22 НОЯ, 16:05 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Сырьевая зависимость и математика

27 Марта 2012 9664 13 Экономика
Сырьевая зависимость и математика

Снижает ли сырьевая экономика качество школьного образования? Таким вопросом задался заместитель директора ОБСЕ Андреас Шляйхер. Он пришел к выводу, что страны, богатые нефтью и газом, имеют низкий образовательный уровень. Данный парадокс модельных вычислений детально прокомментировал в эксклюзивном интервью «Капиталу страны» академик РАН Виктор Полтерович.

В опубликованном Андреасом Шляйхером исследовании он доказывает, что высокая доля экспорта природных ресурсов в ВВП снижает уровень знаний школьников в области математики. При увеличении доли природных ресурсов на один пункт ВВП результаты образовательного теста PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) снижаются на 2,5 пункта (см. таблицу).

Показательно, что ни одна страна, закрепившаяся в начале рейтинга PISA, практически не зависит от своих природных ресурсов в вопросе развития экономики, но это особый тип стран: Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Финляндия и Япония. В тех же странах, где на природные ресурсы приходится более 6,02% ВВП, показатели оказались ниже среднего: это Малайзия, Чили, Алжир, Иран, Оман. Пальма первенства принадлежит Саудовской Аравии, где природные ресурсы составляют около 47% ВВП, тогда как знания школьников по математике одни из самых низких среди образованных стран, на одном уровне с Киргизией, Сальвадором и Ганой.

Исследователь считает, что отсутствие природных ресурсов стимулирует образование, потому что страны рассчитывают исключительно на свои знания в вопросе развития экономики и обеспечения населения. Таким образом, образование становится одним из важнейших приоритетов.

В отдельную группу исследователь помещает Канаду, Норвегию и Австралию. В перечисленных странах школьники имеют высокие баллы PISA, при этом экспорт природных ресурсов составляет ощутимую часть ВВП. Автор исследования разрешает это противоречие, отмечая политику строгого управления ресурсами, которое подразумевает их максимальное сбережение.

Россия занимает среднюю позицию в PISA, несмотря на «сырьевую экономику». Никаких объяснений промежуточному положению исследователь не приводит. Мы попросили прокомментировать это исследование видного российского ученого-экономиста академика РАН Виктора Полтеровича, который занимался проблемой ресурсного проклятия и посвятил этому вопросу одну из своих монографий.

Насколько выводы исследования обоснованы и можно ли серьезно говорить о взаимосвязи образования и природных ресурсов в экономической политике государства?

Виктор Полтерович: Выводы Андреаса Шляйхера не выглядят убедительными. Они основаны на отрицательной корреляции между долей ресурсной ренты в ВВП страны и результатами тестирования ее школьников  на знание математики.  Однако на склонность школьников к получению знаний и качество их обучения влияют культурные и институциональные факторы, исторические обстоятельства, которые в исследовании никак не учтены.  Например, Катар, самая богатая нефтью страна (в расчете на душу населения), тратит на образование меньшую долю ВВП, чем Испания, однако в расчете на одного катарца затраты на образование в долларах больше, чем на испанца. Почему же испанцы лучше знают математику? Возможно, потому, что первый в Испании Саламанкский университет был основан в 1134 г., а в Катаре первый университетский колледж появился в 1973 г. Нужно это учитывать?

Далее, если в стране уровень технологических знаний низок, то и промышленность будет развиваться медленно. Но тогда доля ресурсной ренты в ВВП окажется высокой. Иными словами, вполне может статься, что не ресурсное изобилие является причиной отставания в уровне образования, а напротив, сравнительно низкий уровень образования, обусловленный культурной историй страны, порождает доминирование ресурсной ренты в ВВП. Наличие корреляции, как известно, ничего не говорит о направлении причинных связей.

Я не сторонник теории абсолютного ресурсного проклятия в духе Сакса и Уорнера (Saks, Warner). Гораздо более правдоподобна гипотеза условного проклятия, которая, в частности, была подтверждена расчетами, отраженными в наших публикациях, совместных с Владимиром Поповым и Александром Тонисом. Согласно этой гипотезе ресурсное изобилие может играть положительную или отрицательную роль в зависимости от уровня развития страны и качества институтов. При таком объяснении статистических данных Норвегия, Канада и Австралия перестают быть исключениями из правила.

Если обратиться к экономике Советского Союза, то что мешало проявиться закономерности, о которой пишет Шляйхер?

Виктор Полтерович: Руководство СССР считало самой приоритетной задачей создание мощного военного сектора. Для этого были нужны образованные солдаты и первоклассные ученые.

