Кросс-контурные связи в человеческой психике
Как устроен человек? Этот вопрос волновал и будет волновать всех нас. Почему мы болеем? Почему не можем достичь поставленных целей? Что этому мешает? Где корни всех этих помех? Можно ли все это внятно объяснить современным простым языком?
1. Предпосылки обобщенной модели человеческой психики. К настоящему моменту времени имеется множество различных моделей сознания и психики человека. Многие из них являются по отношению друг к другу альтернативными и спорят за статус «официальной». Не вдаваясь в деструктивные дебаты, укажем лишь самые значительные, на наш взгляд, вехи в области психологии человека, которые уже известны довольно давно, но до сих пор вызывают в научной общественности оживленные споры.
Крупным достижением в понимании строения и функциональных особенностей подсознания человека является теория перинатальных матриц С.Грофа [1]. Суть данной теории состоит в том, что помимо традиционного биографического этапа в формировании психики человека в рассмотрение вводится перинатальный (добиографический) этап, состоящий из четырех так называемых базовых перинатальных матриц (БМП), аккумулирующих в себе опыт и переживания человека на соответствующих стадиях биологического развития человеческого плода [2].
Первая БМП формируется на стадии эмбрионального вызревания плода и соответствует симбиотическому единству плода и материнского организма. Вторая БМП соответствует стадии схваток, когда происходит сжатие плода стенками матки. Третья БМП соответствует движению плода по родовым путям. Четвертая БМП связана с непосредственным появлением человека на свет и формируется в момент перехода плода из водной среды в воздушную. Каждому перинатальному уровню соответствует свой набор эмоций и ощущений, которые по большей части являются болезненными и после рождения пополняют подсознание человека. Впоследствии, согласно С.Грофу, четыре БМП накладываются на особенности биографического этапа человека и порождают многие психические заболевания и психопа-тологические отклонения (более подробное описание перинатальных матриц и связанных с ними заболеваний см. в [1-2]).
В свою очередь биографический этап жизни человека представляет собой постепенное развитие его сознания, которое по своей природе является многоконтурным (многоуровневым). Овладение человеком очередным контуром своего сознания знаменует собой эволюционный виток в развитии индивидуума. Наиболее последовательная и органичная теория контуров сознания была предложена Т.Лири и Р.Уилсоном [3-5]. С соответствии с их подходом выделяется гоминидный (человеческий) и постгоминидный (сверхчеловеческий) слои психики, каждый из которых состоит из четырех контуров и соответствует соответственно сознанию и сверхсознанию (надсознанию).
Так, гоминидный слой складывается из следующих контуров: биовыживательного (орального), направленного на поиск человеком зоны безопасности и комфорта (результат – зависимая или независимая личность); эмоционально-территориального (анального), направленного на определение групповой роли индивидуума (доминирующей или подчиненной); семантического (времясвязывающего), формирующего ощущение времени (результирующие свойства – смышленость или «тупость»); социополового (морального), закрепляющего в человеке различные социальные табу (результат – нравственный или аморальный тип). Постгоминидный слой психики состоит из следующих контуров: холистического (нейросоматического), направленного на формирование экстатических состояний и радости жизни (результат – человек с хорошим здоровьем); коллективного (нейрогенетического), на котором осуществляется подключение человека к генетической информации и овладение коллективными архетипами (результат – достижение муд-рости); метапрограммирования, на котором происходит разрушение априорных туннелей реальности, догм и стереотипов мышления (результат – гениальность); нелокального (квантового), когда сознание человека уже не ограничивается внутренним пространством черепной коробки (результат – развитие телепатии, ясновидения и других ин-туитивных свойств сознания) (более подробное описание контуров сознания и их свойств см. в [4-5]).
Таким образом, четыре перинатальные матрицы С.Грофа, четыре гоминидных контура и четыре постгоминидных контура сознания Р.Уилсона одинаковым образом (по числу психических уровней) структурируют подсознание, сознание и сверхсознание человека. На наш взгляд, данное совпадение слишком красиво и эффектно, чтобы быть простой случайностью. Эта убежденность позволяет нам сделать следующий шаг в обобщении данных двух моделей.
2. Кросс-контурная архитектоника человеческой психики. При-стальное рассмотрение специфики каждой перинатальной матрицы и каждого контура сознания позволяет увидеть их органическое единство. Причем связь между уровнями подсознания, сознания и сверхсознания строго иерархическая: каждому номеру психического уровня подсознания соответствует такой же номер психического уровня сознания и сверхсознания. Схематично это изображено на рис.1.
Примечательно, что идеи о кросс-контурных корреляциях проскальзывают уже у Р.Уилсона. Например, он утверждает, что пятый контур привязан к коре правого полушария мозга и нейрологически связан с лимбической системой (первый контур) [4, с.191]. Есть у него и другой пассаж, когда он констатирует, что гений – этот тот, кому удалось пробиться к седьмому контуру и вернуться назад, к третьему [4, с.100]. Однако до конца он эту мысль не развил.
Рассмотрим более подробно, как сопрягаются разные уровни психики.
Рис.1. Кросс-контурные связи в модели человеческой психики.
