За дискриминацию: Евросоюз подает в суд на Россию
22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО, куда стремилась почти 20 лет своего независимого существования. Не прошло и года, как над ней нависла угроза судебного разбирательства. В чем Евросоюз разглядел дискриминацию?
В Госдуме не спешили пересматривать спорный с точки зрения Евросоюза утилизационный налог на автомобили. В первую очередь от него проигрывают производители импортного автопрома, отечественные же пользуются преимуществами. Не было политической необходимости, а до истечения ультиматума Евросоюза – уровнять в выплате сбора иностранные и отечественные компании до 1 июля – еще оставалось время. Проект поправок к закону «Об отходах производства и потребления», подготовленный правительством, внесли на рассмотрение в Госдуму 31 мая, в преддверии саммита Россия-ЕС в Екатеринбурге. Но за месяц законопроект не попал даже в профильный комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В примерной программе работы над законопроектами депутаты нижней палаты по «техническим причинам» поставили обсуждение поправок на октябрь. В ситуации, когда законы о митингах, усыновлении или реформе РАН принимаются в считанные дни, иначе как пренебрежением торговыми связями назвать это трудно. Терпение европейцев лопнуло.
9 июля представители Евросоюза обратились в суд ВТО с иском против России, о чем сообщил еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт. Поводом послужил даже не налог на утилизацию, который Россия ввела сразу после вступления в клуб ВТО 1 сентября прошлого года из необходимости по правилам организации снизить ввозные пошлины с 30 до 25 процентов. Безусловно, плата за ввоз в Россию легковых машин в размере от 17,2 до 100 тысяч рублей или от 150 тысяч за прочие транспортные средства, включая поддержанные, ведет к удорожанию иномарок, но европейские производители разглядели за налогом не столько протекционизм, сколько дискриминацию. Прикрываясь заботой об экологии, российские власти, по их мнению, сделали исключение для отдельных лиц, имеющих льготы на поставки автомобильной продукции, и для отечественных автопроизводителей, которые приняли на себя обязательства по утилизации.
Европейские дипломаты безуспешно пытались найти утилизационные заводы в России, чтобы принять схожие обязательства, но обнаружили, что промышленный сектор переработки попросту отсутствует. Иначе – нет никакого выхода, кроме как платить налог и терять в конкуренции. Тогда в Европе решили апеллировать к принципам международной торговли ВТО. 14 декабря 2012 года Евросоюз намерился подать в суд на Россию. «Сбор несовместим с основополагающим правилом ВТО, запрещающим дискриминацию импорта вообще и каких-либо импортируемых товаров в частности», –заявил Карел Де Гюхт. Но в течение полугода никаких конкретных шагов предпринято не было. Евросоюз предоставил время для восстановления справедливости, а Россия испытывала серьезность намерений Евросоюза, но была готова уровнять условия по налоговому сбору – как для российских производителей, так и для иностранных. Для этого понадобилось бы отменить гарантии отечественных производителей по утилизации. Между тем затягивание процесса принятия поправок только за три месяца с июля по октябрь сэкономят АвтоВАЗу, КамАЗу и ГАЗу около 15 млрд рублей. К такому выводу пришел специалист группы компаний «Атон» Михаил Пак.
В Минэкономразвития сообщили, что никаких официальных документов о начале разбирательства не получали, но о возможности формального разрешения спора чиновники, конечно же, знали. Теперь в министерстве надеются на 60 дней с момента подачи претензии, которые отводятся на мирное урегулирование или консультации, как это по протоколу называется в ВТО. Депутат Европарламента Бернд Ланге сомневается в достижении компромисса в ходе переговоров. Тем временем если Евросоюз потребует судебного разбирательства в июле, то уже в первых числах сентября может сформироваться третейская группа. В таком случае российские парламентарии однозначно не успеют с поправками к закону. Но уверенность российской стороны подкрепляет, прежде всего, одна политическая особенность – то, что принципиальное решение принято, и изменение законодательства сразу же исчерпает конфликт.
Споры в рамках ВТО далеко не редкость, об этом говорят эксперты. Но европейцы из недоверия к российским властям легко пойдут на принцип – в намерениях есть даже привлечь к разбирательству США и Японию. Все дело в том, что российский автомобильный рынок весьма привлекателен для иностранных автоконцернов. И это несмотря на 6% спад продаж в первом полугодии текущего года относительно аналогичного периода 2012-го. Во Франции, к примеру, продажи сократились на 11,3%, в Германии за первые пять месяцев – на 8,8%, в других странах картина схожая. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), общеевропейский уровень продаж упал на 6,8%, и это притом, что 2012 год стал худшим по этому показателю с 1995-го. В прошлом году в Германии продажи сократились на 16%. Всего в странах Евросоюза производители реализовали 12 млн автомобилей. На фоне этого российский рынок выглядел более чем оптимистично – рост на 11% и рекордные продажи – 2,935 млн автомобилей. Эксперты прогнозировали небольшой рост и в 2013 году, но стагнация в декабре 2012 года усугубилась. На основе данных о производстве в первом квартале аналитики «АСМ-холдинг» рассчитали потенциал рынка в текущем году – продажи могут составить 1,989 млн легковых и грузовых автомобилей. Европейцам есть за что бороться.
Не удивительно поэтому, что пресс-секретарь еврокомиссара по торговле Джон Клэнси, драматизируя и повышая градус, настаивал на ежедневных потерях европейскими компаниями денег и угрозе рабочим местам европейцев. В России не склонны так думать. Выигранное за счет проволочек время перед принятием поправок позволит разработать механизмы компенсации не только отечественным производителям, но и иностранным компаниям, занимающимся в России промышленной сборкой. Согласно правилам ВТО, промышленные субсидии государства не запрещены, а значит, они станут инструментом стимулирования автопрома. За год российский бюджет должен получить 54 млрд рублей от импортеров, причем примерно половина придется на немецких производителей. После уравнивания в выплате утилизационного налога государственная казна может получать до 148,5 млрд рублей. Если раньше появлялись вопросы, куда направляются эти средства, то теперь они же могут возвращаться производителям в виде субсидий. Но в случае очередного затягивания относительно компенсационного или субсидиарного механизма, пострадают в первую очередь отечественные производители. Вряд ли тяжба в рамках ВТО может быть поводом для беспокойства, но поспешат ли российские законодатели с выработкой механизма субсидий к принятию поправок об утилизационном налоге – вот вопрос.
Написать комментарий
А ЕС не посчитает дискриминацией отсутствие субсидий импортным производителям? Всё, ведь, должно быть честно, по-братски.