«Экокластер»: Россия – правильное место для экопродукции
В середине февраля в Нюрнберге (Германия) прошла ежегодная выставка экологически чистой сельскохозяйственной продукции «Biofach». Александр Коновалов, основатель объединения «Экокластер», владелец экофермы «Коновалово», принял в ней участие и рассказал «Капиталу страны», как живется этому бизнесу в России и есть ли у него будущее?
Расскажите об участии в выставке BioFach und Vivaness 2012, что важного и интересного для развития проекта вы почерпнули? Общее впечатление от выставки.
Александр Коновалов: Что касается выставки, то главный вывод, который я для себя сделал, это то, что за экопродукцией большое будущее. Если брать показатели тех же европейцев, то их рынок уже достиг $20 млрд, и прирост только за прошлый год составил порядка 20% – это хороший показатель.
Я увидел очень много людей, производителей, которые когда-то начинали так же, как и мы: делали шаги в области пропаганды, культуры органической индустрии. Можно отметить приблизительно ту же самую тенденцию, которая есть сейчас и у нас в стране: появляются энтузиасты, которые начинают заниматься органическим земледелием, переработкой экопродукции, делают первые шаги, прощупывают рынок, начинают реализовывать продукцию и постепенно к ним примыкает все больше и больше сторонников. То же самое происходило в Европе. Сейчас все маленькие производители, которые когда-то начинали с небольших объемов, являются уже серьезными игроками на рынке европейских стран.
Что хотелось бы отметить, – государство и ЕС поддерживают каждого экопроизводителя, выделяют дотации, гранты, бонусы, пропагандируют, проводят рекламные компании для того, чтобы простые покупатели могли получать качественные и экологически безопасные продукты.
Как вы оцениваете готовность участия российской продукции в выставке?
А.К.: Я думаю, что на сегодняшний день уже есть несколько игроков. Конечно, их по пальцам пересчитать можно, но, тем не менее, это те, кто может представить российскую продукцию на любой европейской выставке. Я думаю, они будут выглядеть там очень хорошо.
Это первое ваше участие в международной отраслевой выставке такого уровня? В каких еще международных отраслевых выставках вы участвовали или выставлялись с продукцией «Экокластер»? Планируете ли вы полномасштабное участие в BioFach на следующий год?
А.К.: Я в своей жизни участвовал во множестве разных выставок, но именно в такой специализированной выставке экопродукции участвую впервые. В наших планах не стояло участие в формате представления на выставке нашей продукции. Моя задача была приехать, увидеть тенденции, посмотреть новинки, поговорить с производителями о новых технологиях в области экопроизводства и экопереработки. Я эту задачу выполнил. Ну а что касается участия на выставке в следующем году – почему бы и нет, учитывая, что в нашем объединении появляется все больше и больше партнеров с очень интересной экологически безопасной продукцией. Может быть, мы встретимся, обсудим этот вопрос и сообща примем участие в выставке.
Россия вступила в ВТО. Основные страхи российских сельхозпроизводителей: слабая конкуренция и как следствие полная ликвидация отрасли. Какова ваша точка зрения?
А.К.: Вступление в ВТО на руку тем производителям, которые идут по пути органического производства. Страны ЕС заинтересованы в том, чтобы найти таких производителей на территории России, чтобы они реализовывали через созданные сети продукцию с небольшим сроком хранения. Именно этим производителям будет дан зеленый свет, и их продукция будет пользоваться повышенным спросом. А вот тем, кто производит продукцию массового спроса, дешевую, некачественную экологически вредную, вот им надо призадуматься. Я думаю, что им придется бороться за место под солнцем.
Какие перспективы открываются перед вашей компанией с вступлением России в ВТО?
А.К.: Учитывая, что страны Европы уже много лет занимаются производством экопродукции и поддержкой экопроизводителей, России тоже придется решать все вопросы намного более эффективно. Будет создан цивилизованный рынок экопродукции, где будут четкие правила: есть экостандарты, есть экосертификаты, есть экопродавцы с сертифицированной продукцией, есть экопереработчики, и все это будет работать в едином механизме, по понятным законам и правилам. В этом случае для нас открываются очень хорошие перспективы. Мы просто вольемся составной частью в налаженный мировой механизм и будем с удовольствием работать на благо наших покупателей.
