23 ДЕК, 01:33 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Рейтинги российских вузов: перевернутая пирамида

30 Ноября 2011 9702 0 Наука и технологии
Рейтинги российских вузов: перевернутая пирамида

В Советском союзе насчитывалось 2,5 млн студентов. В сегодняшней России – 8 млн. В совокупности советские вузы предлагали 10 тысяч учебных программ. Сейчас их количество возросло до 32 тысяч. Не утрачивается ли за количеством качество? И насколько новый рейтинг «Лучшие образовательные программы инновационной России» улучшит положение дел?

Образовательный бум последних 15 лет беспрецедентен в истории России. Его масштаб нельзя сравнить даже с индустриализацией 30-х годов XX века. Дело в том, что в России порядка 600 действующих вузов прошедших государственную аккредитацию и немалый процент от этого числа работают без аккредитации. Большинство из них имеют сомнительные и не прошедшие государственную проверку образовательные программы. И так как любая попытка составления рейтинга упирается в давно известную вертикаль, по которой столичные вузы на много голов выше своих региональных конкурентов, инициативная группа экспертов выработала совершенно иной подход. Так появился проект «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Во-первых, акцент был смещен с совокупности достижений, предлагаемых условий и стоимости обучения в конкретном вузе на учебные программы, реализующиеся в его стенах. «Команда сделала интересный ход, она пошла не формальным путем, а выбором программ», – говорит вице-президент РАО, академик РАО Виктор Болотов. Это позволило обойти стереотипы устоявшихся брендов и выстроить рейтинг по кластерам и в горизонтальной плоскости. Во-вторых, проект удачно подвязали к необходимым специальностям для осуществления модернизации и индустриализации. Таким образом, были установлены не только вузы лучшие в стране, но лидирующие в регионах и по специальностям. В результате проведенного исследования был издан справочник, который планируется распространять бесплатно, с целью предоставить абитуриенту нужные ориентиры.

 

Исследование происходило следующим образом: две тысячи человек из Гильдии экспертов в сфере профессионального образования оценивали по качественным критериям 32544 учебные программы, из которых 2034 попали в справочник. Кстати, только 81 программа принадлежит ведущим российским вузам МГУ и СПбГУ. «Это не попытка играть с индикаторами, а экспертное мнение», – подчеркивает Виктор Болотов. Наибольшее количество программ пришлось на область экономики и управления. Меньше всего – на педагогические науки, что закономерно, ведь уже упомянутый список важных для модернизации профессий, который был опубликован на сайте правительства, не включает учителей и врачей. Без них все больше и больше обходится образование, сильно зависящее от платежного спроса. К тому же на некоторых направлениях количество бюджетных мест превышает число абитуриентов, а 26,7% вузов не получили в ходе голосования ни одного экспертного голоса.

По сути, подобный рейтинг исходит из того, что большинство желающих получить высшее образование вынуждено смотреть на общероссийский рейтинг, а не на региональный. Более того, в нем предлагается конструктивная альтернатива: в дополнение государственной аккредитации образовательные программы вузов получают общественно-профессиональную оценку. Но заместитель директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Галина Мотова говорит, что в силу увлеченности статистическими показателями «у нас никогда не была сформирована культура экспертной оценки».

Из-за этого, выясняя, что более пригодно для оценки – количество или качество, некоторые задаются вопросом, чем определять качественные характеристики. В будущем из-за складывающейся демографической ситуации и высокой конкурентности рынка высшего образования вузы должны будут проводить мониторинг трудоустройства своих выпускников и еще со школьной скамьи привлекать лучших абитуриентов. Возможно наилучшим показателем станет средняя зарплата выпускников того или иного направления. Поэтому к методу выявления качества лучших образовательных программ можно тоже предъявить претензии. Например, одна из них заключается в том, что экспертное сообщество методом голосования установило некие стереотипы восприятия и об объективной картине в таком случае речь не идет.

Так же легко поддается критике мнение, будто 32 тысячи образовательных программ это слишком много. В условиях сужения специализаций и того, что постиндустриальное общество насчитывает около 30 тысяч профессий, а в развитых странах существует порядка миллиона социальных персон, на которые влияет, в том числе и полученная профессия, количество образовательных программ не вызывает ощущения переизбытка.

Сработает ли проект «Лучшие образовательные программы инновационной России», поможет ли он вернуть образованию функцию социального лифта и, в конечном счете, обеспечить модернизацию и индустриализацию необходимой профессиональной базой – вопросы далекой перспективы. Пока же главным достижением проекта является то, что региональные абитуриенты смогут посмотреть на российское образование в другом разрезе – поперечном, и получить достойное и востребованное образование, не выезжая за переделы своего региона.

 

 

Статьи по теме:

Курс на порядок и новую индустриализацию

Почему так сложно вытянуть из кризиса сферу высшего образования

Выгодно ли России обучать Невтонов за рубежом?

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more