18 ИЮЛ, 00:37 МСК
USD (ЦБ)    78.1856
EUR (ЦБ)    90.9716


Рекомендации по улучшению работы российско-индийской межправительственной комиссии

17 Июля 2025 66 0 Экономика
Рекомендации по улучшению работы российско-индийской межправительственной комиссии

Российско-индийская межправительственная комиссия (МПК) демонстрирует успехи: товарооборот достиг $65 млрд в 2023 году. Однако для устойчивого роста нужны реформы — от цифровизации до дедолларизации. Разбираем ключевые рекомендации.

В предыдущей статье мы разобрали некоторые конкретные вопросы и механизмы работы российско-индийской межправительственной комиссии (МПК), а в данной статье попытаемся оценить эффективность этого института и предложить рекомендации по его совершенствованию.

С одной стороны, представляется, что существенный рост товарооборота между странами говорит об однозначном успехе сотрудничества. В рамках статистики за 2023 год констатируется экспоненциальный рост двустороннего товарооборота до величины, близкой к $65 млрд, что эквивалентно 1,8-кратному увеличению по отношению к периоду предыдущего финансового года. Российская Федерация, в этой парадигме, консолидировала свои позиции в качестве одного из четырёх ведущих экзогенных акторов в внешнеэкономическом векторе Индии.

По сути, МПК выступает в роли институционального медиатора, осуществляющего связку между политико-экономической волей государств и их операционализацией в виде капиталоёмких мегапроектов. В рамках межправительственного конструкта особое внимание заслуживает серия кейсов реализации долгосрочных контрактов и стратегических соглашений, где синергетическая функция МПК проявляется в полномасштабной конфигурации. К числу таковых можно отнести:

Стратегическое нефтяное соглашение между «Роснефтью» и индийским транснациональным консорциумом Reliance Industries, предполагающее 10-летний контрактный цикл ежедневных поставок объёмом 500 тыс. баррелей с предполагаемым ежегодным оборотом около $13 млрд;

Инфраструктурно-транспортная интеграция в рамках коридора «Север – Юг», включая совместное строительство ж/д участка Решт – Астара (2023), инвестиционная нагрузка на который в проектном горизонте до 2030 года составляет 280 млрд рублей.

Рост товарооборота, реализация уникальных проектов и институциональная поддержка инвестиционного обмена показывают, что МПК постепенно превращается в ключевой независимый посредник в двусторонней экономической архитектуре. Тем не менее, перманентные вызовы — институциональные диспропорции, асимметрия потоков капитала, флуктуации в валютных расчетах — требуют продолжения адаптационного реформирования организационного контекста МПК и дальнейшего углубления интеграционного вектора в логике постзападной многополярности.

В рамках повышения эффективности работы межправительственных комиссий (МПК) целесообразно перейти к многоуровневой модели взаимодействия. Это означает, что в деятельность комиссии должны быть вовлечены не только представители федеральных органов власти, но и региональные администрации, отраслевые ассоциации, промышленные кластеры и другие участники на среднем уровне управления. Такая вертикальная интеграция позволит учесть интересы разных сторон, а также усилит горизонтальные связи между бизнесами и регионами. В результате МПК сможет выступать как полноценная платформа для комплексной и гибкой координации экономического сотрудничества.

В условиях фрагментарной институциональной связности и ограниченной воспроизводимости обратной связи в механизмах реализации двусторонних инициатив, остро встает вопрос о внедрении комплексного цифрового контура мониторинга исполнения решений МПК. Создание цифровой интерфейсной системы с верифицированным доступом к ключевым индикаторам эффективности (включая KPI-модели, темпоральные дорожные карты и статусные отчёты реализации) выступит катализатором повышения институциональной подотчетности и обеспечит превентивное реагирование на экзогенные и эндогенные риски реализации стратегических проектов.

На фоне очевидной диспропорции в двустороннем инвестиционном обмене, характеризующимся превалированием капитальных вливаний со стороны России (более $18 млрд) при сравнительно низкой инвестиционной активности Индии ($3,1 млрд), становится критически необходимым формирование механизмов институционально-страховой поддержки входящих индийских инвестиций. В качестве возможных инструментов выступают: создание двусторонней системы финансово-гарантийного обеспечения, внедрение специализированных преференциальных режимов локализации, а также дифференциация налогово-административных стимулов, ориентированных на обеспечение паритетного инвестиционного обмена.

Постулаты экономического суверенитета и стратегической автономизации диктуют необходимость оперативного реформирования расчетных механизмов в русле дедолларизации. В этом контексте МПК следует инициировать институционализацию клирингового механизма с двусторонним обеспечением расчетов в национальных валютах (рубль–рупия), обеспечить формирование устойчивой сети межбанковских корреспондирующих отношений с привлечением как государственных, так и частных финансовых институтов, а также разработку операционных моделей, позволяющих конвертировать избыточные рупийные активы — как в товарные активы, так и в инструменты прямого инвестиционного участия.

Актуальное функционирование МПК осложняется институциональной несовместимостью правовых систем и выраженной фрагментацией нормативного поля. Решением может выступить разработка так называемого двустороннего правового атласа — систематизированного корпуса согласованных регуляторных позиций в ключевых сферах (внешнеэкономическая деятельность, техническое регулирование, стандартизация, сертификация, защита инвестиций). Параллельно требуется институционализация двусторонних экспертных платформ, наделённых мандатом превентивного анализа проектов нормативно-правовых актов и оценки их коллизионного потенциала в контексте двустороннего сотрудничества.

Межправительственная комиссия Российской Федерации и Республики Индия, выступая как подтверждённый координатор стратегического экономического взаимодействия, обладает потенциалом институционального ускорителя интеграционных процессов. Однако переход к устойчивой и воспроизводимой эффективности возможен только при условии глубокого институционального обновления. Для этого необходимо расширить многоуровневую модель управления, внедрить цифровые инструменты отслеживания и контроля решений, устранить инвестиционные дисбалансы, модернизировать валютно-финансовые механизмы и обеспечить правовую согласованность. Эти шаги позволят трансформировать комиссию в эффективную платформу двустороннего экономического управления в условиях растущей геоэкономической нестабильности.

Анохина Полина Дмитриевна, сотрудник Центрального аппарата Минэкономразвития России
Толкачев Сергей Александрович, д.э.н., профессор
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Лариса Рощина
Лариса Рощина (соавторы: Толкачев Сергей Александрович)

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more