Московский авиакосмический салон – МАКС: его история и мировые аналоги
«Все выше и выше и выше стремим мы полет наших птиц» пелось в старой советской песне о самолетах. Ну и мы стремим. Но тут проблемы возникают. Современные «птички» дорого стоят, не говоря уже о стоимости их разработки. Поэтому производство «птичек» оказывается экономически оправданным, если «птички» продаются по всему миру. А раз так, то в разных странах и на разных континентах устраиваются такие авиационные ярмарки, куда производители привозят и демонстрируют свои изделия. И покупатели приезжают. А также почтенная публика, желающая поглядеть на достижения современной авиации.
Что такое современный авиационный салон
Практически все авиасалоны проходят по одной схеме. Пару дней они для простых посетителей закрыты – это деловая часть. А потом – welcome! Салон из бизнес-площадки превращается просто в авиационное шоу. Потрясающе интересное и захватывающе. Это уже для «простого» народа, а не для профессионалов.
Так кто же они такие – ведущие авиасалоны мира, и какое место занимает в этом ряду наш МАКС (Московский Авиакосмический Салон).
Начнем по порядку.
Самой известной и «раскрученной» площадкой такого рода является французский Международный авиационно-космический салон Le Bourget («Ле Бурже»). Его история насчитывает более 100 лет. Она началась в 1908 году, когда на 2-м автомобильном салоне в парижском дворце «Гран Пале» появилась секция, посвященная авиации.
С 1960-х годов авиасалон приобретает лидирующее значение в мире авиации. Именно в «Ле Бурже» впервые были представлены легендарные самолеты Boeing 747, Concorde, истребитель Mirage F1, космический челнок Enterprise, а также знаменитые советские самолеты Су-25, Су-27 и МиГ-29.
Вторым по значимости из авиасалонов считается английский Фарнборо, который впервые прошел в 1948 году. Именно на нем были впервые представлены самые большие гражданские самолеты нашего времени – Airbus А380 и Boeing B787 Dreamliner.
А есть еще авиасалоны в Берлине, Чили, Китае, Бахрейне и далее по списку.
Наш МАКС и его история
А что же наш МАКС? Российский Международный авиационно-космический салон «МАКС» проводится в подмосковном городе Жуковском один раз в два года и на сегодняшний день стремится к тому, чтобы конкурировать по числу участников и другим показателям с лидерами топ-10. Впервые он состоялся в 1993 году, так что по сравнению с его французскими и английскими «собратьями» может считаться «молодым человеком». Но не все так просто. На самом деле первая авиационная выставка в России (причем с международным участием) состоялась в 1911 году в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Спустя 22 года, 18 августа – день открытия выставки 11-го года, сделали Днем Воздушного Флота СССР и с тех пор отмечали его, устраивая авиашоу на аэродроме в московском Тушине.
Первый авиасалон в Жуковском прошел в 1990 году перед «Инженерным» корпусом ЦАГИ. В 1992 году на базе Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова прошла Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92». С 1993 года в соответствии с указанием Президента России Б. Н. Ельцина выставка получила свое сегодняшнее официальное название и статус Международного авиационно-космического салона (МАКС). МАКС-1993 проходил с 31 августа по 5 сентября сразу на трех площадках: в Жуковском, на аэродроме в Москве — Ходынское поле и в выставочном комплексе на Красной Пресне. В работе авиасалона приняли участие 178 предприятий из стран СНГ и 82 иностранные фирмы. Число посетителей выставки превысило 400 тыс. человек.
Главной отличительной чертой первых «МАКСов» было то, что в качестве продавцов техники, а также участников демонстрационных полетов были представлены только россияне и гости из ближнего зарубежья. Иностранцы предпочитали выступать в качестве наблюдателей и покупателей.