Есть ли уже опыт тиражирования вашего проекта в регионах, оценка готовности регионов к проектам подобного рода как со стороны инвесторов (в том числе и зарубежных), так и отраслевых министерств и ведомств?
А.К.: Есть. Недавно состоялась встреча с молодым предпринимателем, который решил открыть экоферму на территории Калужской области. От властей Калужской области ко мне приезжали представители на экоферму. Мы с ними беседовали, я им показал свое хозяйство. После этого они, изучив все, вынесли этот вопрос на обсуждение своего областного руководства. Я знаю, что прошло совещание в том районе, где планируется строительство экофермы, и глава районного совета поддержал идею, выделил землю и дал «зеленый свет», чтобы люди могли инвестировать деньги в создание экофермы под торговой маркой «Экокластер». Ко мне регулярно обращаются представители власти из регионов за консультациями, я провожу им презентации, демонстрирую успешный опыт, финансовые показатели и они передают эту информацию на местах своим фермерам.
Опирались ли вы при создании проекта на программы поддержки со стороны общественных объединений, отраслевых Министерств, Ассоциаций, ТПП?
А.К.: Безусловно, при создании нашего проекта мы сделали серию презентаций. Пригласили всех, кто мог быть заинтересован в том, чтобы нас поддержать. Затем, когда мы уже стали постепенно обзаводиться партнерскими связями, интересными наработками, к нам стали примыкать люди от различных структур – и коммерческих, и федеральных. Сегодня в нашей стране зарождаются «очаги» сторонников рынка экопродукции. Их немного, но они есть. Они стараются сообща, вырабатывать единую политику, доводить до тех структур, которые принимают решения в этой области, свои идеи, наработки. Мы стараемся идти вместе по этому пути.
В чем причина разрыва между предпринимателем и всеми этими организациями? Почему их орбиты не пересекаются?
А.К.: Дело в абсолютно разном подходе к этой области. Производство и переработку экологически безопасной продукции как бизнес поддерживают, как правило, те люди, у которых нет цели сиюминутной выгоды, у них есть источники дохода из других сфер и им близка эта тема, они видят хорошую перспективу. Среди таких людей мы встречаем наибольшую поддержку. А те, у кого цель получение прибыли любой ценой за минимальное время – им не подходит органическое сельское хозяйство в принципе. Даже вредит, так как вместе с ростом органического сельского хозяйства растет и просвещение людей в вопросах качественного питания и качества жизни вообще. Люди начинают искать органические продукты, начинают задавать неудобные вопросы производителям продукции о составе, способах производства и переработки, условиях содержания животных и т.д. Мы уже сейчас сталкиваемся с информационным противодействием агропромышленных холдингов. Если брать властные структуры, то органическое сельское хозяйство поддерживают в большей степени региональные власти, так как они напрямую заинтересованы в поддержке мелкого и среднего предпринимательства на местах. Одна из задач объединения «Экокластер» как раз создание таких точек пересечения всех заинтересованных сторонников, вырабатывание конкретных мер, совместное решение проблем, развитие рынка.
Как переломить ситуацию, сложившуюся вокруг детского питания в государственных учреждениях?
А.К.: Этот рынок очень сильно монополизирован, там игроки давным-давно расписаны, игроки серьезные, сильные, которые имеют поддержку со стороны крупных федеральных структур. Поэтому выходить на этот рынок таким мелким производителям, как мы, сложно. Но, тем не менее, если мы будем постепенно внедрять культуру правильного экопитания в школах, начиная с частных школ и детских садов – тогда другие учреждения увидят реальную отдачу. Мы уже ведем переговоры с некоторыми такими школами, причем инициаторами этих переговоров выступают родители. Они выходят с инициативой, приезжают к нам, пытаются привести нас на переговоры, на педагогические советы с тем, чтобы нас услышали, узнали, что мы можем дать их детям. Детишки будут пить экомолоко, есть свежее мясо, свежие экологически чистые овощи и фрукты, и, конечно же, это скажется на их здоровье. Главный камень преткновения – это стоимость. Наш продукт – штучный, эксклюзивный. Мы не можем поставлять мясо по 90 рублей за килограмм. Многие финансовые учреждения школ и детских садов, в первую очередь, заботятся не о здоровье, а о себестоимости. Чем дешевле продукт, тем приемлемее. Конечно, при этом смотрят на наличие сертификата, подтверждающего, что продукт имеет право называться продуктом для детского питания. Но по факту, сами знаете, все наши стандарты разрабатывались не с учетом производства под органический экопродукт, а с учетом промышленного производства. Вот когда у нас появятся экостандарты, которые будут четко говорить, чем отличается этот продукт – допустим, мясные консервы промышленного производства – от экологически безопасной продукции, тогда люди призадумаются. У них будет возможность сравнить, и они будут понимать, за что они платят. Когда в стране будет выстроена система, которая четко будет объяснять любому покупателю, почему органическая продукция лучше, какие он получает плюсы и выгоды – тогда будет, конечно же, намного проще.
