Почему ВТО – крест на модернизации?
10 июля 2012 года закончилась растянувшаяся на 16 лет эпопея по присоединению России к ВТО. Большинством голосов – 238 против 230 с одним воздержавшимся – Государственная Дума ратифицировала соглашение России о вступлении в ВТО. Это стало возможно благодаря поддержке правительственной партии «Единая Россия». Что же дальше? Что ждет Россию?
10 июля закончилась растянувшаяся на 16 лет эпопея по присоединению России к ВТО. Большинством голосов (238 против 230 с одним воздержавшимся) Государственная Дума ратифицировала соглашение России о вступлении в ВТО. Не в последнюю очередь это стало возможно благодаря поддержке правительственной партии «Единая Россия». Оппозиционные фракции, зарабатывая на этом очки и развивая антизападную риторику, высказались против вхождения и собирались затянуть принятие решения до 22 июля. Но экстренное рассмотрение в Конституционном суде протокола о вступлении не выявило в нем никаких серьезных недочетов.
Теперь правило хорошего тона считать, что членство в ВТО поможет диверсифицировать и модернизировать российскую экономику, об этом с большой охотой пишут западные СМИ (удивительно, что впервые партия власти не критикуется либеральной прессой за свои действия). И это следующая благая весть после глобальной конкуренции, которая якобы послужит качественному рывку отечественной продукции. Снятие импортных пошлин коснется всех товаров, кроме ключевого сектора – энергоресурсов. При этом определять размеры пошлин на нефть будут старыми механизмами. Также в нетронутости сохранится монополия «Газпрома» и ее внутренняя, свободная от правил организации, тарификация на поставку газа. Надо отметить, что топливно-энергетический комплекс был немаловажным пунктом в переговорном процессе, как и право правительства ограничивать приватизацию госкомпаний иностранными инвесторами. После вступления в ВТО они смогут их финансировать без расчета на право собственности или последующий контроль.
Здесь нужно отметить, что страны, импортирующие российские энергоносители и сырье, редко облагают их пошлинами. Поэтому при вступлении в ВТО переговорщики, по сути, сохранили статус-кво для российского экспорта. Основную выгоду от снижения пошлин получат металлургический сектор, химическая промышленность, финансовые услуги, транспорт и телекоммуникации. А больше всего пострадают – сельскохозяйственный комплекс, строительство и механическая инженерия. Области не стратегические и не ресурсные. Пошлины снизятся в среднем с 9,5% до 6% к 2015 году, и иностранная продукция заполонит российский рынок, вытеснив местных конкурентов, которые не смогут принять участие в борьбе за рынок по многим причинам. Хотя бы из-за высокой стоимости рабочей силы, низкой производительности труда (26% от американской), дорогих энергоресурсов и неотлаженной логистики.
Вступление в ВТО дастся экономике высокими социальными издержками, особенно в промышленном секторе. В экономической программе Владимира Путина есть любопытный пункт, о котором он не устает напоминать – создание 25 млн. новых рабочих мест и новая индустриализация к 2020 году. Но одни только промышленные потери от членства в ВТО будут такими, что к 2020 году в производстве по различным прогнозам ликвидируют 2 млн. рабочих мест. Кроме этого правительство обещает выплатить компенсации тем предприятиям, которые будут вынуждены закрыться. Хватит ли для этого дефицитного бюджета, данных нет. Но Минфин уже сокращает расходы, в том числе и на целевые программы. Снижение пошлин в ближайшие два года обойдется бюджету примерно в 400 млрд. рублей. И это при макроэкономической нестабильности и колеблющейся цене на нефть.
Тем не менее, Всемирный банк прогнозирует, что на макроэкономическом уровне Россия получит прибавку в 3,3% к ВВП до 2015 года. Этот рост будет основываться на увеличении производительности труда и конкурентоспособности предприятий. Западные аналитики видят в этом сильный импульс для продолжения модернизации. Но сама по себе идея модернизации вышла из дискурса власти вместе с уходом Медведева и сменилась на реиндустриализацию. Помимо этого нюанса не учитывается характер российских инвестиций – они остаются преимущественно государственными. Известна и другая закономерность: любое сокращение государственных расходов отрицательно сказывается на их общем объеме, а модернизация требует больших вложений в технику и технологии. Поэтому модернизация становится попросту неосуществимой и политики перестают о ней говорить.
Но от этого необходимость ее запуска никуда не пропадает. Возрастающая зависимость от экспорта сырья, четко зафиксированная в протоколе о вступлении в ВТО с сохранением текущего положения, порождает коррупцию и бюрократию. И как бы ни хотели различные аналитические центры видеть в ВТО шанс для преобразования и трансформации России, можно с уверенностью сказать, что вступление закрепляет существующее на глобальном уровне разделение труда, которое и будет регулировать конкуренция.
ВТО практически не скажется на экспорте энергоресурсов и упрочит позиции металлургии и химической промышленности. Конкуренция спишет со счетов субсидируемые неэффективные и устаревшие производства и пошлет на рынок труда миллионы рабочих, которым нужно будет предложить замену. В итоге Россия останется поставщиком ресурсов – ни больше, ни меньше. Более того, в ВТО давно обсуждается принятие особых правил для энергетических отраслей стран-членов организации. Это значит, что у российского ТЭК не может быть долгосрочной стратегии. В случае нежелательных инициатив внутри организации спасать дело придется ручным управлением и тактическими маневрами.
Написать комментарий