу не воспользовавшись ей.
Согласно исследованиям, проведенным Обществом потребительских инициатив (ОПИ), организацией по защите прав потребителей, обман и уловки о стоимости услуг в роуминге являются наиболее частым правонарушением со стороны всех ведущих операторов связи в России. Приемы различны. Некоторые операторы необоснованно заявляют о полном отказе от роуминга по стране («МегаФон», «Yota»), другие указывают в рекламе стоимость за одну единицу тарификации (Мб), но подключается сразу пакет по значительно более высокой цене («МТС», «Билайн»). В любом случае, для потребителей это грозит существенными непредвиденными расходами. Тем самым, привлекательная стоимость звонков и интернета в роуминге (от 7 руб/мин и 5 руб/МБ) является всего лишь прикрытием для навязывания обязательных платных пакетов услуг (от 100 руб./день за звонки и 200 руб./день за интернет). Указанные пакеты подключаются автоматически каждый день нахождения в роуминге при совершении звонков/выходе в интернет. Отказаться от оплаты таких пакетов и при этом осуществлять связь – нельзя.
Представленные выше способы прямого или косвенного обмана пользователей, со стороны сотовых операторов чаще всего базируются на рекламных роликах или буклетах, в которых представлена недостаточная или неверная информация о тарифных планах. За последние полгода, ОПИ снизила число нарушений операторов на 30%. В число рассмотренных организацией правонарушений вошли: обман в роуминге, сокрытие реальной стоимости услуг, недостоверная информация о превосходстве над конкурентами. Не сложно догадаться, что все 3 позиции могут оказывать влияние на конечный счет потребителя, использующего сотовую связь за пределами родного региона.
Доверяя рекламе, потребитель обманывается. Важно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. На сегодняшний день известно, что 22 августа ФАС подтвердила незаконность использования в рекламных кампаниях мелкого шрифта, которым передается существенная информация о товарах и услугах. Это дает основания полагать, что обманутых клиентов, как на территории России, так и в роуминге, может стать меньше. Однако это возможно лишь в том случае, когда клиент будет грамотен в своих действиях.
Их штрафуют, а они находят новые способы заработать
За недостоверные заявления об отсутствии роуминга ФАС уже неоднократно наказывал операторов большой тройки, но скромный размер штрафов не останавливает их от повторных нарушений, поскольку махинации приносят существенную прибыль, что особенно актуально в период отпусков летом. Осенью потребителей стали заманивать скачиванием бесплатных приложений по прослушиванию музыки, что стало особенно актуально для многих из них, после введения ограничений на бесплатное потребление аудио контента бесплатно в ведущей социально сети ВКонтакте. Некоторые из рекламируемых приложений требуют обязательного разрешения к передаче данных для своей работы, что способствует быстрому расходованию Интернет-трафика
Можно ли все-таки не переплатить, уехав отдохнуть из родного города?
Конечно, это возможно! Главное помнить, что при подготовке к поездке нужно собрать не только чемодан, но и желательно лично зайти в офис вашего сотового оператора и попросить его уточнить ряд вопросов:
- Какие дополнительные услуги подключены на вашем тарифе сейчас? И как их стоимость зависит от нахождения в роуминге?
- Будет и осуществляться оплата за опцию по указанной цене конкретно в том регионе, куда вы направляетесь? Или он не включен в список оказания услуги и вам лучше сменить тарифный план?
- Как при помощи приложения сотового оператора управлять тратами в роуминг? Где находятся кнопки отключения «мобильной сети» и «роуминга данных», как поставить лимит на использование интернет-трафика за границей?
Также не забудьте уделить немного времени настройкам своего смартфона и проконтролировать разрешения для приложений на нем, тогда, при нахождении в другом регионе, вы сможете гарантировать себе ожидаемые траты на сотовую связь.
Виктория Жаданова
28 Фев: | |
24 Фев: | |
27 Янв: |
29 Июн: | |
28 Июн: | |
16 Май: |
22 Ноя: | |
21 Ноя: | |
21 Ноя: |
Здравствуйте!
Похоже, что наша публикация Вас заинтересовала.
Рады предложить Вам выгодное сотрудничество с нашим Интернет Изданием.
Получите условия выгодного сотрудничества
Заполните форму ниже и мы предоставим Вам специальные, выгодные условия сотрудничества:
Благодарим за обращение!
В ближайшее время ожидайте выгодного предложения от нашего менеджера.
Написать комментарий