1. Первая БПМ предполагает бездумное чувственное растворение эмбриона в бытии материнской утробы, которая и представляет для него весь окружающий мир. Здесь могут возникать не только приятные ощущения, но и проблемы, связанные с химическим отравлением плода, например, когда его мать курит, потребляет спиртные напитки или при приеме пищи отходит от строгой диеты. Результатом таких проблем являются болезненные ощущения, пополняющие формирующееся подсознание эмбриона. Первый гоминидный контур (биовыживательный) также связан с чувственной интеграцией младенца в новый для него окружающий мир и сопряжен, как указывалось выше, со становлением ощущения безопасности и комфорта. На данном этапе также имеются проблемы, связанные с возникновением страха и неуверенности, когда, например, ребенок чем-то напуган и не получает от матери адекватной поддержки и успокоения. Результатом таких младенческих стрессов является если и не страх, то, по крайней мере, постоянное чувство настороженности человека при дальнейшем осваи-вании мира на протяжении будущей взрослой жизни. Пятый (холистиче-ский) контур опять-таки представляет собой чувственное осваивание окружающего социального пространства и направлен на максимальный восторг миром и удовлетворение благами, которые несет этот мир. Разумеется, и здесь могут возникать проблемы, связанные, как правило, со стремлением к чрезмерным наслаждениям, что само по себе может разрушать здоровье человека.
Тем самым для всех первых уровней подсознания, сознания и сверхсознания характерно чувственное познание мира. Меняется лишь качественная составляющая процесса.
2. Вторая БПМ связана с внешним давлением на эмбрион, когда стенки матки сжимают его со всех сторон. На этом этапе у человека формируются первые навыки сопротивляемости внешнему миру. Если давление оказывается слишком сильным, то эмбрион испытывает перинатальный стресс и его последующая сопротивляемость внешним обстоятельствам падает. Можно сказать, что чрезмерные испытания «ломают» врожденные иммунные рефлексы человека. Второй гоминидный (эмоционально-территориальный) контур формируется под давлением внешнего мира и ведет к появлению у человека «эго». Можно даже сказать, что само эго есть своего рода мембрана между внешним миром и внутренним содержанием человека и чем сильнее внешнее давление, тем крепче должна быть эта мембрана и тем больше сопротивляемость организма к внешним обстоятельствам. Однако если пресловутая мембрана не выдерживает давления, то она сжимается настолько, что в дальнейшем самоутверждение человека будет ослаблено, и он будет занимать, как правило, подчиненное положение. Шестой (нейрогенетический) контур также связан с формированием реакции на внешний мир, однако на этом уровне индивидуальное эго уже преодолевается и сопротивление внешнему миру принимает иные формы, а именно, форму мудрости. Главная опасность этого этапа состоит в том, что эго человека может быть уже разрушено, а мудрость не приобретена, в результате чего возникает риск поражения воли человека и потери его функциональности.
Таким образом, для вторых уровней подсознания, сознания и сверхсознания характерно формирование механизмов сопротивления внешнему миру. Направленность механизмов не претерпевает изменений, трансформируется только их качественная составляющая.
3. Третья БПМ связана с возникновением в существовании эмбриона динамики, когда он начинает движение по родовому каналу. В этот момент плод начинает свое первичное и примитивное, но уже не чувственное, а эмпирическое познание мира. На этом этапе есть опасность получения физических травм, которые впоследствии могут снизить функциональность человека. Третий гоминидный (се-мантический) контур сознания направлен на логико-эмпирическое познание мира и сохранение полученных знаний в виде языковых конструкций. В центре познания находятся динамические процессы, что находит отражение в установлении причинно-следственных связей и их использовании в практической деятельности. Неудачи на этом пути ведут к потере функциональности, проявляющейся в медлительности ума и всех психических реакций. Седьмой контур метапрограммирования также направлен на раскрытие глубинных зако-нов бытия. Сбои в процессе овладения данным контуром чреват нарушениями психики и возникновением тяжелых нервно-психических заболеваний.
Следовательно, для третьих уровней подсознания, сознания и сверхсознания характерно формирование механизмов познания внешнего мира. Как и на предыдущем уровне, направленность механизмов здесь не претерпевает изменений, трансформируется лишь их качественная составляющая.
4. Четвертая БПМ предполагает овладение младенцем новым для него пространством. Переход из ограниченного внутриутробного пространства в практически бесконечное пространственно-временное измерение представляет собой качественный скачок самой области познания. Неудачи на данной БПМ чреваты потерей здоровья ребенка: вступление в новый мир сопровождается сильными перепадами внутричерепного давления, обрезанием пуповины и прочими стрессовыми нарушениями привычного существования. Четвертый гоминидный (социополовой) контур также предполагает вхождение человека в новый для него мир – социальное пространство. Грубо говоря, из ограниченного круга семьи и школы человек переходит в систему новых для себя взаимодействий с другим полом и различными социальными институтами. Неудачи на этом контуре выражаются в неэффективных социальных взаимодействиях. Восьмой (нелокальный) контур знаменует собой еще один качественный прорыв в познаваемой области, которая расширяется до размеров всей Вселенной. Сбои на этом уровне развития личности приводят, как правило, к летальному исходу.
Таким образом, для четвертых уровней подсознания, сознания и сверхсознания характерно формирование (расширение) сферы познания внешнего мира. В основе всех четвертых уровней психики лежит процесс познания, расширяются лишь сами горизонты познания.
Проведенный анализ показывает, что при формировании уровней подсознания, сознания и сверхсознания наблюдается строгая повторяемость. Иными словами, психика человека на разных уровнях своего развития проходит одни и те же этапы становления. Данный факт уже сам по себе является чрезвычайно важным, однако выявленная закономерность нуждается в системном объяснении. Почему стадии (контуры) развития подсознания, сознания и сверхсознания не сбиваются, а воспроизводятся в строгой последовательности? Было бы логично предположить, что в них должны происходить какие-то сдвиги, однако этого не происходит. Почему?
