Россия потеряла основной источник инвестиций
Решение кипрской проблемы со стороны Европейского Союза было принципиально жестким. Без оглядки на последствия Еврокомиссия предприняла попытку нарушить право частной собственности. Власти Кипра, по замыслу авторов антикризисного проекта, должны были наложить на частные вклады кризисный налог, размеры которого – предмет политической дискуссии. Что получилось?
Метафоры политических решений
На момент написания статьи 30-процентным налогом предлагается обложить только превышающие 100 тысяч евро вклады в крупнейшем банке страны Bank of Cyprus, который заведомо называют банкротом. Если это распространится на другие банки, то из 60 миллиардов евро, содержащихся в кипрских банках, под указанный выше налог попадут 38 миллиардов. В итоге Кипр из популярного офшора превратится в бедную страну с серьезными экономическими проблемами. «Имидж страны потерян навсегда. И возвращение ее как спокойной офшорной юрисдикции уже невозможно», – считает председатель Национальной фондовой ассоциации России Евгений Фенченко.
Эксперт отмечает, что европейские компании не сильно зависели от финансовой юрисдикции на Кипре, поэтому с легкой подачи еврокомиссии была поднята тема отмывания «грязных» денег российскими предпринимателями. Также оказался затронутым «раздутый» банковский сектор островной экономики. По словам экономиста Игоря Варьяша, говоря о соотношении объемов банковского сектора к кипрскому ВВП, в Европе использовали «метафоры политических решений». «Вопрос о вкладе финансовых организаций в ВВП не решен ни практически, ни теоретически, – говорит он. – Споры идут много-много лет».
Тем не менее Председатель Европейской комиссии Жозе Баррозу акцентировал на этом моменте особое внимание, подкрепляя общее политическое решение по Кипру. Не выдерживает критики и точка зрения, в соответствии с которой офшоры это негативное явление в мировой экономике, а удар по Кипру может привести к устранению главной «прачечной» российских капиталов в Европе. Заведующий отделом экономической теории Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев, приводит в пример то, как денежные операции по экспорту корпорации Boeing проходят через офшорную зону на Каймановых островах, а английские компании пользуются преимуществами юрисдикций на нормандских островах Гернси и Джерси.
По части эффективной работы с финансами и ухода от чрезмерно высоких налогов для поддержания конкуренции частных компаний офшоры сегодня предлагают незаменимые условия и инструменты. Российские компании также старались получить преференции и повысить свою конкурентоспособность при помощи Кипра. Отдельная история заключается в том, что богатые предприниматели ищут собственную выгоду в офшорах. И это происходит по всему миру. Но принадлежность российским бенефициарам предположительно 28 миллиардов евро из 60 на банковских депозитах в Кипре дала повод политическим спекуляциям и стала оправданием для политиков.
Главный источник инвестиций
По факту же Россия потеряла главный источник прямых иностранных инвестиций. Согласно официальной статистике в докризисном 2007 году из Кипра в российскую экономику было инвестировано около 11 миллиардов долларов (19% от всех иностранных инвестиций), а выведено 14 миллиардов долларов (32% от всех зарубежных инвестиций России). За первые три квартала 2012 года из Кипра в Россию было переведено 4,5 миллиарда долларов (14%), но гораздо больше выведено в Кипр – 16 миллиардов (43%).
Чем же был привлекателен Кипр? Доцент кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Аршавский говорит об английском праве, действующем в отношении финансовых операций. «Многие инструменты инвестиционные у нас просто не могут работать, хотя они очень привлекательные», – говорит Александр Аршавский и приводит в пример кредитный дефолтный своп, а также международные расчетные клиринговые инструменты. По его словам, Кипр был местом для эффективного совершения инвестиционных сделок, гораздо более «раскрученным», чем Лихтенштейн, Люксембург или Нидерланды, потому что между Кипром и Россией существовал договор об отсутствии двойного налогообложение при передвижении капиталов.
Кипр в целом удовлетворял интересам российских инвесторов, которые вкладывали средства через офшорные юрисдикции либо через зарубежные компании, которые подпадают под английское право в вопросах регулирования финансов. «Международные компании не будут заключать сделки по российскому праву. Оно не подходит для движения капитала, – говорит Александр Аршавский. – И если мы говорим о деофшоризации, то это вопросы правового регулирования и охраны собственности. Но в финансах многие вещи регулируются правом».
Куда теперь пойдут средства российских компаний, точно сказать эксперты не берутся. Во многих офшорных зонах в отличие от Кипра нужно подтверждать происхождение капитала. И даже если он получен без серых или коррупционных схем, банки оставляют за собой право отказа в размещении. Вряд ли в России в ближайшее время будет создано должное правовое окружение инвестиционных сделок. Кипр был источником иностранных инвестиций в Россию и российских инвестиций, исходящих из европейской юрисдикции. Теперь премьер-министр Дмитрий Медведев предлагает открыть офшорную зону на Дальнем Востоке. Но эксперты призывают быть аккуратнее с определениями.
Между Дальним Востоком и Евросоюзом
Под «офшором» Дмитрий Медведев имел в виду условия льготного налогообложения для хозяйствующих субъектов, которые реализуют инвестиционные проекты на Дальнем Востоке. Эксперты напоминают, что это похоже на налоговые юрисдикции субъектов Российской Федерации в 1990-е годы, когда компании искали наиболее благоприятные налоговые условия среди регионов без привязки к месту производства, и надеются на закон о государственно-частном партнерстве, который устранит опасения инвесторов и позволит им вкладываться в долгосрочные совместные проекты.
И хотя тема кажется серьезной, вот как описывает предложение Медведева исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев: «Медведев на съезде РСПП сказал: "Ну что, будем свои офшоры строить?" Мы все зааплодировали», – удивляется эксперт собственным действиям и поведению коллег. Но опять все упирается в правовую систему. «Пока российское право не будет соответствовать международным стандартам, российские сделки будут совершаться в иностранных офшорах», – говорит Евгений Фенченко о финансовых перспективах Дальнего Востока.
Однако ситуация на Кипре затрагивает не только сугубо внутренние проблемы России. Так, вопрос встал о регулировании финансового сектора в Европейском Союзе. Постепенно возрастает недоверие к европейским банкам, которое выражается в снижении цен на акции и бегстве капитала в очищенные от «токсических» активов банки США. Все это не способствует оздоровлению европейской экономики.
Не исключено, что некоторые страны покинут еврозону и валютный союз начнет разваливаться. Сегодня он держится на воле ФРГ, которая остается, прежде всего, ориентированной на экспорт экономикой и извлекает свою выгоду из сложившегося положения. «Проблему можно решать эмиссионным путем, – говорит Евгений Фенченко. – Еврозона склеена политическими манифестами, а не единой фискальной политикой».
По словам эксперта, единый финансовый центр помог бы избежать проблемы суверенных долгов, а отказ от эмиссии и вовсе погубил Европейский Союз. Сегодня европейские страны вынуждены сокращать госрасходы, урезать госбюджеты, снижать активность частных предпринимателей и поднимать уровень безработицы. В подтверждении экономической политики в 2013 году безработица в целом по Европе должна будет вырасти до 12,5%, а в некоторых странах, таких как Испания, перевалит за 25%. Поэтому перспектива выхода из кризиса Евросоюза при таком экономическом курсе довольно туманна.
Написать комментарий
Крупные спекулянты пожирают мелких. О чем балтология? Не наше дело.