«Области тьмы»: лучший фильм 21 века
В прокат поступил фильм «Области тьмы». Это гремучая смесь триллера, фантастики и детектива. Но каков сюжет, экранизация и игра актеров? О чем хотел нам сказать режиссер? Какие тренды развития человечества фиксирует этот фильм? Как его оценить? Насколько серьезна начинка этой картины?
В прокат поступил фильм «Области тьмы». Это гремучая смесь триллера, фантастики и детектива. Но каков сюжет, экранизация и игра актеров? О чем хотел нам сказать режиссер? Какие тренды развития человечества фиксирует этот фильм? Как его оценить?
Постараемся разобраться в этих вопросах.
1. Предостережение от поспешных выводов
Сюжет фильма в общих чертах, на первый взгляд, кажется весьма незамысловатым. Нью-Йоркский писатель Эдди, переживая полное жизненное фиаско, принимает засекреченный препарат NZT. Таблетки активизируют его мозг, и маленький человек приобретает сверхспособности, становясь практически суперменом. Но таблетки имеют побочные эффекты, которые отравляют жизнь герою. Кроме того, он становится мишенью для многих «дельцов», в том числе из мира криминала.
В общем-то, настораживающий сюжет. Опять супермен, опять беготня, а главное – причем тут области тьмы? Это что – темные зоны человеческого мозга? Или человеческой души? Или имеются в виду темные стороны большого бизнеса и большой политики?
Не старайтесь разгадать тайну названия фильма. Эта тайна представляет собой ставший уже традиционным маразм переводчика. Вообще-то, оригинальное название фильма «Limitless», т.е. безграничный. И здесь все ясно – речь идет о безграничных возможностях того, кто принимает пресловутые таблетки. И этот момент является стержневым для фильма.
Появившиеся в Интернете рецензии и отзывы, как всегда, разделили общественность на две полярные группы: восторженных зрителей и равнодушных киноманов. Многие пишут, что они просто заснули на просмотре фильма. Что можно сказать об этих отзывах? Только одно: люди, которые это пишут, ничего не поняли в силу своего примитивизма.
А что они должны-то были понять и увидеть?
2. Сознание как центр Вселенной
Как это ни парадоксально, но фильм гораздо глубже, чем это может показаться неискушенному зрителю. Речь идет о том, что человек – это сознание. Не деньги, не власть, не сила, не связи, не везение, а сознание. Развитое сознание отличает человека от животного, наличие сознания отличает животное от неорганической материи, уровень сознания разделяет разных людей. Именно сознание сделало человека владыкой Земли, и именно сознание лежит в основе успеха каждого конкретного человека. Значит, надо просто активизировать сознание. Вопрос только в том, как это сделать. Можно использовать разные «естественные» способы, но можно и ускорить этот процесс, воздействуя на мозг химическими препаратами. Но главная мысль состоит в том, что если развить мозг до некоторой критической точки, то можно наблюдать рождение сверхчеловека.
Этот сверхчеловек и возникает из почти полного дебила писателя Эдди. И последствия не замедлили сказаться. Здесь надо приостановиться и заметить, что в соответствии с современной теорией витальных ресурсов каждый человек обладает четырьмя видами жизненных ресурсов: временем, знаниями, энергией и деньгами. Причем между этими ресурсами есть жесткая иерархия: самым «высшим», «тонким», «сложным» и «дорогим» ресурсом является время, а самым «низшим», «грубым», «простым» и «дешевым» являются деньги. Эволюция человечества идет по пути овладения витальными ресурсами от низших к высшим. Творчество же идет в обратном направлении – от высших ресурсов к низшим. И в жизни Эдди эта схема раскрывается в своем рафинированном виде.