3. Природа кросс-контурных корреляций: «капельная модель». Спиралеобразная повторяемость фаз формирования человеческой психики имеет под собой эволюционные механизмы. В соответствии с теорией перинатальных матриц, человек приходит в мир без сознания, но с уже основательно заполненным подсознанием, где хранятся разнообразные ощущения, вызванные теми или иными событиями. Можно сказать, что эти подсознательные образы выступают в качестве априорных (подсознательных) психических шаблонов, на которые впоследствии навешиваются новые воздействия внешнего мира и реакции организма. Именно на этой основе формируется собственно сознание. В этой связи неудивительно, что формирующееся сознание проходит те же эволюционные фазы, что и лежащее в его основе подсознание.
Можно сказать, что сознание вырастает и выделяется из под-сознания, будучи органически и генетически связанным с ним. Со временем эта связь становится все более сложной, фиксируя на-растающий антагонизм между двумя психическими образованиями.
В дальнейшем из сознания, прошедшего определенную эволюцию и накопившего разнообразные схемы, начинает формироваться сверхсознание. Сознание выступает логической и информационной основой сверхсознания и, также как сознание вырастает из подсознания, так и сверхсознание вырастает из сознания, повторяя затем основные эволюционные этапы его развития. С течением времени взаимодействие между сознанием и сверхсознанием становится все более активным с тенденцией к максимальному замещению сознания сверхсознанием.
Таким образом, сознание как бы вычленяется из подсознания, чтобы впоследствии из него выделилось сверхсознание. Этим, на наш взгляд, и объясняется органическое единство уровней трех психических состояний человека. Схематично рассмотренная связь подсознания, сознания и сверхсознания представлена на рис.2 в виде «капельной модели», предполагающей вложенность трех явлений.
Рис.2. «Капельная модель» человеческой пси-хики.
Повторяемость функциональной структуры подсознания, сознания и сверхсознания вызваны еще и фактом их взаимодействия. Причем это взаимодействие носит строго направленный характер. На этом моменте остановимся более подробно.
На уровне подсознания формируются многочисленные так называе-мые автоматизмы, которые будем называть комплексами, подразумевая под ними некие самые общие психические синдромы, программирующие реакцию человека на те или иные внешние воздействия. Понимание, вкладываемое нами в категорию комплексов, отличается от общепринятого понимания комплексов в узком смысле слова [6, с.1126]. В нашем случае речь идет об элементарных неосознанных поведенческих интенциях. Данные комплексы всегда ограничивают поведение человека, снижая тем самым его рацио-нальность и функциональность. Довольно часто комплексы вызывают у человека болезненные реакции, которые могут перерастать в психопатологические синдромы. Для повышения функциональности, получения большей свободы поведения и его необусловленности априорными автоматизмами человек «вычищает» свое подсознание с помощью осознания некоторых его комплексов. Процесс «переработки» подсознательных комплексов происходит на логическом уровне в сознании. Данный акт индивидуум может осуществлять либо самостоятельно, либо при помощи психотерапевта. И в том, в другом случае результат одинаков – разрушение комплексов, освобождение от них и снижение априорной обусловленности поведения человека. Более того, комплексы могут разрушаться и автоматически при достижении сознанием достаточно высокого уровня развития. Таким образом, сознание участвует в «чистке» подсознания путем разрушения комплексов, за счет чего человек достигает большей свободы.
Однако на уровне сознания формируются свои собственные комплексы, которые в литературе называются импринтами. Под таковыми понимаются жесткие поведенческие установки, практически не подлежащие корректировке (подробнее об импринтах и их свойствах см., например, в [4; 7]). Разумеется, импринты опять-таки ограничивают функциональность человека и мешают ему полностью проявить свои потенциальные способности. Тем самым роль импринтов эквивалентна роли комплексов, но на другом уровне. В процессе формирования и развития сверхсознания происходит разрушение импринтов. Как правило, уже на шестом контуре сознания (нейрогенетическом) происходит почти полное разрушение импринтов и поведение человека становится обусловленным не внутренними программами-импринтами, а внешними обстоятельствами. Ликвидация импринтов на гоминидных контурах представляет собой своего рода «чистку» сознания. Здесь также просматривается простая связь: развитие сверхсознания с соответствующими ему постгоминидными контурами приводит к «чистке» сознания на всех гоминидных контурах.
Участие более высокого психического слоя в разрушении ком-плексов более низкого психического слоя естественным образом приводит к воссозданию структуры низшего слоя на всех высших слоях. Данную закономерность можно выразить и более образно: «разгружая» контуры более низкого психического слоя, более высокий психический слой «копирует» эти контуры на своем собственном уровне.
Таким образом, природа кросс-контурных корреляций определяется двумя моментами: вырастанием более высокого психического слоя из недр более низкого слоя; участием более высокого психического слоя в «чистке» более низкого слоя. Иными словами, кросс-контурные корреляции определяются как природой происхождения психических слоев, так и природой их взаимодействия. В целом же каждый иерархический уровень человеческой психики имеет эволюционную природу происхождения.
4. Риски и опасности формирования психических контуров. Каждый из описанных нами двенадцати контуров человеческой психики таит в себе серьезные опасности. Это связано с тем, что освоение любого контура может пройти как удачно, так и неудачно. При неудаче могут возникать разного рода нарушения здоровья, начиная от простейших физических травм, кончая сложными психическими заболеваниями. Построим простейшую типологию таких заболеваний.
1. Первая БПМ может сопровождаться химическим отравлением плода с соответствующими ощущениями. Сформировавшиеся на данном этапе тяжелые воспоминания могут инициировать нозофобию (патологический страх заболевания) и ипохондрию (мнимая уверенность, что человек тяжело болен). Сюда же относятся и такие болезни, как канцерофобия (страх развития злокачественного заболевания) и бациллофобия (боязнь микроорганизмов и инфекционного заражения) (здесь и далее мы осуществляем свою собственную привязку болезней к той или иной перинатальной матрице; наша классификация отличается от той, которую дает С.Гроф).
