Торговля в Сети: как создать успешный Интернет-магазин?
Интернет стремительно развивается. На данный момент в одном только Рунете насчитываются около 15 млн. сайтов. Параллельно развивается и электронная торговля. Но насколько перспективен этот вид бизнеса? Как начать, вести и развивать продажи при помощи всемирной паутины?
1. Торговля и Интернете: общие сведения. Интернет стремительно развивается. На данный момент в одном только Рунете (русскоязычной части интернета) насчитываются десятки миллионов сайтов (по данным РИА Новости осенью 2009 года их было около 15 млн.). При этом доля русскоязычных сайтов во всей глобальной сети – около 6,5%. При этом каждую неделю открывается несколько тысяч Интернет-магазинов. E-commerce (электронная коммерция) – это бизнес, которым охвачено более 3 миллионов россиян. Насколько это перспективный бизнес? Как начать, вести и развивать продажи при помощи всемирной компьютерной сети?
На данный момент в мире существует порядка нескольких миллионов организаций, занимающихся созданием и поддержкой веб-сайтов, многие из них специализируются на создании интернет-магазинов, но мало кто предлагает консультации по ведению бизнеса и развитию продаж. Я работаю в одной из таких контор, никто из нас не является специалистом в области продаж, а потому консультаций по этому вопросу мы не предлагаем – за этим лучше обратиться к специалистам. Но основные принципы ведения электронных продаж должны знать все, кто хоть как-то с этим связан (наверное, это не менее 90% жителей России). Что ж, начнем.
2. Несколько слов о веб-дизайне. В первую очередь Вам следует найти поставщиков своего товара, но здесь уже каждый себе хозяин, и, как правило, проблем здесь не возникает.
Сначала я расскажу об основных принципах веб-дизайна, в другой части статьи – о повышении продаж; там также содержатся рекомендации к составлению маркетингового плана. Его все-таки следует составить до начала работы над сайтом, но, судя по опыту, люди часто думают, что кроме наличия Интернет-магазина для продаж в Интернете ничего не нужно, поэтому сразу удовлетворю их любопытство и начну с принципов веб-дизайна.
Принято считать, что дизайн – самая важная часть продающего ресурса, офиса, издания и т.п., будь то Интернет-магазин, сайт по продаже услуг, рекламное издание, бутик, обычный магазин или другой «маркетинговый объект». В случае Интернет-магазина это не совсем так. Дизайн, естественно, важен, но он не является первостепенным фактором, влияющим на продажи. Некоторые из наших клиентов имеют магазины с довольно-таки простым дизайном, но это не мешает им продавать свои товары даже более того, очень успешно их продавать. Для Интернет-магазина, как и для любого другого сайта, да и вообще цифрового приложения, наиболее важно удобство пользователей. В нашем случае это потенциальные покупатели, что делает удобство использования ресурса с их точки зрения важным в квадрате. Не буду здесь подробно распространяться о принципах юзабилити приложений, на эту тему написано немало книг, но основные идеи назову.
В первую очередь следует помнить, что веб-сайт – не книга: в то время, как печатное издание покупатель может полистать, ознакомившись с лишней информацией в процессе поиска нужной и если не найдет, ему придется взять другое издание, в Интернете любая информация находится на расстоянии одного клика. Поэтому если посетитель не найдет интересующий его товар или информацию быстро и без особых усилий, он просто уйдет с сайта вашего Интернет-магазина.
3. Принципы эффективного веб-дизайна. Теперь рассмотрим более подробно принципы, позволяющие повысить эффективность вашего веб-дизайна.
1. Любая информация, будь то товар, статья или какая-то справочная информация должна быть доступна в два, максимум в три клика пользователя. Поэтому, хоть Вам и может показаться, что чем более иерархичной будет структура категорий товаров, тем лучше, это не всегда оправданно. Многоуровневая иерархия допустима в случае, когда пользователь может ее изучить, не совершая лишних кликов, то есть если ваш каталог может полностью раскрываться при перемещении на его пункты указателя мыши. Но это также не всегда удобно, т.к. навигационный элемент, отвечающий такому требованию, либо сдвигает нижние категории вниз страницы, что может раздражать пользователя, либо организуется в виде выпадающих списков, пункты которых невозможно найти, используя браузерный поиск, что может весьма огорчить посетителя, если он зашел на сайт через поисковую систему и рассчитывает найти проиндексированный поисковиком текст.
