Подавление инфляции и поддержание производства: возможно ли это одновременно?
Начавшиеся военная спецоперация на Украине и последовавшие вслед за этим санкции в адрес России ставят множество проблем перед руководством страны. Если брать только самые очевидные экономические угрозы, то центральным здесь являются две – возможный раскрут инфляционной спирали и надвигающееся падение ВВП. Логично задаться вопросом: что можно сделать в такой ситуации? Если какие-то рецепты, которые могут хотя бы ослабить указанные две проблемы? Оказывается, есть!
1. Угрозы для финансовой стабильности и экономического роста
Финансовая нестабильность в форме инфляции и ослабления рубля, а также депрессия или даже рецессия производства, порождаемые пакетом международных санкций в отношении России, могут и должны быть ослаблены адекватной монетарной политикой Банка России.
Прогноз темпов инфляции, девальвации рубля и экономического роста является бессмысленным на данной стадии, ибо они во многом зависят от степени успешности военной спецоперации России на Украине. Есть основания предполагать, что вслед за катастрофичным обвалом рубля последует хотя бы частичное (а может быть, и значительное) восстановление его позиций. Более тонкий вопрос состоит в одновременном обеспечении приемлемого монетарного климата – как для инфляции, так и для экономического роста. Эта задача содержит стратегическую и тактическую составляющие – эффекты в долгосрочном и краткосрочном аспектах соответственно.
Создавшаяся ситуация не является катастрофической. Например, в настоящее время у стран G7 имеется возможность заблокировать примерно половину валютных резервов России, что означает сумму в размере от 256,9 млрд. долл.; эта сумма вписывается в верхнюю границу, задаваемую критерием Редди, учитывающим сумму трехмесячного импорта и платежей по внешнему долгу в предстоящие 12 месяцев: 283,2 млрд. долл.; резервы золота размещены на территории России и не подвержены блокировке. Следовательно, складывающаяся ситуация является проблемной, но не является нерешаемой задачей.
Обе ключевые задачи – подавление инфляции и поддержание роста производства – могут быть успешно решены. Это оптимистичное утверждение основано на имеющемся опыте разных стран и самой России в аналогичных обстоятельствах. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
2. Меры Банка России и Правительства Российской Федерации
В настоящее время уже имеется опыт проведения политики количественного смягчения в условиях низких учетных ставок, которая в полной мере была успешно реализована главой ФРС США Беном Бернанке с 2006 по 2014 гг. Такая мера позволила сохранить финансовую стабильность в стране и предотвратить затяжной экономический кризис. Современная ситуация в России требует проведения политики количественного смягчения в условиях высоких ставок рефинансирования. Это проблема более сложная, чем та, которая стояла перед Б. Бернанке. Однако и она имеет прецеденты решения: подобная политика была апробирована в России с сентября 1998 г. по сентябрь 2008 г. и доказала свою эффективность.
Правило этой политики таково: невозможно применить снижение ставок — применяй количественное смягчение. При нынешней учетной ставке в 20%, которая является вынужденной и призвана сбить спекулятивный рост курса доллара и цен, следует поддержать экономику ликвидностью – в противном случае инфляционные и девальвационные тенденции будут локализованы за счет падения экономики. Скорее всего, в первоначальный период ставка в 20% породит инфляцию в размере 30%. В соответствии с упрощенной схемой расчета в таких условиях денежная масса должна быть увеличена на 40-50% относительно сегодняшнего уровня; более точные цифры требуют более тщательной калибровки исходных данных.
В настоящее время практика количественного смягчения в условиях высоких ставок рефинансирования отвергается руководством Банка России, в связи с чем необходимо поднять этот вопрос на более высокий уровень профессионального обсуждения с последующей реализацией нового подхода. Производство самолетов, микроэлектроники, продовольствия нуждается в ликвидности и не может подняться в условиях денежного голода. Именно этот вывод сделал Бен Бернанке из изучения Великой депрессии, в вопросах которой он признан выдающимся авторитетом. И именно поэтому он утверждал, что бывают ситуации, когда экономику нужно наполнять деньгами во что бы то ни стал – даже если придется разбрасывать деньги с вертолета. За такую непримиримую позицию он даже получил прозвище – Вертолет Бен.
Похоже, что сейчас в России сложилась именно такая ситуация – нужна эмиссия. Параллельно данную акцию целесообразно подкрепить выделением группы коммерческих банков, уполномоченных Банком России, для реализации эмиссии путем кредитования реального сектора экономики, особенно с учетом технологических приоритетов Правительства РФ. Такие кредиты могут быть выданы в особом режиме под минимальные проценты. Со временем данная политика будет требовать меньше усилий из-за постепенного снижения учетной ставки, рост которой с 20% постепенно упадет до 7–8%.
Спорить по этому вопросу можно бесконечно, что и делалось все предыдущие 30 лет. Однако время споров, похоже, закончилось, тогда как промедление чревато самыми тяжелыми последствиями.
Авторы статьи: Балацкий Е.В., Екимова Н.А., сотрудники Финансового университета при Правительстве РФ
Написать комментарий