Подпольная империя
Антикоррупционная кампания в России набирает обороты. Владимир Путин предложил «базовый» законопроект, ограничивающий финансовые действия государственных чиновников за рубежом. Таким образом, он хочет удержать в стране миллиарды долларов. Как он предлагает бороться с теневой экономикой? И какие объемы она представляет?
Владимиру Путину потребовалось сориентировать в правильном направлении действующую элиту. Во вторник, 12 февраля, президент внес в Госдуму законопроект с говорящим названием: «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов».
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк назвал президентский проект «базовым». Но еще летом 2012 года депутат фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков выступил с аналогичным законопроектом, который депутаты приняли в первом чтении в конце декабря. На следующей неделе должно было состояться второе чтение, теперь оно будет учитывать президентский вариант.
Правда, небольшие разночтения в законопроектах все же есть, и президентский законопроект выглядит несколько мягче. Хотя в президентском варианте госслужащим нельзя будет не только иметь счета в иностранных банках, но и владеть иностранными гособлигациями, тем не менее, Путин оставляет возможность владеть собственностью за рубежом, сведения о которой нужно будет предоставлять в соответствующие органы. Причем объектами внимания становятся семьи чиновников: принадлежащее им имущество, в том числе недвижимость придется декларировать. Но за границей по-прежнему можно будет получать образование и медицинскую помощь.
В проекте депутата «Единой России» имущественный вопрос решался запретом, об облигациях не было ни слова, а обучение детей чиновников за рубежом предлагалось сделать незаконным. Но теперь он будет скорректирован базовым законопроектом, который, однако, создал прецедент, появившись на полгода позже дополнительного проекта и фактически присвоив президенту авторство идеи. Поправки так же нужно будет внести в федеральный конституционный закон «О правительстве РФ», в закон «О противодействии коррупции» и в 16 других нормативно-правовых актов.
В президентском законопроекте оговорены условия для начала проверки отдельных лиц. Она будет проводиться при наличии «достаточной информации» от Росфинмониторинга, правоохранительных органов, государственной власти, местного самоуправления, партий, Общественной палаты или СМИ. Анонимные источники рассматриваться не будут. Депутаты собираются принять закон уже к марту. Многим импонирует заложенная в нем концепция защиты национального суверенитета, а также цели «упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции».
Надо отметить, законопроект появился вовремя и должен будет, несмотря на оставшиеся лазейки, привести к частичной деофшоризации экономики, о которой Владимир Путин говорил в своем обращении Федеральному собранию в декабре. В докладе американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) приводится объем теневой экономики России с 1994 года, когда появились первые статистические данные, по 2011 год, который составил по подсчетам экономистов 46% от ВВП страны за этот же период. (В 2011 году теневой сектор сократился в годовом исчислении до 35%.) За это время нигде не зарегистрированный отток капитала из России составил $211,5 млрд, а незаконный приток по искаженным счет-фактурам $552,9 млрд. При этом если подсчитать частично легальный отток, то за 17 лет из России было выведено $782,4 млрд.
Мимо исследователей не прошло и то, что Кипр является самым крупным получателем инвестиций из России, а Россия из Кипра. По данным МВФ, при ВВП в $23 млрд Кипр перечислил в Россию в 2009-2011 годах $438 млрд, а получил из России $395 млрд. За 2011 год через Кипр прошло $128 млрд прямых инвестиций. Таким образом, экономисты делают вывод, что «Кипр – это прачечная для грязных денег из России». По их мнению, «до тех пор, пока российские государственные мужи не справятся с теневой экономикой, из России продолжат утекать деньги – как легально, так и подпольно – в ущерб экономической и политической стабильности».
Похожие на президентскую инициативу меры были приняты Венесуэле, Нигерии, Кении и Бангладеш. Организация Transparency International провела исследование по этим странам в 2011 году, но не выявила прямых свидетельств эффективности этих усилий. Безусловно, финансовый контроль политической элиты придаст прозрачности государственному управлению, но, по словам главы российского филиала Transparency International Елены Панфиловой, «кроме личных, есть много других счетов, фондов, счетов, принадлежащих детям, членам семей, аффилированным лицам и посредникам».
Экономисты из института GFI предлагают России дополнительные меры противодействия коррупции и оттоку капитала. Среди них есть совет тщательнее следить за денежными потоками между Россией и офшорными зонами Кипра и Швейцарии, требовать получения банками реальной информации о владельцах счетов, усилить таможенную службу и обсудить на форуме G20, на котором Россия сейчас председательствует, усиление прозрачности мировой экономики. Главный российский борец с коррупцией Алексей Навальный прокомментировал новость, сказав, что Путин не мог не отреагировать на обеспокоенность общества масштабами коррупции, но его законопроект все же является «популистской мерой».
Написать комментарий