Как вы оцениваете уровень экологии окружающей среды, в том числе и экологической готовности земли для подобных проектов в целом по России? Насколько он соответствует мировым и европейским стандартам?
А.К.: Мониторинга экологической готовности земли в России не проводилось, поэтому сложно это оценить. Однако мы знаем, что в России есть очень много сельскохозяйственной земли, на которой не то что несколько лет, а несколько десятилетий ничего не удобрялось, не высеивалось, то есть она экологически чистая. Что касается экологии окружающей среды, то здесь все намного хуже. Приведу цифры: зоны экологического неблагополучия охватывают около 15% территории России. По экспертным оценкам, общая цена экологического неблагополучия России достигает 300-350 тысяч дополнительных смертей в год, являясь, одним из главных факторов катастрофического падения численности населения. До мировых и европейских стандартов нам, к сожалению, еще далеко. Но меня радует тенденция, которая сложилась в последние два-три года. Уровень экологического мышления в стране все-таки возрастает, появляется много людей, которые заботятся о том, выбросить им пластиковую бутылку из окна автомобиля или нет, бросить окурок на газон или нет. То есть, многие люди задумываются и о сохранении окружающей среды и плюс к этому, многие люди, особенно в крупных городах, уже понимают, что такие крупные города не приспособлены для качественной жизни. Поэтому у них возникает тяга к выездам на природу, к отдыху на экофермах, на туристических базах отдыха. И как только человек привыкает к прекрасному, естественному, у него сразу начинается переосмысление ценностей. Происходит какой-то щелчок в сознании, и он начинает говорить сам себе: «А почему я раньше об этих вещах не задумывался? Почему я не могу внести свою лепту в сохранение окружающей среды?» И они вступают в какие-то организации, пытаются как-то переходить на режим качественного питания именно из экопродукции. И эта волна идет. И я уверен, что через пять-семь лет мы увидим абсолютно другую ситуацию, и жители нашей страны будут так же заботиться о сохранении окружающей природы, как и жители Голландии, Германии, Франции и Италии.
Каков уровень экологии окружающей среды в вашем хозяйстве?
А.К.: При выборе места для строительства экофермы, мы в первую очередь взяли пробы почвы, воздуха и воды. Мы убедились, что роза ветров благоприятная, что поблизости нет никаких промышленных предприятий, нас окружает только лес. На земле, где мы построили ферму, последние десять-пятнадцать лет вообще ничего не высевалось, я уж не говорю про какие-то удобрения. Это абсолютно чистая земля, и мы исходили из того, что главное для нас – это создать экоферму, не нарушив уже существующую экосистему. Что мы и сделали. Мы привели в порядок поля, на которых находится наша территория, убрали лишние сухие деревья, банки и бутылки, валявшиеся вдоль дороги, постарались создать водоем, который не помешает окружающему лесу. Мы бережно относились при строительстве к каждому кустику, к каждому деревцу, которые растут на нашей территории. Мы сделали специальные кормушки для птиц, для белок, для зайцев. Мы высеяли специальные многолетние растения, которые привлекают к нам птиц, потому что мы не удобряем наши поля никакими химическими удобрениями, а наоборот стараемся, чтобы больше было птиц. Птицы съедают вредных насекомых с наших растений. Мы видим, что как только мы построили эту экоферму, больше белок стало появляться, больше зайцев прибегать. К нашему забору подходят и лоси, и кабаны. Так что, я считаю, мы правильно выбрали место, с точки зрения экологической безопасности.
Написать комментарий
Оборот рынка Био-продукции 2010г. оценивался в 54 млрд долллара вообще-то :) Это официально звучало на выставке Biofach 2012 :))