2. Вторая БПМ сопровождается удушьем плода. С этой стадией связано такое относительно редкое женское заболевание, как фобия материнства. Этой же БПМ обусловлена зоофобия (боязнь животных) и заторможенная депрессия. Особый интерес здесь представляет суицид (самоубийство) как реакция на безысходное положение во время второй БПМ и желание вернуться в первоначальное комфортное состояние во время первой БПМ. Разновидностью самоубийства выступают алкоголизм и наркомания. Следовательно, суицид, алкоголизм и наркомания представляют собой своеобразное бегство от второй БПМ к первой БПМ.
3. Третья БПМ может сопровождаться физическими травмами при прохождении плода по родовым путям. Однако движение в замкнутом тесном пространстве само по себе является серьезным испытанием. Реликтовые подсознательные воспоминания об этом периоде могут спровоцировать такое заболевание, как клаустрофобия (боязнь закрытых и слишком тесных мест). Такие болезни, как фобии, связанные с поездками в метро (боязнь замкнутого темного туннеля), путешествиями на самолетах (воздушная болезнь) и кораблях (морская болезнь), также продуцируются третьей БПМ.
4. Четвертая БПМ связана с появлением младенца на свет и сопровождается стрессом в результате резкой смены среды обитания плода. Воспоминания об этом событии жизни может стимулировать такое заболевание, как агарофобия (страх перед открытыми пространствами). Сюда же примыкает и такое заболевание, как ак-рофобия (боязнь высоты).
5. Первый (биовыживательный) контур направлен на вживание субъекта в новое пространство. Опасность плохого прохождения этого контура заключается в закреплении в человеке чувства беспокойства и формировании различных страхов. На бытовом уровне такие страхи могут выражаться в ожирении, склонности к курению и потреблению спиртного.
6. Второй (эмоционально-территориальный) контур направлен на формирование индивидуального эго. Неудачное прохождение этого контура приводит к вялости личности, хронической депрессии и безволию. Здесь же возможно развитие мании величия.
7. Третий (семантический) контур связан с формированием «туннелей реальности», которые ограничивают восприятие действи-тельности. Слабое овладение семантическим контуром выражается в невнятной, корявой речи и примитивном мышлении.
8. Четвертый (социополовой) контур направлен на вживание субъ-екта в обширное социальное пространство. Неудачи на этом контуре часто приводят к аутизму.
9. Пятый (холистический) контур направлен на достижение удовольствия от жизни. На этом этапе легко увлечься, превысить меру и впасть в некие опасные крайности: чревоугодие, сексуальные из-лишества, разврат, пристрастие к наркотикам и т.п.
10. Шестой (коллективный) контур предполагает достижение мудрости. Однако здесь есть опасность разочарования, потери смысла жизни, разрушения системы мотивации. Результатом такого неудачного прохождения нейрогенетического контура может стать хроническая апатия.
11. Седьмой контур (метапрограммирования) ведет к плюралистичному взгляду на мир. При недостаточно развитом интеллекте видение мира с различных точек зрения может привести к шизофрении. По-видимому, именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что огромное число гениальных и выдающихся людей страдали различными психическими заболеваниями [8].
12. Восьмой (нелокальный) контур предполагает выход сознания из тела. Неудачные опыты на этом уровне развития чреваты простейшим невозвратом сознания в черепную коробку с последующим летальным исходом. Именно поэтому все йогические и мистические учения на-стаивают на обязательном присутствии в таких случаях наставника, который мог бы подстраховать практикующего.
Проведенное сравнение опасностей каждого ментального уровня недвусмысленно показывает, что каждый последующий более высокий контур несет в себе большую опасность, чем все предыдущие. Особенно ярко это проявляется на постгоминидных контурах, когда идет развитие сверхсознания. Так, на уровне перинатальных матриц все опасности формируются в латентной форме, в то время как проявляются они уже, как правило, на гоминидных контурах. На самих же гоминидных контурах все неприятности носят более материальный, грубый характер и подлежат корректировке. На постгоминидных контурах начинают развиваться практически неизлечимые психические заболевания, а иногда эксперименты с высшими свойствами сознания могут завершаться смертью.
Следует отметить, что произведенная нами типология заболеваний в соответствии с иерархической структурой психики человека ни в коем случае не носит абсолютного характера. Здесь чрезвычайно сложно выдвигать однозначные суждения и утверждения, однако сама интенция к формированию вполне определенных нарушений психосоматики, соответствующих определенному уровню психики, на наш взгляд, не подлежит сомнению.
5. Природа психосоматических заболеваний. Наличие своего рода «контурных заболеваний» требует хотя бы предварительного объяснения. Понятно, что указанные заболевания возникают при неблагоприятном развитии соответствующего уровня психики. Однако особый интерес представляет механизм возникновения этих забо-леваний. На наш взгляд, здесь также просматривается универсальная и довольно общая схема, которую более подробно мы рассмотрим ниже.
На сегодняшний день все большее число психологов и медиков при-ходит к мысли, что подавляющее большинство психических и соматиче-ских заболеваний вызвано ментальными расстройствами. Об этом говорит, в частности, тот факт, что попытки обнаружения так называемого биологического маркера шизофрении в виде, например, какого-то бракованного гена так и не увенчались успехом [9, с.47]. В основе ментальной природы заболеваний лежит представление о том, что мозг человека представляет собой сложную информационную систему, которая постепенно метаболизируется организмом человека. Плохой информационной системе соответствует плохая органика, и наоборот. Такого подхода придерживается, в частности, А.Менегетти [10, с.21].
Отталкиваясь от информационной модели мозга, можно представить логическую схему процесса образования комплексов и им-принтов.
