Рекомендации по улучшению работы российско-индийской межправительственной комиссии

Российско-индийская межправительственная комиссия (МПК) демонстрирует успехи: товарооборот достиг $65 млрд в 2023 году. Однако для устойчивого роста нужны реформы — от цифровизации до дедолларизации. Разбираем ключевые рекомендации.
В предыдущей статье мы разобрали некоторые конкретные вопросы и механизмы работы российско-индийской межправительственной комиссии (МПК), а в данной статье попытаемся оценить эффективность этого института и предложить рекомендации по его совершенствованию.
С одной стороны, представляется, что существенный рост товарооборота между странами говорит об однозначном успехе сотрудничества. В рамках статистики за 2023 год констатируется экспоненциальный рост двустороннего товарооборота до величины, близкой к $65 млрд, что эквивалентно 1,8-кратному увеличению по отношению к периоду предыдущего финансового года. Российская Федерация, в этой парадигме, консолидировала свои позиции в качестве одного из четырёх ведущих экзогенных акторов в внешнеэкономическом векторе Индии.
По сути, МПК выступает в роли институционального медиатора, осуществляющего связку между политико-экономической волей государств и их операционализацией в виде капиталоёмких мегапроектов. В рамках межправительственного конструкта особое внимание заслуживает серия кейсов реализации долгосрочных контрактов и стратегических соглашений, где синергетическая функция МПК проявляется в полномасштабной конфигурации. К числу таковых можно отнести:
Стратегическое нефтяное соглашение между «Роснефтью» и индийским транснациональным консорциумом Reliance Industries, предполагающее 10-летний контрактный цикл ежедневных поставок объёмом 500 тыс. баррелей с предполагаемым ежегодным оборотом около $13 млрд;
Инфраструктурно-транспортная интеграция в рамках коридора «Север – Юг», включая совместное строительство ж/д участка Решт – Астара (2023), инвестиционная нагрузка на который в проектном горизонте до 2030 года составляет 280 млрд рублей.
Рост товарооборота, реализация уникальных проектов и институциональная поддержка инвестиционного обмена показывают, что МПК постепенно превращается в ключевой независимый посредник в двусторонней экономической архитектуре. Тем не менее, перманентные вызовы — институциональные диспропорции, асимметрия потоков капитала, флуктуации в валютных расчетах — требуют продолжения адаптационного реформирования организационного контекста МПК и дальнейшего углубления интеграционного вектора в логике постзападной многополярности.
В рамках повышения эффективности работы межправительственных комиссий (МПК) целесообразно перейти к многоуровневой модели взаимодействия. Это означает, что в деятельность комиссии должны быть вовлечены не только представители федеральных органов власти, но и региональные администрации, отраслевые ассоциации, промышленные кластеры и другие участники на среднем уровне управления. Такая вертикальная интеграция позволит учесть интересы разных сторон, а также усилит горизонтальные связи между бизнесами и регионами. В результате МПК сможет выступать как полноценная платформа для комплексной и гибкой координации экономического сотрудничества.
В условиях фрагментарной институциональной связности и ограниченной воспроизводимости обратной связи в механизмах реализации двусторонних инициатив, остро встает вопрос о внедрении комплексного цифрового контура мониторинга исполнения решений МПК. Создание цифровой интерфейсной системы с верифицированным доступом к ключевым индикаторам эффективности (включая KPI-модели, темпоральные дорожные карты и статусные отчёты реализации) выступит катализатором повышения институциональной подотчетности и обеспечит превентивное реагирование на экзогенные и эндогенные риски реализации стратегических проектов.
На фоне очевидной диспропорции в двустороннем инвестиционном обмене, характеризующимся превалированием капитальных вливаний со стороны России (более $18 млрд) при сравнительно низкой инвестиционной активности Индии ($3,1 млрд), становится критически необходимым формирование механизмов институционально-страховой поддержки входящих индийских инвестиций. В качестве возможных инструментов выступают: создание двусторонней системы финансово-гарантийного обеспечения, внедрение специализированных преференциальных режимов локализации, а также дифференциация налогово-административных стимулов, ориентированных на обеспечение паритетного инвестиционного обмена.
Постулаты экономического суверенитета и стратегической автономизации диктуют необходимость оперативного реформирования расчетных механизмов в русле дедолларизации. В этом контексте МПК следует инициировать институционализацию клирингового механизма с двусторонним обеспечением расчетов в национальных валютах (рубль–рупия), обеспечить формирование устойчивой сети межбанковских корреспондирующих отношений с привлечением как государственных, так и частных финансовых институтов, а также разработку операционных моделей, позволяющих конвертировать избыточные рупийные активы — как в товарные активы, так и в инструменты прямого инвестиционного участия.
Актуальное функционирование МПК осложняется институциональной несовместимостью правовых систем и выраженной фрагментацией нормативного поля. Решением может выступить разработка так называемого двустороннего правового атласа — систематизированного корпуса согласованных регуляторных позиций в ключевых сферах (внешнеэкономическая деятельность, техническое регулирование, стандартизация, сертификация, защита инвестиций). Параллельно требуется институционализация двусторонних экспертных платформ, наделённых мандатом превентивного анализа проектов нормативно-правовых актов и оценки их коллизионного потенциала в контексте двустороннего сотрудничества.
Межправительственная комиссия Российской Федерации и Республики Индия, выступая как подтверждённый координатор стратегического экономического взаимодействия, обладает потенциалом институционального ускорителя интеграционных процессов. Однако переход к устойчивой и воспроизводимой эффективности возможен только при условии глубокого институционального обновления. Для этого необходимо расширить многоуровневую модель управления, внедрить цифровые инструменты отслеживания и контроля решений, устранить инвестиционные дисбалансы, модернизировать валютно-финансовые механизмы и обеспечить правовую согласованность. Эти шаги позволят трансформировать комиссию в эффективную платформу двустороннего экономического управления в условиях растущей геоэкономической нестабильности.
Написать комментарий