Рейтинги российских вузов: перевернутая пирамида
В Советском союзе насчитывалось 2,5 млн студентов. В сегодняшней России – 8 млн. В совокупности советские вузы предлагали 10 тысяч учебных программ. Сейчас их количество возросло до 32 тысяч. Не утрачивается ли за количеством качество? И насколько новый рейтинг «Лучшие образовательные программы инновационной России» улучшит положение дел?
Образовательный бум последних 15 лет беспрецедентен в истории России. Его масштаб нельзя сравнить даже с индустриализацией 30-х годов XX века. Дело в том, что в России порядка 600 действующих вузов прошедших государственную аккредитацию и немалый процент от этого числа работают без аккредитации. Большинство из них имеют сомнительные и не прошедшие государственную проверку образовательные программы. И так как любая попытка составления рейтинга упирается в давно известную вертикаль, по которой столичные вузы на много голов выше своих региональных конкурентов, инициативная группа экспертов выработала совершенно иной подход. Так появился проект «Лучшие образовательные программы инновационной России».
Во-первых, акцент был смещен с совокупности достижений, предлагаемых условий и стоимости обучения в конкретном вузе на учебные программы, реализующиеся в его стенах. «Команда сделала интересный ход, она пошла не формальным путем, а выбором программ», – говорит вице-президент РАО, академик РАО Виктор Болотов. Это позволило обойти стереотипы устоявшихся брендов и выстроить рейтинг по кластерам и в горизонтальной плоскости. Во-вторых, проект удачно подвязали к необходимым специальностям для осуществления модернизации и индустриализации. Таким образом, были установлены не только вузы лучшие в стране, но лидирующие в регионах и по специальностям. В результате проведенного исследования был издан справочник, который планируется распространять бесплатно, с целью предоставить абитуриенту нужные ориентиры.
Исследование происходило следующим образом: две тысячи человек из Гильдии экспертов в сфере профессионального образования оценивали по качественным критериям 32544 учебные программы, из которых 2034 попали в справочник. Кстати, только 81 программа принадлежит ведущим российским вузам МГУ и СПбГУ. «Это не попытка играть с индикаторами, а экспертное мнение», – подчеркивает Виктор Болотов. Наибольшее количество программ пришлось на область экономики и управления. Меньше всего – на педагогические науки, что закономерно, ведь уже упомянутый список важных для модернизации профессий, который был опубликован на сайте правительства, не включает учителей и врачей. Без них все больше и больше обходится образование, сильно зависящее от платежного спроса. К тому же на некоторых направлениях количество бюджетных мест превышает число абитуриентов, а 26,7% вузов не получили в ходе голосования ни одного экспертного голоса.
По сути, подобный рейтинг исходит из того, что большинство желающих получить высшее образование вынуждено смотреть на общероссийский рейтинг, а не на региональный. Более того, в нем предлагается конструктивная альтернатива: в дополнение государственной аккредитации образовательные программы вузов получают общественно-профессиональную оценку. Но заместитель директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Галина Мотова говорит, что в силу увлеченности статистическими показателями «у нас никогда не была сформирована культура экспертной оценки».
Из-за этого, выясняя, что более пригодно для оценки – количество или качество, некоторые задаются вопросом, чем определять качественные характеристики. В будущем из-за складывающейся демографической ситуации и высокой конкурентности рынка высшего образования вузы должны будут проводить мониторинг трудоустройства своих выпускников и еще со школьной скамьи привлекать лучших абитуриентов. Возможно наилучшим показателем станет средняя зарплата выпускников того или иного направления. Поэтому к методу выявления качества лучших образовательных программ можно тоже предъявить претензии. Например, одна из них заключается в том, что экспертное сообщество методом голосования установило некие стереотипы восприятия и об объективной картине в таком случае речь не идет.
Так же легко поддается критике мнение, будто 32 тысячи образовательных программ это слишком много. В условиях сужения специализаций и того, что постиндустриальное общество насчитывает около 30 тысяч профессий, а в развитых странах существует порядка миллиона социальных персон, на которые влияет, в том числе и полученная профессия, количество образовательных программ не вызывает ощущения переизбытка.
Сработает ли проект «Лучшие образовательные программы инновационной России», поможет ли он вернуть образованию функцию социального лифта и, в конечном счете, обеспечить модернизацию и индустриализацию необходимой профессиональной базой – вопросы далекой перспективы. Пока же главным достижением проекта является то, что региональные абитуриенты смогут посмотреть на российское образование в другом разрезе – поперечном, и получить достойное и востребованное образование, не выезжая за переделы своего региона.
Статьи по теме:
Курс на порядок и новую индустриализацию
Почему так сложно вытянуть из кризиса сферу высшего образования
Написать комментарий