Комплекс, лежащий в подсознании человека, имеет тройственную структуру и состоит из информации о конкретном событии, эмоциях, связанных с этим событием, и энергии связи, которая удерживает информацию и эмоции (рис.3). При возникновении сигнала, несущего в себе информацию, похожую на ту, которая заключена в сердцевине комплекса, срабатывает связь и генерируется вполне определенная реакция с соответствующим ей спектром эмоций (как правило, негативных). Человек не может не реагировать на некоторые сигналы в силу автоматического характера тех эмоций, которые «прикреплены» к исходной информации. Чтобы избавиться от такой эмоциональной и поведенческой зависимости, применяют методы психоанализа, позволяющие «вытащить» комплекс из подсознания в область сознания, проработать информацию и тем самым разрушить (или подавить) привязанные к ней эмоции. Как только это происходит, то связь между информацией и эмоциями разрывается, удерживающая их энергия высвобождается, человек испытывает прилив сил, а исходная информация в нейтральном виде, лишенном эмоциональной окраски, становится рабочим материалом сознания субъекта. Окончательный ре-зультат – свобода от априорных эмоций и реакций.
Рис.3. Статическая модель комплексов и импринтов.
Формирование импринтов подчиняется аналогичной схеме, что и комплексы, однако здесь еще ярче проявляется феномен энергетического связующего звена, в качестве которого выступает нейронная цепочка. Разрушение импринтов основано так же на трехзвенной схеме с той лишь разницей, что сам процесс их разрушения происходит с участием сверхсознания.
Однако главный вопрос заключается в том, каким образом ком-плексы и импринты могут провоцировать различные заболевания, включая соматические сбои в работе организма?
Общая схема генезиса заболевания может быть рассмотрена с помо-щью динамической модели комплекса и импринта (рис.4). На вход им-принта поступает определенный сигнал, который в силу установившейся связи передается на выход импринта и требует соответствующей реакции. Если же по каким-то причинам запрограммированная реакция невозможна, то энергия, бегущая по нейронной цепи от входа к выходу импринта, не может высвободиться и остается в канале связи. Блокирование реакции может быть вызвано различными социальными и биологическими причинами. Например, если человек запрограммирован на создание семьи, но по каким-то внешним обстоятельствам (материальным, квартирным и пр.) не может сделать этого. Другой пример: человек зациклен на получении работы по определенной специальности, а такой работы на рынке нет. Таких примеров можно привести бесконечно много. Во всех случаях происходит сублимация психической энергии импринтов, которая не получает своего естественного выхода. Если же описанная процедура зацикливания повторяется многократно, то в канале связи накапливается большое количество избыточной энергии, что само по себе может приводить к сбою во всей информационной системе мозга с соответствующими органическими нарушениями. «Переполненные» энергией нейронные цепи могут приводить к «замыканию» других нейронных цепей, ответственных за регуляцию химического и гормонального фона организма. В зависимости от того, какие именно цепи оказываются пораженными, формируются те или иные забо-левания. Тем самым именно наличие комплексов и импринтов с характерными для них жесткими причинно-следственными связями и обусловливают развитие болезненных синдромов. Накопление энергии в каналах связи требует пояснения того, как информация на входе преобразуется собственно в энергию на выходе и внутри канала связи. На наш взгляд, данный факт является совершенно очевидным, если учесть, что сама информация есть определенным образом структурированная энергия. Любая информация есть совокупность волн и вибраций.
Сила описанного механизма чрезвычайно велика. Например, А.Менегетти считает, что застоем энергии в нейронных каналах обусловлены даже такие явления, как камнеобразование и неоплазия [10, с.151]. Более того, раковые образования обладают огромной жизнеспособностью как раз за счет той энергии, которая накоплена в импринтных сетях [10, с.161]. А.Менегетти полагает, что раковые заболевания поражают неадаптивных людей, безапелляционных жестких упрямцев [10, с.165]. Подобное упрямство, как правило, есть следствие имеющихся импринтов, чем и обусловлена связь онкологических болезней с импринтингом.
Если принять описанный механизм, то само выздоровление, как справедливо замечает А.Менегетти, может произойти либо в результате повышения адаптации человека и разрушения сдерживающих его импринтов, либо в результате изменения внешней среды, которая провоцировала запуск импринтов [10, с.164].
Рис.4. Динамическая модель комплексов и импринтов.
Здесь уместно напомнить разницу между кондиционированием и импринтингом. Так, при кондиционировании исчезновение стимула ведет к исчезновению через некоторое время заданной реакции. На этом зиждется механизм разрушения условных рефлексов. При импринтинге исчезновение стимула не ведет к исчезновению заданной реакции. Импринт может сохраняться сколь угодно долго. Таким образом, именно комплексы и импринты продуцируют ту поведенческую инерцию, которая порождает «застой» энергии в нейронных сетях. Любое сдерживание эмоций является вредным и стимулирует психосоматические расстройства, но комплексы и импринты осуществляют системное (постоянное) сдерживание одних и тех же эмоций, чем и определяется их отрицательная роль. При этом накопле-ние «энергетических сгустков» в сетях мозга не предполагает, что это должно автоматически приводить к заболеваниям, прежде всего, самого мозга. Так как различные отделы мозга отвечают за регуляцию соответствующих функций организма, то и болезненное поражение может распространяться как на сам мозг, так и на периферийные ор-ганы.
6. Роль вспомогательных импринтов в формировании психиче-ских заболеваний. Отталкиваясь от информационной природы заболеваний, можно сделать следующий логический шаг: большинство психических и психосоматических болезней имеют социальные корни и, следовательно, социальную природу. Данный тезис наиболее отчетливо иллюстрируется таким заболеванием, как шизофрения. Рассмотрим это заболевание более подробно.