2. На веб-странице не стоит использовать неоднотонные фоновые рисунки, если предполагается, что на этом фоне должен быть текст. Пестрый фон сильно затрудняет чтение текста и сильно отвлекает посетителя от изучения интересующей его информации. Если все-таки необходимо использование такого фона, следует максимально снизить его контрастность и использовать цвет шрифта, контрастный к основному цвету фона. Также стоит избегать красных шрифтов на зеленом фоне, либо зеленых на красном – такие цветовые сочетания плохо различаются дальтониками, среди которых могут оказаться ваши потенциальные покупатели. Вообще, не следует выводить важную информацию на красном фоне, либо красным шрифтом – это цвет опасности, подсознательно игнорируемый человеком. По этой причине люди часто долго не могут увидеть предупреждающие надписи, выведенные с использованием красного цвета.
3. На сайте Интернет-магазина следует использовать минимальное количество анимации, лучше всего не использовать ее вообще или, в крайнем случае, заменить ее медленной, ненавязчивой. Дело в том, что большинство пользователей интернета уже так пресытились различными анимированными рекламными баннерами, что всякое лишнее движение на веб-странице подсознательно ими игнорируется, и, соответственно, посетитель может пропустить важную информацию, если она представлена в виде анимированного текста, баннера и т.п.
4. На какую бы страницу сайта не попал посетитель (он вовсе не обязательно зайдет со стартовой страницы), он должен сразу понять, где он находится и где ему следует искать интересующую информацию. Поэтому стоит размещать название магазина (или его логотип, если таковой имеется) на всех страницах, причем это название должно быть ссылкой на стартовую страницу – это общепринятый принцип, к которому большинство пользователей Интернета давно привыкли. Также на всех страницах сайта следует указывать текущее положение пользователя путем выделения текущего раздела и разделов, находящихся выше по иерархии структуры сайта. Например, пользователь находится в разделе «Каталог – товары для дома – бытовая химия – мыло». В этом случае целесообразно выделить разделы «Товары для дома», «Бытовая химия» и «Мыло» другим шрифтом, стрелочками и т.п., развернув всю их структуру, т.е показав покупателю другие разделы этих категорий в навигационном меню.
5. Старайтесь свести к минимуму использование нестандартных элементов интерфейса, в том числе кнопок, ссылок, форм ввода и прочих, дабы лишний раз не запутывать посетителя, итак попавшего в незнакомое место. Точно также не следует размещать функциональные элементы интерфейса в неожиданных местах. Вспомните, как вы терялись при использовании обновленного программного обеспечения, если нужная вам функция вдруг находилась не там, где вы привыкли ее видеть. Любой посетитель, попавший на сайт, чувствует себя оказавшимся в дремучем лесу, и если он при этом понимает, что попал в лес своей родной средней полосы, он будет не так испуган, как если внезапно окажется в тропическом лесу.
6. Хотя в настоящее время скорость Интернет-соединения редко бывает ниже 256мБ/сек, в отдаленных уголках нашей Родины (а ваши потенциальные посетители вполне могут там проживать) до сих пор популярно модемное соединение, занимающее телефонную линию и не отличающееся высокой скоростью (dial-up). Поэтому стоит позаботиться и о достаточно быстрой загрузке Вашего сайта – не следует использовать большое количество «тяжелых» графических элементов без необходимости. Если же их использование все же необходимо, стоит подумать о сжатии такой графики. Совершенно нелепо на сайтах выглядят фотографии в формате jpeg размером по несколько мегабайт, ужатые html-тегами до 200 пикселей в ширину.
7. Как при разработке функционала, так и при разработке самого дизайна сайта очень важно учитывать целевую аудиторию, т.е. мнение, привычки и вкусы большинства предполагаемых посетителей сайта. Следует изучить их как можно лучше, даже если их область деятельности и образ жизни весьма отличаются от вашего (а такое бывает) и уже с учетом их, а не своих собственных предпочтений, строить шаблон и навигацию сайта.
Вообще при разработке дизайна и структуры сайта не нужно изобретать велосипед, от этого будет больше потерь, чем преимуществ. Если посетитель привык к тому, что кнопка «ОК» находится в правом нижнем углу, не нужно заставлять его искать ее где-то еще. Это главный и основной принцип веб-дизайна.
Итак, у вас есть Интернет-магазин, удобный для посетителей, функционирующий и готовый принимать посетителей и их заказы. Но что делать, чтобы их привлечь и стимулировать на покупку товаров? Это вопрос отдельной статьи.
Написать комментарий
Да очень просто отрыть свой интернет и с первых дней платить в пенсионный по 35 000 тыс рублейв год удачи !
Спасибо автору за статью. Очень много интересной и полезной информации.Интернет развивается, привлекает все больше пользователей. Покупать через интернет магазины становится проще и удобнее. Единственное,почему люди отказываются от покупок в интернете - это отсутствие гарантий, ведь торговля в интернете регулируется очень слабо, если вообще регулируется. Так что наказать недобросовестного продавца будет непросто. Для предприимчивых людей интернет открывает небывалые возможности.Начать свое дело в интернете, открыть интернет-магазин стало очень просто и действительно доступно многим.