Как Вы думаете, за счет чего Россия держится в середине рейтинга по результатам образовательного теста? Сказывается инерция советской школы?

Виктор Полтерович: Отчасти так. Но есть и более глубокая причина: высшее образование стало самостоятельной культурной ценностью россиян, значительная часть молодежи (по некоторым данным, более 80% выпускников школ) стремится получить его, даже если потом придется работать не по специальности или на должностях, не требующих обучения в университете.

Помимо прочего Шляйхер приходит к выводу, что высокий экспорт сырья ведет к повышению курса национальной валюты, а это способствует импорту и затрудняет индустриальное производство. Есть ли у сегодняшней России шанс преодолеть эту «ловушку» и обеспечить себе развитие?

Виктор Полтерович: Наш Центральный банк предотвращает быстрое укрепление рубля путем скупки валюты и накопления золотовалютных резервов. Это, однако, не приводит к быстрому росту несырьевого сектора. Для того чтобы преодолеть негативное влияние ресурсного изобилия на структуру производства и снизить риски падения цен на нефть, необходимо научиться использовать нефтяные доходы для реализации крупномасштабных модернизационных проектов. А для создания таких проектов  необходима институциональная система, обеспечивающая эффективное взаимодействие государства, бизнеса и общества. Ее контуры я попытался наметить в ряде публикаций.

Шляйхер отмечает лидерство в области математического образования Сингапура, Гонконга, Южной Кореи, Финляндии и Японии при отсутствии природных ресурсов. Но упомянутые экономики имеют свою ярко выраженную специфику – четыре из пяти стран находятся в Азии и в последнее столетие показали бурный рост. Сопоставим ли в действительности их опыт с остальными странами? С какими допущениями?

Виктор Полтерович: Ко всем перечисленным вами странам в периоды их быстрого роста применялся термин «экономическое чудо». Во всех этих странах инициатором чуда выступало государство, всюду политическая власть была довольно жесткой. Но в остальном опыт Сингапура и Гонконга отличен от опыта других стран: эти два города-государства стали центрами банковской и финансовой деятельности, посредниками между Китаем и остальным миром. Принципы их экономической политики вряд ли применимы к России. А вот экономическое чудо Южной Кореи, Японии, Финляндии и ряда других стран базируется на подходах, которые нам необходимо использовать.

Прежде всего, это как раз то, о чем я упомянул выше: создание институтов, обеспечивающих  эффективное взаимодействие государства, бизнеса и общества. Такое взаимодействие осуществлялось в рамках индикативного планирования (элементы которого существовали и в Финляндии). Во всех этих странах усилия были направлены на интенсивное заимствование технологий у более развитых стран с постепенным переходом на путь инновационного развития. И еще: высокое качество институтов отнюдь не являлось предпосылкой чуда, институты улучшались в процессе быстрого экономического роста, способствуя его продолжению. Используя опыт этих стран, мы смогли бы сотворить и российское экономическое чудо с тем, чтобы через 15-20 лет встать в один ряд с европейскими экономиками.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
I
24.06.2012 0 0
Idealist_m:

Вопрос не в нефти, вопрос в уровне развития, в частности в уровне индустриализации, поскольку работаю в универе могу сказать, что скатились довольно сильно.

А
01.06.2012 0 0
А.Быков:

Еще нет, но все идет к тому, что у нас будет два русла образования: для народа и для элит (причем, не факт, что для элит образование будет качественно лучше, оно просто будет другим). По поводу эволюции общеобразовательных и специализированных (научно-технических) школ могу сказать с уверенностью: даром 20 лет непрерывных реформ не прошли.

Д
01.06.2012 0 0
Дина:

Мы еще не скатились. Но в Америке например наших выпускников предпочитают предварительно тестировать.

Е
24.05.2012 0 0
Елена Игнатова:

А вам пригодились знания про косинус?

М
24.05.2012 0 0
Мариля:

вот мне совершенно искренне неинтересно, кто считается умным, кто неумным, кто образованным, кто тупорылым. мне НЕИНТЕРЕСНО учить то, что изучают в школе. и я про это пишу))) при этом же я пишу, что никуда мои дети не денутся и будут проходить все эти физики и химии независимо от того, надо оно им или нет. потому что всеобуч. только поэтому, а не потому что надо быть умным или образованным.