Существуют различные критерии и системы диагностирования ши-зофрении. Однако практически все проявления данной болезни могут быть инициированы социальным окружением человека, особенно в детстве. Так, в соответствии с критерием DSM-IV выделяются 9 симптомов [9, с.51]:
- идеи отношения лично к себе, когда человек думает, что радио и телевидение обращаются лично к нему, а окружающие люди говорят и думают о нем (такой образ мысли легко сформировать у человека, если он подвергается постоянному подхалимажу, и в нем культивируется мания величия);
- ложное или маргинальное представление, которое влияет на поведение и не совпадает с субкультурными (традиционными) нормами. Типичный пример – суеверия, вера в ясновидение, телепатию и т.п. (такой образ мысли может автоматически сформироваться в семье, которая не вписывается в традиционные религиозные и научные каноны);
- необычное восприятие, включая телесные иллюзии;
- спутанная речь и мышление (такие качества легко «вкладываются» в ребенка путем его бомбардировки противоречивыми сигналами и командами);
- подозрительность или параноидальное воображение (если ребенка постоянно пугать и дергать, то это качество в нем получит мощное развитие);
- несоответствующие или зажатые аффекты (если ребенка постоянно наказывать за откровенное выражение своих эмоций, то в нем сформируется это качество);
- странное (эксцентричное) поведение или внешность (данное качество может сформироваться как протест против постоянных запретов);
- отсутствие близких друзей и тех, кому доверяют (воспитание ребенка в строгой социальной изоляции гарантирует это качество);
- излишнее социальное беспокойство (жизнь в агрессивном социуме содействует формированию данного качества).
Тем самым мы видим, что практически все признаки шизофрении зависят от социального окружения. Следовательно, большинство указанных признаков могут быть импринтированы в процессе взаимодействия с членами семьи и внешним социумом. Если это так (а серьезных причин, чтобы сомневаться в этом, нет), то тогда на-прашивается очень важный вывод: для того, чтобы возникла шизофрения, необходимо получить достаточно большой «пучок» негативных вспомогательных импринтов [7]. Иными словами, приобретение человеком в процессе жизни негативных вспомогательных импринтов в большом количестве может привести к переходу количества в качество, когда потеря функциональности становится столь велика, что можно говорить о наличии психической патологии. Данный вывод можно распространять на все психические заболевания.
Заметим сразу, что какой-то один импринт редко способен привести к фатальному нарушению здоровья; как правило, их должно накопиться достаточно много. Когда же это происходит, то дальнейший ход событий становится непредсказуемым, как это и наблюдается в проявлениях шизофрении. Однако в любом случае наличия вспомогательных импринтов было бы еще недостаточно для такого мощного результата, если бы их действие не поддерживалось некоторыми важными функциональными свойствами мозга, среди которых можно выделить два – нейропластичность и безостановочность работы. Поясним их.
Свойство нейропластичности мозга заключается в его способности физиологически видоизменяться в результате определенного рода деятельности человека. В настоящее время имеются убедительные примеры данного свойства. Например, у квалифицированных музыкантов увеличиваются соответствующие участки мозга. Другими словами, бесконечные часы игры на скрипке меняют количество клеток, участвующих в исполнении музыкальных произведений, и увеличивают их проводимость [11, с.506]. Другой пример был получен при исследовании лондонских таксистов. Как оказалось, участки мозга, которые отвечают за способность выбора маршрута, увеличиваются после первых шести месяцев езды по городским улицам [11, с.507]. Тем самым определенное поведение адаптирует под себя мозг и его способности. При этом может идти как прогресс, так и регресс мозга. Следовательно, негативные вспомогательные импринты, приводящие к падению интенсивности информационного взаимодействия человека с окружающей средой, стимулируют регресс мозга с сопутствующими этому процессу необратимыми физиологическими изменениями.
Свойство безостановочности работы мозга заключается в его спо-собности в условиях сенсорной депривации (т.е. отсутствия каких-либо сигналов из внешнего мира) генерировать свои собственные образы и сигналы. Эксперименты показали, что если человека закрыть в темной комнате, куда не поступают ни звуковые, ни световые сигналы, то через некоторое время у него начинаются галлюцинации, откровения, видения и т.п. [12, с.53]. Тем самым мозгу требуется постоянная информационная стимуляция; если таковая прекращается, то он замещает ее собственными образами. Если же вспомогательные импринты человека сформированы таким образом, что сильно ограничивают его социальные контакты и информационное взаимодействие, то его мозг может начать замещать нехватку ин-формации путем генерирования галлюцинаторных образов, что является первой ступенью к серьезным психическим заболеваниям.
К рассмотренным двум свойствам мозга можно добавить еще одно – внутренний диалог. В соответствии с этим свойством большая часть нормального процесса мышления человека состоит из внутреннего диалога, когда он сам с собой обсуждает тот или иной вопрос [9, с.137]. Однако при информационных сбоях в мышлении человек перестает проводить эффективную самоидентификацию. В этом случае внутренний диалог перерастает в слуховые галлюцинации и т.п. Неудивительно, что негативные вспомогательные импринты, накладывающиеся на указанное свойство внутреннего диалога, могут инициировать шизофренические симптомы с их последующим усилением.
7. Интериоризация психических контуров. Как уже отмечалось, эволюция личности человека происходит путем активизирования более высоких психических контуров. Однако остается открытым вопрос о том, как, собственно, осуществляется переход с более низкого контура на другой, более высокий. Ответ на этот вопрос дает общий механизм эволюции личности [13].