Впрочем, зрителям первого МАКСа было на что посмотреть – новинкой салона стал многоцелевой истребитель Су-35. Кроме того, посетители могли своими глазами увидеть новейший российский боевой вертолет Ка-50 «Черная акула». Всего МАКС-93 посетили около 400 тыс. зрителей.
В подготовке и проведении МАКС-97 и МАКС-99 участвовало высшее руководство России. Оргкомитетом была проведена большая подготовительная работа по сохранению на базе ЛИИ современной выставочной и технической инфраструктуры, отвечающей высоким требованиям международного уровня. Были построены новые выставочные павильоны, общее число которых выросло до 40, а их общая площадь до 24500 кв. м, введены в строй 160000 кв. м открытых выставочных площадей, построены 24 шале для переговоров общей площадью 2400 кв. м и пресс-центр, улучшены подъездные дороги.
Главной достопримечательностью МАКСа-99 стал экспериментальный палубный истребитель с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут». Необычные крылья машины привлекли к ней живой интерес публики.
Спустя два года, на салоне МАКС-2001, «Беркут» вновь стал «гвоздем программы», сменив название с С-37 на Су-47. Посетителям экспозиции предлагалась различная сувенирная атрибутика с изображением «Беркута», который был представлен как будущее российской авиации. Через шестнадцать лет можно, к сожалению, сказать, что будущее еще не наступило: на сегодняшний день Су-47 остается экспериментальной моделью, на которой отрабатываются различные технологии.
Авиасалон МАКС-2003, прошедший в 2003 году, можно считать «прорывным». Впервые наряду с машинами российских и украинских авиастроителей были представлены более 60 моделей самолетов и вертолетов из дальнего зарубежья.
В 2005 году россияне, посетившие МАКС-2005, смогли воочию наблюдать и асов из США. Первый боевой американский самолет появился в Жуковском годом ранее, однако, на сей раз, ВВС США представили сразу девять своих боевых машин, включая истребители F-15 и F-16, а также впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В.
Среди отечественных новинок МАКСа-2005: гражданский ближнемагистральный самолет Ан-148, легкий боевой вертолет «Ансат-2РЦ» и модель перспективного российского космического корабля «Клиппер». Многоразовый «Клиппер» более всего заинтересовал зрителей, особенно детей. К сожалению, пока этот красивый макет не стал такой же красивой реальностью.
Десятый, юбилейный авиасалон МАКС-2011 получился одним из самых успешных. И посмотреть было на что – в Жуковском были представлены более 240 единиц техники, в том числе новейший российский гражданский самолет Sukhoi Superjet 100, а также зарубежные Airbus A380 и Boeing Dreamliner. «Гвоздем программы» стало первое выступление перспективного российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50).
В 2013 на МАКСе впервые показала свое мастерство пилотажная группа «1-е августа» ВВС Китая, выступающая на высокоскоростных (число Маха – более 2-х) реактивных истребителях китайского производства 4-ого поколения J-10.
Ну и наши отличились. Это – «Русские Витязи» – авиационная группа высшего пилотажа ВВС России. Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель» (Су-27П и Су-27УБ), а также в том, что истребители являются серийными образцами. Ну и много там чего еще было.
В 2015 году тоже много интересного случилось, хотя и без сюрпризов.
И вот наступает 2017 год. Какие неожиданности там нас ждут – пока загадка. Устроители сохраняют интригу. Но, следите за новостями на их официальном сайте. Там же можно прочитать о системе покупке билетов, и о том, как всего удобней добраться в Жуковский.
Примечательно, что МАКС от других авиасалонов отличает не только его содержание, но и особая зрелищность. На авиашоу приходят сотни тысяч зрителей. Здесь выступают знаменитые российские пилотажные группы — «Русские витязи», «Стрижи» и другие, а также иностранные команды. Я не раз наблюдал, как люди, следующие по Новорязанскому шоссе куда-то по своим делам, парковали машины у обочины и, забыв обо всем, заворожено смотрели за полетами самолетов.
Написать комментарий