Его мозг становится более эффективным. Это значит, что скорость его работы возрастает; соответственно он приобретает огромный потенциал так называемого хронала, т.е. внутреннего времени. Это равносильно росту эффективности обычного времени, ибо на осмысливание всяких вещей ему требуется меньше физического времени, чем другим. При прочих равных условиях у него становится больше времени по сравнению с остальными людьми. Рост скорости мышления позволяет ему накапливать и обрабатывать невиданные объемы информации, превращая Эдди в резервуар уникальных знаний. Наличие новых знаний дает герою фильма безумную энергию, внося новые краски в известную формулу «знание – сила». Теперь он не курит, занимается спортом, редко и правильно питается, быстро передвигается. Даже походка Эдди меняется – от недоделанного увальня с неловкими движениями он превращается в подтянутого парня, действующего быстро и точно (здесь актерская игра Брэдли Купера особенно убедительна). Соответственно меняется его внешность – уходят длинные сальные космы, появляется другая одежда (здесь оператор и режиссер используют великолепный прием, меняя цвет лица актера до и после принятия препарата). И, наконец, Эдди использует свои знания и энергию для того, чтобы разбогатеть и загрести кучу денег. Все строго в соответствии с эволюционной теорией.
Режиссер Нил Бёргер блестяще демонстрирует тот факт, что перед знанием ничто и никто не может устоять. Даже враждебно настроенная к герою жена владельца его квартиры мгновенно оказывается с ним в постели после того, как он выкладывает ей свои новые ментальные способности. И эта мысль на протяжении фильма получает все новые вариации и аранжировки. Например, Эдди, никогда не умевший драться, легко избивает своих многочисленных противников. Скорость его реакции на все события, а также темп переработки гигантской информации, заключенной в его мозге, делает его вне конкуренции даже в кулачном бою. Это отнюдь не преувеличение. Наблюдение за боксерами показывает, что побеждает не тот, кто здоровее и сильнее, а тот, кто умнее, а следовательно, быстрее и эффективнее. Даже в миксфайте (боях без правил) побеждает тот, кто разнообразнее и интеллектуальнее. И это не праздные слова, это факт.
Надо сказать, что режиссер доводит мысль о примате сознания над грубым окружающим миром до своего логического конца. В его повествовании нет места случайностям. Если человек получает препарат, а вместе с ним преимущество в уровне сознания, то он побеждает всех своих противников и все неблагоприятные обстоятельства; в противном случае он становится их жертвой. Даже подруга Эдди демонстрирует это свойство, принимая всего лишь одну таблетку в критическую минуту и выпутываясь за счет этого из безнадежной ситуации.
Как это ни парадоксально, но фильм является гимном торжества Духу. Именно Дух (а Дух, согласно древнеиндийскому тексту «Бхагават Гита», есть не что иное, как сознание) лежит в основе всех творческих движений во Вселенной и ее изменений. И понять этот главный рефрен фильма может только тот, кому близки идеи эволюции. Разумеется, полуграмотные пролетарии, пьяницы и алкоголики, жадно пожирающие на сеансе в кинотеатре поп-корн и хлебающие кока-колу, просто не в состоянии по достоинству оценить заложенные в фильме идеи. Ничего удивительного!
3. Наука, бизнес и политика – всё на своих местах
Есть в фильме и некоторые нюансы, которые многие зрители пропустят мимо, но они также являются очень важными и поэтому о них стоит сказать.
Прежде всего, роль науки в повествовании. Дело в том, что она фигурирует неявно и экзогенно – откуда-то извне появляются некие волшебные таблетки, которые на самом деле были кем-то изобретены. Что же мы наблюдает в действиях главного героя? Почему, например, ему не заняться самому разработкой таких таблеток? Ведь теперь ему это вполне под силу и он бы мог стать независимым? Однако он заказывает эти таблетки в специальной лаборатории и щедро оплачивает труд ученых. Почему именно такой ход осуществляет герой фильма?
А потому что наука в наше время стала некой вспомогательной силой, которая уже не имеет самостоятельного значения. Вроде бы именно наука дает такие таблетки, но туда новоявленный супермен не идет. Он просто использует науку в своих целях. Отбрасывает он и писательский труд. Ареной же его интересов становится большой бизнес и политика – в конце фильма он становится сенатором, готовящимся к выборам в президенты страны. Иными словами, супермен идет в большой бизнес и в большую политику, а наука служит для него инструментом для достижения больших целей. В фильме есть намеки, что герой фильма и сам разобрался в некоторых формулах химического препарата таблеток, но профессионально заниматься он этим все-таки не стал. Он не пошел вглубь узкой конкретной специальности, он пошел вширь – осмысливать огромную и сверхсложную социальную систему. Это опять-таки соответствует древнеиндийскому разделению населения на четыре касты: брамины (люди духа), кшатрии (правители и воины), вайшны (торговцы и ученые) и шудры (работники физического труда). Поэтому наука и бизнес – это путь к политике, к третьей касте, после которой идут уже только жрецы. Герой фильма шагнул к высшей из реальных каст, но последнего шага к высотам духа, к самой высшей касте, не сделал. Ну что ж, таков уж замысел режиссера.
Интересной представляется и еще одна неявная идея фильма. Дело в том, что чудесные таблетки являются секретным изобретением. Но почему же их разработчики не обнародовали свой результат? Они же наверняка получили бы за него Нобелевскую премию, они бы стали знаменитыми на весь мир. Разве можно утаить такое открытие? Разве научная и публичная слава не является сильным фактором? Почему же ученые соглашаются оставаться никому неизвестными людишками, делая такие грандиозные разработки?
Создатели фильма намекают нам, что сегодня настоящая наука является тайной, секретной. Все по-настоящему стоящее не должно раздаваться массам, оно должно охраняться от них. Здесь современная секретная наука опять-таки приобретает общие черты с сакральным знанием тайных орденов, жреческих сословий и оккультных движений. Все важное должно быть достоянием немногих. Может быть, именно поэтому самые грандиозные разработки сегодня ведутся в недрах военно-промышленного комплекса, энергетических и фармацевтических корпораций. Вся официальная открытая наука является по определению неким «хламом», ибо обнародует она бесплатно все свои протоколы именно потому, что они никому не нужны. Настоящую науку никто не видит, и настоящая наука очень хорошо оплачивается. Отсюда недалеко до, казалось бы, абсурдного вывода: известность и широкая общественная популярность ученого – признак его научной несостоятельности. Однако в сфере фундаментальных разработок этот вывод, похоже, не так уж и абсурден.
4. Не надо шутить с сознанием!
Концовка фильма чрезвычайно поучительна, если не видеть в ней примитивный хэппи-энд. Бывший дебил Эдди окончательно становится суперменом. Даже когда его бывший партнер Карл открывает ему, что он – владелец производства таблеток, а лаборатория Эдди закрыта, то это уже не срабатывает. Эдди уже окончательно вышел из-под контроля. Здесь режиссер здорово мистифицирует зрителя. Он не договаривает кое-чего: то ли Эдди действительно имеет уже множество лабораторий и железно обеспечил себя таблетками на почти неограниченный срок, то ли он усовершенствовал их и сократил их потребление, то ли он вообще уже «закрепил» сверхъестественные свойства своего мозга и более не нуждается в препарате. Но главное заключается в том, что Карл, выпустив джинна из бутылки, уже не может его вернуть. Эдди его опередил по всем позициям.
Как произошел такой прокол? Никто не знает. Просто Эдди повезло – он принимал слишком много и слишком долго эти чудо-таблетки. В какой-то момент количество перешло в качество. Никто не знает, как и когда «включается» этот великий закон, но когда он уже «включился», то результаты могут видеть все.
Мораль всей этой сказки проста: нельзя шутить с сознанием! Если вы кому-то даете фору в ментальной сфере, если вы даете кому-то эволюционный бонус, то не удивляйтесь, что вас победят. Нельзя устойчиво контролировать более развитое сознание, которое продолжает развиваться. Нельзя играть в шахматы, поддаваясь более сильному противнику; это бессмысленно.
Нельзя не отметить и еще одно хорошее качество фильма – он непредсказуем. Смотря фильм, вы не только не можете предсказать его концовку, но и не понимаете развитие даже ближайших событий. Это выгодно его отличает от большинства фильмов.
Было бы нечестно не отметить и наличие оригинальных сцен. Они редкие, но сильные и запоминающиеся. Например, чего стоит сцена использования подругой Эдди девочки на коньках при нанесении ранения лица преследующего ее наемного убийцы. А сцена, когда обессилевший Эдди начинает лакать кровь убитого им бандита, чтобы получить растворенную в ней дозу препарата, вообще сильно впечатляет.
Все это в совокупности делает фильм не просто зрелищным, но и идущим в русле основного мирового тренда эволюции – формирования супермена на основе развития сознания. Удачное соединение содержания и формы делает этот фильм одним из лучших этом веке.
Написать комментарий
замечательная рецензия, автор просто молодец. И до прочтения считал фильм великолепным, однако некоторые аспекты ускользнули, нашел их в тексте. Спасибо!