Иммунитет Франца-Иосифа. Почему Путин не пойдет на досрочную отставку Медведева
На Земле Франца-Иосифа президент Владимир Путин усилил пошатнувшиеся позиции премьер-министра Дмитрия Медведева и показал, что не пойдет на поводу у уличных протестов. Как и когда ему придется по-настоящему решить проблему главы правительства?
Не уберег, а потом спас
Владимир Путин первым начал: 14 марта он встретился с кабинетом министров и, объясняя отсутствие главы правительства, сообщил, что Дмитрия Медведева «не уберегли», в том смысле, что он заболел гриппом. Незадолго до многозначительной и даже зловещей реплики президента, подталкивающей к определенным выводам, оппозиционер Алексей Навальный выпустил фильм «Он вам не Димон», в котором рассказал о разнообразном, предположительно незаконно нажитом имуществе Медведева. По охвату аудитории видео обошло кинокартины Михалкова и Бондарчука, вместе взятых. И, пока премьер любовался домом уточки на своей даче в Ивановской области, его сочли «хромой уткой»: он пропускал одно важное заседание за другим, включая встречу «политбюро 2.0» – Совет безопасности, где лишним, как известно, не место.
За несколько дней до несанкционированных митингов 26 марта, главной мишенью которых была не столько коррупция, сколько ее олицетворение в фигуре главы правительства, Медведев все же появился на публике и пообщался с представителями малого и среднего бизнеса, отвечая на заботливые вопросы которого, неожиданно опротестовал версию президента: «Да я и не болел». Общественность восприняла заочную пикировку как знак разлада между двумя ключевыми руководителями страны. Аппаратные интриги, сокрытые от глаз посторонних, усилились выплеснувшимся на улицы недовольством социально-экономической ситуацией, которую власть называет «стабильностью», а эксперты, подбирая вещам свои имена, – стагнацией.
После акций протеста, которые прошли по всей стране, затронув даже традиционно инертные и молчаливые города, огонь по Медведеву открыли и в Госдуме, и в Совете Федерации. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов призвал главу кабинета министров ответить на расследование Фонда борьбы с коррупцией Навального, в КПРФ пообещали добиться проверки изложенных в нем фактов, а глава верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, снова воспользовавшись образом утки, посоветовала власти «не прятать голову под крыло». Парламентариев, на первый взгляд, взволновало падение доверия к власти, но каждый из них добивался своих узкокорыстных целей. И Путину пришлось спешить на помощь ослабленному премьеру.
В рамках Арктического форума, который проходит в Архангельске, президент собирался посетить Землю Франца-Иосифа. Для этого у него был веский предлог: в бытность главой правительства он побывал на одном из островов архипелага – Александры, где его взору предстала ледяная равнина, замусоренная токсичными отходами. С апреля 2010 года, когда он дал поручение очистить арктический пейзаж от топливных бочек и шлака, прошло достаточно времени, чтобы наведаться с инспекцией. Вылазка на архипелаг планировалась заранее, еще до прямых атак на Медведева и подрыва его авторитета. Но буквально накануне вечером стало известно, что Путин, как и предполагалось, поработает ледорубом, но в помощники возьмет себе опального премьера.
Предсказуемость президентского стиля уже не требовала толкователей, вопрос оставался лишь в том, какое сообщение получил Медведев. В августе 2011 года «тандем» забрался в глушь, на рыбалку в Астраханской области и, как считается, договорился о пресловутой рокировке – Медведев уступил президентский пост Путину, а тот, в свою очередь, пообещал преемнику и местоблюстителю сохранить за ним должность главы правительства на протяжении всего третьего срока. Позднее президенту приходилось «подкачивать» имидж Медведева в качалке и еще раз ездить с ним на рыбалку перед выборами в Госдуму 2016 года, чтобы поделиться рейтингом, не только с ним, но и с «Единой Россией», которую он возглавляет.
На этот раз Путин с Медведевым и подвязавшийся с ними министр обороны Сергей Шойгу (он понадобился как гарант одной из групп влияния) прошли в ледяную пещеру тающего ледника. Оставшись без посторонних глаз, а вернее – ушей, они и провели разговор о дальнейшей судьбе премьера. «Любовались», – сказал Путин в ответ на вопрос корреспондента «Коммерсанта» о содержании беседы. И Медведев, прибывший на землю Франца-Иосифа уставшим, потрепанным и болезненным – отекшее и небритое лицо, осоловелый, словно после сильного стресса, взгляд, – вдруг ожил и окреп на фоне лучащегося жизненной энергией Путина, поза, жесты и глаза которого были обращены к мелочам, разжимающим внутри пружину радости.