K
23.05.2012 0 0
Kazan:

Как выпсукник МГУ, могу сказать, что сырьевая зависимость никак не связана с качеством образования. Кто хотел учиться, тот учился. Так было, так есть и сейчас. Университетское образование тем и отличается от узко-специализированного, потому что даёт право выбора для "прокачки" своей избранной темы, которая ложится в основу дипломной, а затем, по желанию, и диссертационной работы

N
05.05.2012 0 0
Nekto:

А вы почитайте оценку проф. Капицы http://clubs.ya.ru/4611686018427392330/replies.xml?item_no=160296 Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»

Д
04.05.2012 0 0
Джея:

По уровню образования мы скатились и очень сильно,когда начали натаскивать на Егэ.Это убило интерес к знаниям как таковым и к творчеству.К сожалению...

Ю
03.05.2012 0 0
Юрий:

"есть и более глубокая причина: высшее образование стало самостоятельной культурной ценностью россиян" -верно на 100% и идёт с советских времен Но судя по образовательной реформе, эту ценность государство скоро собирается разрушать.Это и понятно: из-за него недобор солдат, много грамотных, желающих работать в офисе за 2-3 тыс.$, а не на заводе за 500$.

Б
02.05.2012 0 0
Бриз:

Работаю с молодёжью в IT - читают мало. Шмаляют много...

R
02.05.2012 0 0
rspu:

Не всё так. Это еще одна большая врака, в которую нас заставляют поверить. Беда в том, что мы почти уже поверили. А не надо бы!

Г
06.04.2012 0 0
Гражданин:

Геннадию Суворову -> " Тесла обладал духовным потенциалом высшего уровня. " Любопытно, каким инструментом измеряли "духовный потенциал" Николо Тесла, чтобы определить, что этот потенциал именно "высшего уровня". И потом, какие уровни этого потенциала вообще известны? Можно перечислить? "Особенно легко это можно делать с элементарными частицами воды" Настолько легко, что автор строк может повторить? "Человек обладая духовным потенциалом высшего уровня, может свободно подключатся через ноосферу к космосу и пользоваться неограниченно накопленным научным и духовным потенциалом ноосферы". Интересно, автор этих строк обладает необходимым "духовным потенциалом"? Если да, то 1. В каких физических единицах измеряется этот потенциал? 2. Каково значение этого потенциала в указанных единицах у автора строк? 3. Каким образом предположим мне измерить этот "духовный потенциал" и каким инструментом?

Г
03.04.2012 0 0
Геннадий Суворов:

"В развитии ума мы видим проявление более тонкого изменения мозга, связанного с социальной жизнью человека. К сожалению, несмотря на значительные успехи антропологии, истории и археологии, наши знания в этой области еще очень ненадежны. Может быть, это был социально живший другой его род, а не род Homo. Наши знания сейчас о наших предках быстро меняются. Только сейчас перед нами вскрываются в материальных памятниках древние культуры. Наука у них была развита намного лучше". В.И Вернадский Через несколько лет наши представления коренным образом изменятся о наших предках. Еще глубже пойдет работа логической мысли. И научная и философская все растущая творческая работа найдет чрезвычайно благоприятную среду непрерывных поколений, привыкших к умственной работе. Это станет возможным благодаря упрочению государственных форм жизни, росту техники в связи с новыми потребностями жизни и государств. Социально все это в свое время было вызвано религиями – и после ослабления религиозного влияния, привело, в конце концов, к глубокому подрыву в значительных и влиятельных группах и классах населения к моральному и духовному действию силы христианства и соответственно мусульманства и иудейства. Только в ХХ веке мы увидели новый резкий перелом в научном сознании человечества, самый большой, который когда бы то ни было, переживало человечество на его памяти, самый большой, который когда бы то ни было, переживался человечеством на его памяти. К началу ХХ века, проявилась в ясной реальной форме возможная для создания единства человечества сила - научная мысль, переживающая небывалый взрыв творчества.Этому пример появления на земле сверхчеловека в начале ХХ века – Николы Тесла. Тесла обладал духовным потенциалом высшего уровня. Он первый смог установить управляемый контакт с элементарными частицами и доказал, что они являются живым веществом и что ими можно управлять с помощью мысли. Особенно легко это можно делать с элементарными частицами воды. Вода является, как и земля, уникальным проводником для электрического тока.Человек обладая духовным потенциалом высшего уровня, может свободно подключатся через ноосферу к космосу и пользоваться неограниченно накопленным научным и духовным потенциалом ноосферы. Никола Тесла практически доказал, что со смертью человека его духовная суть не кончается.«Из всего выше сказанного можно сделать вывод - каждый из нас - часть великой и потрясающей истории борьбы сатаны с Богом».

Показать еще комметарии (6)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more