В соответствии с указанным подходом, переход на более высокий контур осуществляется только тогда, когда произошла интериоризация более низких контуров. Под интериоризацией контура в данном случае понимается его познание со всеми присущими ему связями и отношениями. Можно сказать, что соответствующий контур в виде характерной для него системы отношений и взаимодействий включается, «вбирается» во внутренний мир субъекта в виде идеальной модели, в которой абстрагируются (отбрасываются) все несущественные связи и параметры. Однако так должно быть в идеале. В реальности же выход на более высокий контур может происходить и тогда, когда интериоризация предыдущих контуров либо состоялась не полностью, либо состоялась неудачно. Если имеет место такой ход событий, то он, как правило, сопровождается развитием всевозможных заболеваний. С определенной степенью условности можно даже сказать, что болезни есть ни что иное, как неудачная интериоризация предыдущих психических контуров.
Сформулированный тезис можно проиллюстрировать на примере четвертого (социополового) гоминидного контура. Так, если человек не приобрел на первом контуре уверенность и спокойствие, на втором – мощное стимулирующее эго, а третьем – живой ум и хорошие навыки общения, то на четвертом контуре ему будет весьма трудно найти свое место и его функциональность будет пониженной. Это приведет к постоянному возникновению различных проблем, решение которых будет блокировано плохой «подготовкой» на низших контурах. Это, в конечном счете, приведет к формированию негативных вспомогательных импринтов, которые при неблагоприятных обстоятельствах спровоцируют различные заболевания. При этом сам выход на четвертый контур может быть безальтернативным, т.к. индивидуум, достигнув определенного возраста, вынужден расширить свой круг социальных контактов (учеба, работа, построение собственной семьи и т.п.).
Сказанное позволяет сделать еще один важный вывод: импринты возникают в результате неудачной интериоризации предыдущих психических контуров. Учитывая же наличие кросс-контурных связей, можно утверждать, что главным источником неэффективного овладения психическим контуром является неудачная интериоризация соответствующего кросс-контура. Фактически это означает, что преждевременная эволюция оказывается даже хуже, чем отсутствие эволюции.
Рассмотренные в данной статье аналогии между контурами человеческой психики носят во многом предварительный характер. Тем не менее, уже сейчас имеются чисто физиологические подтверждения описанного алгоритма мыслительной деятельности. В частности, уже считается признанным наличие такого управляющего механизма мозга, как детектор ошибок [14, с.360]. Его свойства очень напоминают работу по схеме импринтирования и раимпринтирования сознания.
Кроме того, через некоторое время, судя по всему, будут разра-ботаны подходы, позволяющие достаточно точно идентифицировать тот психический контур, на котором находится тот или иной человек, а может и целое общество. Хотя человек одновременно находится на всех своих контурах сознания, всегда есть контур, который является определяющим в формировании его поведения. Об идентификации именно этого доминирующего контура и идет речь.
С теорией контуров смыкается теория жизненных ресурсов, соглас-но которой каждый человек обладает четырьмя базовыми ресурсами: деньгами, энергией, знаниями и временем [15]. Как оказывается, эти четыре ресурса очень точно соответствуют четырем гоминидным контурам сознания, а именно: на первом (биовыживательном) контуре главным ограничивающим ресурсом выступает денежный ресурс, на втором (эмоционально-территориальном) – энергия, на третьем (семантическом) – знание, на четвертом (социополовом) – время. Действительно, борьба человека за денежный ресурс сопряжена с простейшим выживанием (первый контур), в то время как отстаивание себя в социальных группах и поддержка своего эго (второй контур) требуют, прежде всего, жизненной энергии. Активная деятельность на семантическом контуре в области конкретных профессий и видов деятельности опирается на знания, а построение и поддержка сложных социальных связей (четвертый контур) требуют, прежде всего, времени. Таким образом, в зависимости от степени дефицитности каждого жиз-ненного ресурса можно косвенно определить, на каком психическом контуре находится индивидуум. Не исключено, что в ближайшем будущем появятся новые критерии разнесения психических контуров, что позволит теоретические построения перевести в стадию тестов и прикладного анализа.
Любопытным является и тот факт, что как гиминидные контуры свя-заны между собой сложным эволюционным механизмом, так и жизненные ресурсы связаны между собой некоей «эволюционной нитью». Например, деньги по сути своей являются спрессованным энергетическим ресурсом людей. На первом контуре человек старается использовать чужую энергию в целях собственного физического выживания. На втором контуре он отстаивает себя в стае (группе) и здесь он уже, как правило, не может воспользоваться чужой энергией и должен задействовать свою собственную. На третьем контуре он овладевает разнообразными навыками, для чего использует знания, которые по своей сути являются спрессованным временным ресурсом людей. Используя этот «чужой» ресурс, человек экономит свое собственное время. На четвертом контуре он выстраивает свою соци-альную сеть и здесь ему опять-таки приходится задействовать уже свой собственный временной ресурс. Таким образом, граница между жизнен-ными ресурсами является в значительной мере условной, чисто эволюционной.
- Гроф С. Надличностное видение: Целительные возможности необычных состояний сознания. М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2002.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Лири Т. Сем языков бога. К.: «Janusbooks»; С-Пб.: «Экслибрис», 2001.
- Уилсон Р.А. Психология эволюции. М.: ООО Издательский дом «София», 2005.
- Уилсон Р.А. Квантовая психология. М.: ООО Издательский дом «София», 2005.
- Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь/ Под ред. А.С.Батуева, Е.П.Ильина, Л.В.Соколовой. СПб.: Питер, 2001.
- Балацкий Е.В. Вспомогательные импринты и поведение человека// «Вестник РАН», №10, 2007.
- Котов П. Чем болеют гении// «Все ясно», №5(63), 2006.
- Фрит К. Шизофрения: краткое введение. М.: Астрель; АСТ, 2005.
- Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2006.
- Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Мн.: ООО «Попурри», 2005.
- Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в де-структивных культах. С-Пт: «Экслибрис», 2002.
