Facebook
Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
Меню
22 ОКТ, 10:02 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960

22 ОКТ, 10:02 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960


Они ковали Победу. Как Челябинск стал Танкоградом в Великую Отечественную войну?

30 Апреля 2020 7046 0 Общество
Они ковали Победу. Как Челябинск стал Танкоградом в Великую Отечественную войну?

В 1942 году на Урале в рекордные сроки создали центр производства тяжелых танков. Он объединил «первенцев» первых пятилеток - Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и эвакуированные ленинградский Кировский и харьковский моторостроительный заводы. Промышленный центр, который так и не стал новой точкой на географической карте, получил народное название «Танкоград». Здесь за 33 дня организовали массовое производство Т-34 и создали 13 новых образцов танков, которые приблизили День Победы.

Ещё до войны, в 1940 году, на Челябинском тракторном заводе начали осваивать производство тяжёлых танков КВ-1 (Клим Ворошилов) конструкции Кировского завода. В августе 1940-го из Ленинграда привезли опытный образец боевой машины и чертежи, а уже 31 декабря того же года государственная комиссия приняла первый танк, собранный в Челябинске.

В первые месяцы войны в Челябинск полностью эвакуировали Кировский завод из Ленинграда и Моторный завод №75 – из Харькова.

Челябинский тракторный завод изначально был предприятием-дублером Харьковского моторного завода, выпускавшего танки в соответствии с довоенными мобилизационными планами.

С сентября 1941 года прошла поэтапная переброска целого завода из Харькова в Челябинск, для чего было выделено 1650 вагонов. Для приема оборудования были построены новый механосборочный корпус площадью 12 тысяч квадратных метров, механический цех для обработки отдельных деталей и сборочный цех площадью 15 тысяч квадратных метров.

Всего в 1941 году на Челябинском тракторном заводе скоростными методами были построены и введены в действие 17 новых цехов общей площадью около 100 тысяч квадратных метров и ангар для сборки и испытания моторов площадью 9 тысяч квадратных метров. В минимально короткие сроки был проведен монтаж оборудования этих цехов.

С ходу,  «с колес», нередко прямо на снег разгружали оборудование и тут же, в недостроенных помещениях, в мороз ставили на фундаменты станки, запускали их в работу, а уже потом возводили стены цехов и сооружали кровлю.

Основные цеха перешли на казарменное положение. В цехах, едва отапливаемых паром от трех паровозных котлов, в холодных недостроенных помещениях люди работали по 16-18 часов подряд, выполняя две-три нормы в смену. Многие рабочие ушли на фронт, поэтому трудовые коллективы состояли в основном из женщин, подростков и стариков.

В ходе эвакуации 15-тысячный коллектив довоенного Челябинского тракторного завода пополнили 7,5 тысяч ленинградцев, 3 тысячи харьковчан и тысяча москвичей. Кроме того, было привлечено 10 тысяч человек из различных регионов страны.

В 1943-44 годах численность работающих на заводе людей превышала 44 тысячи человек.

В октябре 1941 года ЧТЗ официально переименовали в Кировский завод наркомата танковой промышленности в городе Челябинске (ЧКЗ). Сам наркомат также базировался в Челябинске. Так появилось единственное в стране объединенное предприятие, выпускавшее тяжелые КВ-1, а также ставшее основным центром танкового дизелестроения.

Производство танков начали с нескольких единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15 машин. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 года танк «КВ» состоял из 23453 частей, то к 1 сентября число деталей сократилось до 11647.

Уже в четвертом квартале 1941 года выпуск тяжелых танков увеличился по сравнению с первой половиной года в 17 раз.

В 1942 году ЧКЗ впервые отправил на фронт легендарные танки Т-34. Их массовое производство наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что запустить серийный выпуск боевых машин нельзя быстрее, чем за 4-5 месяцев.

К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 «тридцатьчетверок», которые принесли советским войскам победу в битвах за  Москву и Сталинград.

