МЭРТ скорее жив, чем мертв
Российское правительство весьма своеобразно отреагировало на слухи о расформировании одного из ключевых ведомств – Министерства экономического развития и торговли. Вице-премьер Сергей Нарышкин во вторник назвал ведомство Эльвиры Набиуллиной «нужным» и заверил, что о его расформировании пока речи не идет.
Напомним, на прошлой неделе анонимные правительственные чиновники сообщили журналистам, что ведомство в скором времени будет разделено на две части, и четыре МЭРТовских департамента — торговых переговоров, госрегулирования внешнеторговой деятельности, внешнеэкономических отношений и экономического сотрудничества со странами СНГ — будут выведены из подчинении министра. На базе этих структур, утверждали чиновники, будет создано агентство, подчиненное главе правительства Виктору Зубкову. Затем та часть министерства, которая отвечает за макроэкономику и внутреннее регулирование, будет передана Минфину, а еще одна часть МЭРТа, возможно, будет присоединена к Министерству промышленности и энергетики.
Нарышкин заявил, что внешнеэкономический блок из МЭРТа выделен не будет, назвав эту информацию «вбросом в СМИ непонятно откуда». Однако он сделал характерную оговорку: реформы реформаторского ведомства не будет до финиша президентской компании. О том, как сложится ситуация после того, как Владимир Путин и Дмитрий Медведев поменяются креслами, он не сообщил.
При этом никто в Белом доме официально не комментирует отток ключевых чиновников из МЭРТ. Сейчас из этого ведомства уходят главы сразу двух важнейших подразделений – руководитель департамента инвестиционной политики Светлана Ганеева и директор департамента стратегии социально-экономических реформ Саид Баткибеков. Стоит вспомнить и о том, что Андрей Шаронов, заместитель министра и один из основных стратегов министерства при Грефе, уже ушел в инвестбанк «Тройка Диалог», а замминистра Станислав Кузнецов — в Сбербанк, который возглавил Греф после ухода из правительства. Еще раньше Белый дом покинул заместитель Грефа Андрей Савельев. Наконец, с осени говорят о том, что замглавы МЭРТ Кирилл Андросов также проработает в министерстве лишь до президентских выборов.
Скорее всего, борьба вокруг министерства связана с тем, что его нынешний руководитель не относится к числу политических тяжеловесов в правительстве, в отличие, например, от глав Минфина, ВСБ или Минпромэнерго, которых никто не рискнет отправлять в отставку даже при помощи анонимных «информированных источников». А это значит, что кто-то из более влиятельных чиновников или людей, близких к власти, хочет либо поставить на место Набиуллиной своего ставленника, либо просто забрать «под свое крыло» часть важнейших функций МЭРТа. И то, и другое может принести значительные преимущества и дивиденды в политической реальности, которая возникнет после инаугурации нового президента.
По словам экспертов, желающие предъявить «счет» к МЭРТ могут вспомнить, что создатель этого ведомства Герман Греф был приглашен на эту должность Путиным еще в 2000 году — специально для разработки экономической стратегии правительства. Программа, по которой, по мнению министра-реформатора, предстояло проводить преобразования в стране, была пропитана духом демонополизации, дебюрократизации, дерегулирования и состязательности во всех сферах жизни. Однако многие ее положения так и остались нереализованными. Например, не суждено было осуществиться идее Германа Грефа о разделении «Газпрома» на транспортную и добывающую компании.
Правда, те, кто сейчас говорит о своих претензиях к министерству, умалчивают (и трудно поверить, что по забывчивости) о причинах, по которым не удались реформы МЭРТа начала 2000-х годов. Между тем, объяснение очень просто – эти преобразования не поддержал российский политический истеблишмент, особенно «силовики».
Много претензий можно предъявить и тем департаментам, которым анонимные источники сейчас пророчат «вывод» из МЭРТа и переход под крыло премьера. Например, всегда можно припомнить затянувшиеся переговоры о вступлении России в ВТО или неудачу в строительстве единого экономического пространства на территории СНГ. Другим подразделениям экономического ведомства можно задать вопросы о том, почему не удалось удержать в узде инфляцию, где некоторые давно анонсированные изменения налогообложения нефтегазодобычи, почему гонениям подвергается иностранный, а заодно и российский бизнес.
Теоретически, именно МЭРТ должно давать ответы на все эти вопросы. Однако получить ответы вряд ли получится. Так уж сложилось в нынешней политической реальности, что власть не держит ответ за свои действия, а создает логические ряды прецедентных поступков, предлагая всем компаниям, работающим в российской экономике, самостоятельно делать выводы о настоящих правилах игры. Именно с этим в свое время и пытался бороться Греф, стремившийся сделать правила игры прозрачными и всем заранее понятными.
Источник: Росбалт Бизнес
Написать комментарий