22 ДЕК, 14:49 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


ПМЭФ-2014: катастрофический тренд, самоубийственные действия и конкурентоспособность России

23 Мая 2014 9677 2 События и факты
ПМЭФ-2014: катастрофический тренд, самоубийственные действия и конкурентоспособность России

В сложной политической и экономической ситуации России нужно повысить свою конкурентоспособность. С этим в правительстве и госкомпаниях согласны как представители либеральных взглядов, так и сторонники государственного капитализма. Но за счет чего можно достичь конкурентных преимуществ?

Здесь, как показала панельная дискуссия «Новая конкурентоспособность: альтернативы и перспективы», которую организовал «Сбербанк» в рамках Петербургского международного экономического форума 2014, мнения расходятся. И завязывается спор.

Модератор дискуссии, председатель правления «Сбербанка», Герман Греф поставил вопрос так: что нужно изменить в экономической политике правительства, чтобы добиться успеха (в смысле глобальной конкуренции)? И тут же признался, что в отличие от более чем 70% предпринимателей, чиновников, экспертов и студентов экономических вузов, опрошенных «Сбербанком» и Фондом общественного мнения, ему непонятно, в чем заключается экономическая политика России.

Грефа смущает «драматическое падение» темпов экономического роста, который ожидается в 2014 году на уровне статистической погрешности – от минус 0,5 до плюс 0,5% ВВП, а также то, что инновационная экономика сменяется на промышленную. К тому же, в последнее время идут разговоры о том, что нужно выращивать «национальных чемпионов» вместо развития малого и среднего бизнеса и переориентироваться с Запада на Восток.

Мнения разделились

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев признал: стратегии правительства хороши, а степень их реализации на практике нет. Регулятивные требования, по его словам, составляют до 30% издержек бизнеса. В качестве примера Улюкаев назвал поддержку правительством малого и среднего бизнеса. Правда, она была только на словах, потому что поднятием страховых платежей государство вынудило малый бизнес уйти в тень. Это касается и инвестиций: «регулятивный риск должен быть компенсирован дополнительным возвратным капиталом», описал Улюкаев ситуацию с предпринимательством в России.

По мнению министра, нужна последовательность принципов экономической политики. Греф подытожил: «узость между декларацией и имплементацией определяет эффективность правительства». Сократив разрыв между целями и действиями, можно добиться улучшения конкурентоспособности.

Следующий выступающий, советник президента Сергей Глазьев, во время дискуссии стал главным оппонентом, так называемых, либералов. Он сразу предложил поднять ответственность всех лиц в системе управления, кто каким-либо образом распоряжается ресурсами. По его мнению, государство должно ставить плановые задачи для госкорпораций и компаний с госучастием. Иначе средства, предназначенные для инноваций, размещаются на счетах в банках и не пускаются в дело, посетовал Глазьев. То, что 50% экономики занимает госсектор, советник президента назвал вопросом эффективности, а не вопросом пропорции («много или мало»). С чем, конечно же, не смогут согласиться сторонники либерального подхода: частный бизнес всегда эффективнее. Это догма и несть числа тому примеров.

На форум Глазьев приехал с ключевой мыслью, которая вытекает из его системы аргументации: 30% промышленных мощностей в России простаивают, хотя ограничений по природным ресурсам и человеческому капиталу у России нет. Но есть ограничение по финансам. По словам Глазьева, Россия длительное время является донором мировой экономики (он имеет в виду показатели оттока капитала), но не может организовать внутри страны доступные и дешевые кредиты. Механизмов финансирования нет, сокрушался советник президента, «условия хуже в десять раз, даже в сто раз». Выход один – рефинансирование коммерческих банков под обязательства промышленности и повышение ответственности в управлении деньгами как государства, так и частного сектора.

Глазьев также призвал подумать о новом технологическом укладе, который требует структурных перемен и усилий со стороны государства. Поэтому, заключил он, без системы дешевого и длинного кредита России не обойтись. Греф на правах модератора попробовал выделить ключевые пункты программы Глазьева и отметил, что повышение ответственности частного сектора это тоже задача государства (Улюкаев прямо сказал об этом примером с малыми предпринимателями). «Воровать не надо», – парировал Глазьев, уверенный, что бизнес старается обмануть государство.