Также на ЧКЗ выпустили знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник», который установлен на одном из постаментов Мамаева кургана.

В 1943 году здесь освоили производство тяжёлого танка ИС-2 (Иосиф Сталин), который уже в конце октября был принят на вооружение и стал основной боевой машиной в гвардейских тяжелых танковых полках.

Он сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощные орудия и броню. В 1944 году производство ИС-2 поставили на конвейер. В Челябинском Танкограде впервые в мире поточно-конвейерным способом выпускали тяжёлые танки.

Впервые была применена термическая обработка деталей токами высокой частоты, ручную сварку брони корпусов танков заменили на автоматическую. Себестоимость машины значительно сократилась, немногим превышая стоимость Т-34.

В августе 1944-го конструктор Танкограда Михаил Балжи спроектировал новую машину – танк ИС-3, который имел усовершенствованную форму корпуса и башни, полностью выигрывая в «войне брони».

Именно так называли на Западе негласное соревнование танкостроителей. Оптическая система управления наводкой позволяла эффективно вести бой на расстоянии 2000-2500 метров. Благодаря новой системе охлаждения двигатель расходовал меньше мощности, а для облегчения запуска двигателя в зимнее время был предусмотрен подогрев охлаждающей жидкости.

Таких танков в то время не имела ни одна армия мира.

Сегодня ИС-3 стоит на постаменте в Челябинске на Комсомольской площади.

Кроме танков, на ЧКЗ наладили производство боеприпасов: 76-мм и 152-мм снарядов, а также цилиндров к ним. Кроме того, в четвертом квартале 1941 года на ЧТЗ выпускали детали к реактивным снарядам для «катюш» – около 40 тысяч штук. Только в первый год войны на заводе было изготовлено 600 тысяч лент к пулемету Березина.

За годы войны в Танкограде создали 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизельмоторов.

Завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизельмоторов, 17,7 миллиона заготовок для боеприпасов.

У Танкограда были мощные научные и проектные ресурсы.  Одно из них – НИИ-48, где в годы войны работали два академика, один член-корреспондент АН СССР, четыре доктора и 10 кандидатов наук.

Ни одному иностранному конструкторскому бюро не удалось добиться столь же оптимального сочетания высочайшей боевой эффективности, дешевизны и технологичности в производстве танков.

В конце 1944-го и начале 1945 годов именно челябинские тяжелые танки и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ) проломили своей броней и мощнейшими 122-мм и 152-мм снарядами сплошную оборонительную стену германских городов.

Именно такой весомый вклад в Победу внесли конструкторы, инженеры и рабочие Танкограда – города, который не появился на карте, но навсегда останется в истории Великой Отечественной  войны 

 

Светлана Никифорова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Набиуллина напечатала триллион рублей для бюджета

Набиуллина напечатала триллион рублей для бюджета
Экономика

Путин предупредил о новых проблемах в экономике. Но карантин исключил

Путин предупредил о новых проблемах в экономике. Но карантин исключил
Экономика

Путин запретил, а они вывозят. Экспорт леса в Китай пошел на рекорд

Путин запретил, а они вывозят. Экспорт леса в Китай пошел на рекорд
Экономика 8

Банки заработали на девальвации почти 100 млрд рублей

Банки заработали на девальвации почти 100 млрд рублей
Экономика

Новости бизнеса

Миллиарды импорта и сотни совместных компаний с Россией. Чем рискует Белоруссия в период кризиса

Миллиарды импорта и сотни совместных компаний с Россией. Чем рискует Белоруссия в период кризиса

Исследование: как изменились расходы компаний в пандемию

Исследование: как изменились расходы компаний в пандемию

Узнай, страна!

В освоение арктического цинкового месторождения в Архангельской области инвестируют 71 млрд рублей

В освоение арктического цинкового месторождения в Архангельской области инвестируют 71 млрд рублей

Единственное в России производство высокоскоростных электропоездов заложили в Свердловской области

Единственное в России производство высокоскоростных электропоездов заложили в Свердловской области
Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter