«Москва, я люблю тебя!» – ты ли это?!
Фильм «Москва, я люблю тебя!» продолжил серию киноальманахов о знаковых городах мира. Первым в 2006 году появился фильм о Париже, вторым, три года спустя, – киноальманах о Нью-Йорке. Какой же видят нашу столицу современные российские режиссеры и за что они ее так любят? И удался ли им сам фильм?
Фильм "Москва, я люблю тебя!" продолжил серию киноальманахов о знаковых городах мира. Первым в 2006 году появился фильм о Париже, вторым, три года спустя – киноальманах о Нью-Йорке. Какой же видят нашу столицу современные российские режиссеры и за что они ее так любят?
1. Взгляд изнутри. Как и вышедшие ранее картины о Нью-Йорке и Париже, любовное признание Москве – это ряд 5-минутных новелл, снятых разными режиссерами. Однако если в предыдущих проектах представлены работы не только ньюйоркцев и парижан, но и зарубежных режиссеров, то российский вариант – это чисто отечественный продукт. Более того, судя по списку его участников, российский фильм создан тесным коллективом специалистов широкого профиля. Так, например, Иван Охлобыстин, снявший новеллу о настоящей жизни, помимо этого написал сценарии новелл о работе и москвичах, в последней из которых он сыграл также главную роль. Вряд ли такая сплоченность уместна в проекте, который, помимо всего прочего, должен был показать многоликость города. Впрочем, в работах Охлобыстина, в отличие от некоторых других авторов, есть хотя бы проблески смысла, стиля и юмора.
2. Лучшие из ...? Идея создания этой ленты принадлежит Егору Кончаловскому. В свое время его приглашали для участия в съемках киноальманаха "Париж, я люблю тебя". Однако предложенный режиссером сюжет французы сочли слишком рискованным, так что поучаствовать в парижском проекте Кончаловскому не удалось.
Работа над московским альманахом продолжалась около двух лет. Одной из главных трудностей, по словам Кончаловского, стало отсутствие отличных сценариев. Ему пришлось опробовать около 80 режиссеров и просмотреть порядка 300 сценариев. Судя по конечному результату, выбор был делом непростым.
3. При чем тут Москва? Представленные в фильме работы ну никак не наводят на мысли о любви: в них нет ни живой Москвы, ни живых москвичей – неважно, коренных или приезжих. Вместо города – несколько кадров высоток и памятников, вместо людей – типаж и фактура. Конечно, эпоха "Покровских ворот", и летних походов по Москве, которая "слезам не верит", осталась в прошлом. Москва меняет дворянские особняки и уютные дворики на офисные башни, и, судя по фильму, не верит уже не только слезам, но и любви. Романтические новеллы в фильме выглядят как-то неубедительно, за исключением, разве что сцены в ГУМе, да и там все же с сердцами некоторый перебор. Основным лейтмотивом картины становятся трудности даже не жизни, а выживания в столице. Причем непонятно, за что же герои некоторых новелл, вопреки очевидности, любят этот циничный и бесчеловечный город – разве что подчиняясь воле режиссера. А сами-то режиссеры при этом особой привязанности к столице, похоже, не испытывают и ничего хорошего в ней не видят. Большинство рассказанных ими историй с таким же успехом могли бы произойти и в любом другом городе, а некоторые так и вообще напоминают экранизированные анекдоты в стиле "6 кадров" – разве что с использованием столичных декораций. Некоторые же детали фильма просто вызывают удивление – где, например, можно увидеть в Москве такое такси и таких милиционеров?
4. Есть ли люди? Неповторимая атмосфера города – это не только дома, улицы, парки, но и люди, которые жили здесь в прошлом и живут сейчас, их чувства, мысли и мечты. Любовь к городу – это, в том числе, и сопричастность к судьбам его прошлых и нынешних жителей, которые лично у тебя вызывают симпатию. Героев, способных вызвать интерес, в фильме явный дефицит – у большинства персонажей за душой нет ничего, кроме амбиций. В этом смысле исключением стали "Этюд в светлых тонах" Василия Чигинского, "Объект номер один" Мурада Ибрагимбекова и, пожалуй, "Высотка" Наны Джорджадзе. История об уличной скрипачке, рассказанная Георгием Натансоном, вроде бы и показывает "человека крупным планом", но главным в ней становится не сам персонаж, а старательно создаваемые сценаристом контрасты, основанные на игре слов и выражений. "Настоящая жизнь" Ивана Охлобыстина, при всей пафосности и романтике, все же угнетает полным отсутствием теплоты и человечности.
5. Любовь вопреки. В фильме нет ни одного эпизода, который бы хотелось развить и продолжить, и почти ни одного героя, о котором осталось бы теплое воспоминание. К счастью, Москва совсем не такая, и мы любим ее вопреки сиюминутной очевидности, черному юмору и старательно нагнетаемой безысходности. Не хотелось бы, чтобы этот фильм сочли визитной карточкой российской столицы, хотя, возможно, людям, мало с ней знакомым, он даже покажется занятным. Интересно, как оценили альманахи об их городах жители Парижа и Нью-Йорка?
Написать комментарий