У кого лучше растет ВВП. Почему Росстат и Минэкономразвития по-разному оценивают рост экономики
Недавно Росстат и Минэкономразвития предоставили очередные данные о состоянии российской экономики. В отчетах обоих ведомств с небольшой разницей отмечается неуклонный рост ВВП страны и даются самые оптимистичные прогнозы по поводу этого показателя. Насколько эти данные соответствуют действительности? Есть ли предпосылки для улучшения экономической ситуации в стране?
Статистика Росстата и Минэкономразвития
По данным Росстата, за первые 9 месяцев этого года российская экономика выросла на 1,6%. В III квартале текущего года ее рост составил в годовом выражении 1,8%.
Эти результаты несколько скромнее тех, что представило за пару недель до этого Минэкономразвития. Оно оценило рост ВВП в III квартале в годовом выражении в 2,2%, а за первые 9 месяцев – в 1,8%.
МЭР объяснило эти расхождения разницей в методологии расчетов, а также использованием Росстатом большего количества показателей, чем доступно МЭР в оперативном режиме. «Таким образом, о причинах расхождения можно будет судить только после публикации дополнительной статистики», – подытожили в пресс-службе Минэкономразвития.
Однако так ли уж важно это расхождение в доли процента? Правомерно ли вообще говорить о наметившихся положительных тенденциях? Что понимается под экономическим ростом, следует ли отождествлять рост ВВП, о котором так любят упоминать чиновники, с укреплением промышленной мощи страны и с улучшением жизни ее граждан?
О выходе из стагнации говорить не приходится
«Считается, что экономическое развитие, и как следствие этого повышение благосостояния населения страны, в значительной степени определяется темпами роста ВВП, – поясняет Сергей Владимирович Шманев, д.э.н., профессор Финуниверситета. Разумеется, динамика ВВП является важным показателем, характеризующим национальную экономику, согласен эксперт, однако для того чтобы делать выводы о наметившихся положительных тенденциях, которые озвучило Минэкономразвития, этого показателя явно недостаточно.
«Во-первых, темпы роста российской экономики в 2017 году составили всего 1,6 % – это в 2,5 раза ниже мировых значений (3,6%), – поясняет экономист. – Причем многие аналитики считают, что в 2018 году темпы роста ВВП будут ниже, чем в предыдущем; около трети полагают, что и в 2019 году падение продолжится. Данные прогнозы (если при этом рост ВВП связан с реальными процессами и не является следствием статистических методических изменений по причине перехода на новый классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2) позволяют утверждать, что российская экономика не вышла из стагнации».
Есть ли поводы для оптимизма?
Как подчеркивает Сергей Шманев, главным фундаментальным фактором реального экономического роста сегодня является степень развития национального человеческого потенциала. Однако «сложившиеся тенденции формирования экономической политики не отвечают задаче устойчивого развития. С одной стороны, правительство заявляет о необходимости увеличения расходов на образование, здравоохранение, науку, и в тоже время сокращает их. Если в 2015 году расходы на образование составили 4,9% ВВП, то в 2016 году – 4,1%; расходы на здравоохранение в 2015 году были равны 4,5% , в 2016 году – 4%; расходы на науку не увеличиваются с 2008 года и составляют всего 1,1% ВВП. В то же время Китай, например, увеличил за последние годы расходы на НИОКР до 2% ВВП.
В 2017 году картина пока не изменилась: расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение из года в год планомерно уменьшаются, а расходы консолидированного бюджета не превышают таковых 2013 года. В представленных на заседании правительства (апрель 2017 г.) прогнозных ориентировках до 2020 года ожидается, что реальные денежные доходы населения по базовому варианту окажутся ниже, чем в 2012 году, а по целевому – на уровне 2013 года. По сути, вновь предлагается политика «затягивания поясов». Чем заканчивается такая политика, известно из опыта СССР», – напоминает эксперт.