«Все элементы стали неопределенными»

Примерно с таких же позиций выступал глава РЖД Владимир Якунин. Он высокопарно заявил, что, «уверовав в абсолют рыночной стихии, мы забыли о том, что человек существо социальное». Далее он рассуждал о «дихотомии государства и общества, бизнеса и общества». И наконец вышел на заявление в сослагательном наклонении: «Нам нужно было бы добиться», сказал он, отмены проверок малого бизнеса на срок до 5 лет с момента его создания. Также Якунин порассуждал, что такое, на его взгляд, экономическая политика. Если она ограничивается только показателем роста ВВП, то тогда такое ее понимание противоречит «научным убеждениям» главного железнодорожника страны. Напротив, если это сопровождается социальным развитием, то Якунина это устраивает.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин, также присутствовавший на обсуждении, сказал про ясность ориентиров и принципов политики. По его мнению, призывы сократить валютные расчеты или дистанцироваться от Запада делают неопределенными принципы, которым будет следовать правительство. «Все элементы стали неопределенными», – пожаловался Кудрин. Но что нужно, чтобы стать конкурентоспособными? По Кудрину – улучшить инвестиционный климат и повысить качество госуправления. Также экономист дал совет по своей профессиональной части: наращивание оборонных расходов и дефицит пенсионной системы мешают финансировать из госбюджета строительство инфраструктуры и, прежде всего, дорог. Следовательно, и то и другое нужно пересмотреть. Кроме того, структура бюджета не соответствует условиям для экономического роста, заявил Кудрин.

Похоже, из российских экспертов и чиновников, принявших участие в дискуссии, больше всех недовольным происходящим в экономической политике оказался гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс. Десять лет Россия приближалась к развитым странам, а последние годы отстраняется, сказал он. «Это катастрофический тренд!» «Когда я читаю предложения о продаже облигаций стран НАТО, о переводе счетов в долларах из стран НАТО в нейтральные, о возвращении всех принадлежащих государству ценностей, драгметаллов и т.д. в Россию – эти предложения, как мне кажется, из серии – назло бабушке отморожу уши», – заявил Чубайс, имея в виду предложения Глазьева.

Что же, по его мнению, нужно делать? В макроэкономическом плане не нужно пытаться себе навредить, предостерег глава «Роснано». Резервы, накопленные во время Кудрина, необходимо пустить в дело. Но для этого требуется содержательно продумать – на что. Чубайс считает, что в России существенно осложнилась среда и надо институциональными мерами помочь бизнесу. Усиление государственного контроля, проверки, дополнительные полномочия проверяющих органов, о которых говорил Глазьев (на самом деле – нет, Глазьев заявил, что говорил об ответственности, а не о контроле)? «Это самоубийственно для России на текущем этапе! Если мы хотим навредить России, то нужно делать ровно это», – возмутился Чубайс.

Силы изоляционизма и ставка на малый бизнес

Улюкаев, повторно взявший слово, заметил, что принятие тех или иных решений в пользу бизнеса часто рассматривается как не в пользу государства. «Но это ровно одно и то же». Впрочем, министр задумался и над названием дискуссии («Новая конкурентоспособность»): «А что, бывает старая?» С практической точки зрения выступил министр финансов РФ Антон Силуанов. «Сложные условия нам свалились», сказал он. Но предложил программу действий. Во-первых, не давать повода для неопределенности, не закрываться и следовать принятой политике. Во-вторых, мобилизовать ресурсы, сокращая дотации пенсионному фонду и расходы на оборону. Иначе будет такая же неповоротливая бюджетная конструкция, как сейчас. В-третьих, политика должна быть для бизнеса, а бизнес, в свою очередь, может поднять за собой экономику. Также Силуанов заметил, что если не будет сильного давления на Россию, то инвесторы вернутся. Они уже возвращаются, порадовал собравшихся министр.