Постановка сцены говорила сама за себя: к затесавшемуся во льдах кораблику, которого глыбы вот-вот затрут и пустят ко дну, прибыл спасательный ледокол на атомном ходу. В очередной раз стало понятно, что перед общественностью не тандем, но мезальянс, в котором Путин непринужденно держит слово и, будто с издевкой, демонстрирует, что даже не от его воли, но от прихоти зависит не почти все, а действительно все. А также то, что Медведев в ближайшее время в отставку не уйдет.
«Большой арктический привет»
И хотя в трансляции с Арктического форума вице-премьера Дмитрия Рогозина по ошибке представили как «председателя правительства», Медведев привез из Арктики «большой арктический привет» и сразу же отчитал министра сельского хозяйства Александра Ткачева за опоздание (при том что он еще недавно сам отсутствовал на заседаниях). Чуть позже премьер принял у себя главу Чечни Рамзана Кадырова и поговорил о продаже активов «Роснефти» в республике ее правительству. Тем не менее, попытка «подзарядить» ослабшего партнера для президента не отменила вопроса о смене премьера и кабинета министров в целом.
Путин, безусловно, вступился за действующего главу правительства, но не словами, а продемонстрировав единство верховной власти – оба в одинаковых красных куртках с вышитыми именами на груди, и пусть у одного имя написано заглавными, а другого строчными буквами. После он прокомментировал и всероссийские протесты, назвав их «инструментом арабской весны», которая, как утверждали политологи, настолько напугала его в 2011 году, что он решился на третий срок и закручивание гаек. Однако протестующие граждане требовали ответа у премьера, который в массовом сознании теперь навсегда останется коррупционером, но подразумевали не его слабую фигуру, а президента – это был косвенный вызов ему. И он сделал свой выбор: проигнорировать граждан и поддержать старого приятеля, возродив образ тандема, что отбросило на него еще большую тень.
Тем не менее, у него есть резоны поступать в сложившейся ситуации именно так: в конце концов, с его точки зрения протесты можно жестко подавить, а вот до президентских выборов затевать чехарду в кабинете министров – дело суетное и не полезное. По закону Путин должен будет переутвердить или сменить правительство, которое автоматически уйдет в отставку с началом его четвертого срока. Тогда и наступит момент административной необходимости, да и обязателсьтва, данного перед рокировкой, не будет.
Пока же протесты выявили – у Путина нет готового решения относительно премьера: похоже, он до конца не знает, оставлять ли Медведева или нет, а главное, кого ставить ему на замену. Удобнее текущего главы правительства вариантов нет: при Путине никогда не было по-настоящему сильных и самостоятельных премьеров. Он не терпит политической конкуренции и идеальным видит технического исполнителя, которого можно подпитывать своим рейтингом и делать всячески обязанным поездками на рыбалку или в Арктику. Не нужен пока президенту и премьер с программой экономических реформ, поскольку он в принципе не считает, что стране нужны реформы, да и расшатывать стабильность не позволит.
Однако опала Медведева сняла с Путина моральный груз, а сам премьер перестал сопротивляться сюжету, заготовленному специально для него: он уже точно не будет повторно преемником и с большой степенью вероятности покинет пост главы правительства в марте 2018 года, а то и раньше, например, в сентябре этого года. Когда общественное давление спадет, а страсти улягутся, Путин снимет его с должности. Но не потому, что на это есть запрос граждан, а потому, что ему, Путину, в его «многоходовочке» понадобится отставка Медведева. В том числе, чтобы переизбраться на четвертый срок. А пока, вернувшись из Арктики, президент будет избегать неудобных вопросов. Вот и «прямую линию» в апреле отменили и перенесли на срок не позднее августа, когда и придется принимать решения: и по выдвижению на четвертый срок, и по будущему премьеру.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
Путин своим ледорубом мог бы покончить с коррупцией в России раз и навсегда! Зачем-то же он потащил Медведева в пещеру? Но что-то помешало ему это сделать, наверно, плешь отморозил и от этого забыл, что должен был сделать. Шапку у него стащили потому что. Может , это даже был Янукович, он специалист по шапкам.