Такой же уровень правдоподобия можно наблюдать и в отчетах чиновников об улучшении в стране бизнес-климата. Так, Андрей Юданов, ординарный профессор Финансового университета, занимающийся проблемами среднего бизнеса, на уровне компаний видит, скорее, проявления продолжения стагнации, чем признаки роста: «Основные проблемы, на которые жалуются фирмы – это общеизвестная дороговизна кредитов и неопределенность перспектив развития. Особенно страдают так называемые фирмы-газели, т.е. крайне важные для экономики компании, одновременно демонстрирующие и быстрый, и устойчивый рост. Для того чтобы расти высокими темпами в будущем, им надо уже сегодня проводить крупные инвестиции. А это невозможно без уверенности в достаточно благоприятных дальнейших перспективах. Плюс к этому финансирование инвестиций обходится крайне дорого, а иногда и просто недоступно. Итоги неутешительны: если в 2000–2007 годах число газелей в популяции российских фирм находилось на уровне 7–8%, то с 2008 года по настоящее время оно находится на уровне 1,5–2,0%».
Нет никаких предпосылок и для роста экономики в регионах. «Диспропорции в социально-экономическом развитии отдельных субъектов РФ чрезвычайно велики, – отмечает профессор Финуниверситета Евгений Плисецкий. – Разница между субъектами РФ с самыми высокими и самыми низкими показателями на душу населения (по данным Росстата за 2015 г.) составляет: по ВРП – 90 раз, инвестициям в основной капитал — 200 раз, обороту розничной торговли – 8 раз, объему платных услуг населению – 7 раз и т.д.). Этот разрыв продолжает усиливаться. Состояние межбюджетных отношений не позволяет регионам и муниципальным образованиям полноценно использовать свой потенциал, особенно в развитии инфраструктуры (прежде всего транспортной) и социальной сферы. Одна из основных причин бедственного положения регионов – это финансовая политика государства. Межбюджетные отношения выстроены таким образом, что регионы загнаны в долговую яму и не могут оттуда выбраться. Сегодня практически все субъекты РФ (за редким исключением) имеют значительные долговые обязательства перед ЦБ и все теоретически можно банкротить. Таким образом, пока не изменится финансовая политика, ждать экономического роста в регионах не стоит».
Стоит ли обнадеживаться прогнозами МВФ и Ко?
Российские и международные финансовые ведомства наперебой улучшают прогнозы относительно ближайшего будущего российской экономики. Как заявила 16 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина, «период восстановительного роста почти завершен», и ВВП РФ по итогам 2017 года вырастет на 1,8%.
Всемирный банк (ВБ) также считает, что экономика России вышла из рецессии и вернулась к умеренным темпам роста в 2017 году. В нынешнем и будущем году, по прогнозам ВБ, она будет расти на 1,7% в год, а в 2019 году – на 1,8%.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ожидает роста реального ВВП России в 2017 году на 2%. До 2% с предыдущих 1,6% повысило свои прогнозы по этому показателю и международное рейтинговое агентство Fitch. А Минэкономразвития и правительство РФ прогнозирует рост ВВП на уровне 2% и выше.
Немаловажным показателем состояния экономики МЭР считает также снижение инфляции. По его прогнозам, к концу года она снизится до 3,8 %, продолжится также ослабление курса рубля. Однако, по мнению экономистов, «такое быстрое сокращение инфляции – серьезная проблема, как для бизнеса, так и для жителей России. Между экономическим ростом и инфляцией нет линейной зависимости, кроме того экономический рост (как любой процесс в открытой системе) имеет нелинейный, неравномерный характер, сопровождающийся флуктуациями (колебаниями), которые в периоды неустойчивого состояния экономики в точке бифуркации (точке принятия решения) могут направить экономические процессы в так называемую область аттрактора – множества трудно прогнозируемых результатов, – поясняет Сергей Шманев. – В области аттрактора развитие экономических процессов происходит случайным образом, и невозможность предсказать и ввиду этого скорректировать движение, нередко приводит экономику в состояние стагнации. Для предотвращения "сваливания" экономики в такое состояние необходима ее структурная перестройка, наращивание инвестиционной и инновационной активности, увеличение денежной эмиссии, работа государства по обеспечению бизнеса дешевыми долгосрочными кредитами.
Что же наблюдаем мы? Недоумение многих экономистов, вызванное проводимой правительством денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции до 4% в год, вместо политики, направленной на рост ВВП на 4% за счет обеспечения условий повышения эффективности и объемов производства.
Если в дальнейшем правительство продолжит взятый курс, то наиболее вероятным сценарием развития экономики России будет слабоположительная динамика, граничащая со стагнацией и высокой вероятностью перехода к рецессии».
Написать комментарий