Страстная речь другого участника дискуссии, председателя Global Council Питера Мандельсона, в частности сказавшего: «Крым многим показался ошеломляющим успехом, но это пиррова победа. Все может закончиться экономическим самоубийством России», потребовала еще одной реплики со стороны Сергея Глазьева. В стране нет политической силы, которая хотела бы изолированности, сказал Глазьев. По его мнению, все, о чем идет речь, это минимизация ущерба от агрессивной политики Запада, который не принимает концепцию сотрудничества с Россией от Лиссабона до Владивостока. Чубайс не согласился: «Я вижу такие силы». И предупредил: самоизоляция это серьезная опасность. Она не даст решить задачу стимулирования экономического роста и развития инновационной экономики.

Еще раз возвращаясь к заявленной теме заседания, Герман Греф попросил участников определить главный приоритет в деле повышения конкурентоспособности. Почти все согласились, что это дерегулирование, которое Якунин предложил понимать как «искоренение бюрократических препон», а Греф вспомнил, как в период работы в правительстве президент Владимир Путин посоветовал назвать этот процесс «дебюрократизацией», ее поддерживают почти все, да и звучит понятнее. Глазьев, видимо, в завершении своей пикировки с либеральными чиновниками призвал не упрощать, «чтобы не попасть в мифологическую ловушку». Силуанов думал о своем и предложил снижать долю государства в экономике. Улюкаев же пояснил, что нормальное регулирование это уход от ручного управления. А его рецепт звучит так: «Регулировать то, что нужно регулировать. Деругилровать то, что нужно дерегулировать. И не перепутать одно с другим».

Как выяснилось затем в ходе голосования зала, большинство слушателей горячей дискуссии считают, что приоритетом экономической политики должно быть «развитие малого бизнеса» (30%). «Диверсификация экономики» и «развитие рыночных институтов» получили по 20% голосов, а «активизацию связей с Востоком» и «рост расходов на социальные программы» слушатели сессии в большинстве своем не поддержали. Оба варианта набрали всего по 5%. Понятно, что участники форума хотят заниматься бизнесом, а не политикой. Также они порядком устали как от геополитических, так и от макроэкономических баталий. В завершении Греф объявил главную задачу для государства: «претворять принципы рыночной экономики», что, пожалуй, всех устраивало. Чтобы прийти к этому выводу, всем дискутантам потребовалось выпустить пар.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
29.05.2014 0 0
Аркадий Оксанов:

Если судить по этой статье, то всё напоминает спор дошкольников о ядерной физике. И считать Глазьева знатоком можеьт только тот, что не знает ничего про современный либерализм. Ну а догма о том, что частный бизнес эффективнее государственного - это из серии пещерных мифов: в Европе государственные предприятия успешнее частных. в некоторых странах частные успешнее государственных Вообще-то ещё в 80-х Международный Банк положил конец спору невежд: многочисленными исследованиями разных экономик было доказано. что вид собственности вообще не влияет на эффективность предприятий, она определяется эффективностью менеджмента. Но при этом у государственных предприятий есть преимущества: они более устойчивы на длительном этапе деятельнольности, меньше зависят от произвола меннеджмента, имеют лучшие перспективы получения средств на создание технологий будещего. Не знать, что догмы - именно такое, и спорить, как 30-40 лет назад о том, что лучше - не либерализм, как полагает Глазьев, а просто необразованность. В России государоственные предприятия не столь эффективны, как в Европе, просто из-за бюрокрватизма и воровства чиновников и менеджеров. И об этом лучше всего может рассказать Якунин, не справляющийся с железными дорогами, а не о "социальных программах" - в России вообще нет современных социальных программ, иначе бы не платили за труд в много раз ниже, чем платят в современном мире. Да и какие социальные программы могут помочь России, занимающей места в последней десятке стран по качеству жизни населения (см. статью http://opec.ru/1712199.html). В России по американским стандартам 80% населения должны получать социальные пособия, льготы по оплате жилья и бесплатное здравоохранение. Лучше бы обсудили, как Россия умудрилась за 25 дет так и не догнать РСФСР ни по душевому ВВП, ни по потреблению продовольствия, ни по промышленной мощности.

Б
29.05.2014 0 0
БЛ:

Единственный разумный экономист Глазьев борется с этой либеральной бандой во главе с Чубайсом.Народ уже устал ждать от Путина решительных действий по избавлению от этих прохвостов!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more