- Третий инстинкт (instinct3.narod.ru).
- Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
- Балацкий Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки// «Мониторинг общественного мнения», №2, 2007.
Написать комментарий
Очень интересная информация!!Спасибо автору за весь изложенный материал.
Хорошо конечно, что мы, те кто прочел статью знаем как надо вести себя во время беременности и как воспитывать детей! Однако, жалко что малейшее форс-мажорное обстоятельство может в корне поменять то что я закладывала в своего малыша 9 месяцев! Значит 9 месяцев я всё правильно делаю, а тут оставляю ребенка на день бабушке и бах он начал ходить! И еще без меня! И всё... Совершенно не то восприятие мира у ребенка! Не то о котором я мечтала!
очень не без труда можо представить бущее без мыслей!мысли нейроны бытия людкого
Спасибо большое за статью! Достаточно познавательно и интересно. Очень полезная статья для всех, ведь вопрос детей каснется почти каждого.Полностью согласна с тем что позитивный настрой и позитивные эмоции влияют на реальность. Мне кажется надо стараться искать везде и во всем позитив чтоб потом когда родится ребенок грустно не было.
На мой взгляд, эта статья актуальна во все времена, и всем, не только женщинам, но и мужчинам, стоит её прочитать..Несмотря на то, что об этом все говорят, люди продолжают совершать ошибки..А именно: ранняя беременность, неправильный образ жизни родителей будущего ребёнка и т.д. Далее, не менее важную роль играют гены, и как бы не старалась будущая мать, от судьбы, как говориться, не убежать!
Думаю, что такая статья может быть интересна для каждого. Очень познавательно. Никогда бы не подумалда, что все настолько взаимосвязано. Действительно нужно думать о физическом и психическом здоровье своего ребенка заблаговременно. Я всегда верила, что позитивные мысли и сильный здоровый дух ведут только к формированию самого хорошего. Но не стоит забывать и о социальной среде. Спасибо большое за этот материал.
Хочется отметить тот факт, что большинство психических и соматических заболеваний вызвано ментальными расстройствам. Что большинство болезней человека происходит из-за психических расстройств на подсознательном уровне. Статья в какой-то степени призывает быть сильными и бодрыми духом, так как от наших эмоций и мыслей зависит здоровье, а так же много поучительного для будущих мам и ее окружения
Психика и внутренний мир человека – самые неизведанные области науки, а болезни действительно отражение духовного состояния человека. Плюс, конечно, социальная среда. Но сколько здесь фатализма… Но опять же импринтинг уже в эмбриональной стадии. Поэтому рекомендовал бы данную статью для будущих пап и мам. Думайте (мыслите) хорошо и обрящете))
неожиданная статья.По названию не думала, что речь в ней пойдет именно об этом. Очень заинтересовалась теми выводами, которые сделаны по поводу связи стадий вынашивания ребенка с возможными заболеваниями уже после рождения.На мой взгляд, матерям нужно за собой следить, вести здоровый образ жизни, по возможности всегда сохранять положительный настрой для приятного эмоционального климата эмбриона. Идеи существования контуров подсознания, сознания и надсознания, эволюции человеческой психики путем перехода из одного контура в другой, возможности заболевания из-за неудачного перехода очень интересны. Нужно понимать, что все это только теория, но она многое объясняет.Хочется отметить тот факт, что большинство психических и соматических заболеваний вызвано ментальными расстройствам. Что большинство болезней человека происходит из-за психических расстройств на подсознательном уровне. Оказывается, что у людей более развиты и более увеличены именно те участки мозга, которые отвечают за те определенные виды деятельности, которыми занимается конкретный человек. В статье много полезного, что нужно учитывать при создании полноценной семьи и при рождении будущего ребенка.
Статья очень познавательна, особенно для будущих родителей. С каждым годом наблюдается тенденция рассматривать теории о связи позитивного мышления с формированием его личности и будущего на более глубоком уровне.
Очень интерессная сатья.Да человек не простое сушество ведь есть еще многое человек что до конца не изучено ученими.хоть это и теория но она многое обясняет социальная среда несет подавляющее воздействие на психику человека, на его эмоциональное состояние.
Безумной интересная статья, открывшае для меня новые направления размышлений. Я считаю, что человек слишком сложное существо, не поддающееся описанию современной науки. На данном этапе развития вселенной мы ещё не обладаем достаточными знаниями, чтобы абсолютно точно говорить о природе человеческой психики. Материализация мыслей для меня абсолютный факт, и я уверена, что когда-нибудь даже официальная наука найдёт этому объяснение. Пока об этом рано говорить, поскольку мы сами загнали себя в рамки, придумав (да, именно придумав) трёхмерное пространство,время и прочие условности, которые искажают и ограничивают наше восприятие мира и опутывают пеленой унифицированности, вызывая недоверие ко всему, что нельзя увидеть и пощупать. А за самом деле мир намного сложней. Ведь ещё в древней Индии выделяли 7 чакр человека, являющихся для него энергетической связью с космосом.
Уже давно известно и это ни для кого не секрет,что наши мысли могут повлиять на наше будущее,это практически тоже самое,что подсознания и эмоции влияют на реальность.Мы сами себе,на уровни подсознания притягиваем к себе как положительные,так и отрецательные явления.На уровни позсознания мы сами придумываем себе все болезни,недуги и неудачи.А это лишний раз подтверждает то,что мысли материальны и что всё в этом мире взоимосвязанно.
Статья очень впечатляет. Я хотела бы поблагодарить автора, который смог систематизировать разные модели человеческой психики, увидеть общее в них, ведь мы можем проводить различные исследования, которые не принесут новшество в человеческую копилку науки. Мне кажется, что ключевой этап формирования нового в науке – это систематизация изученного и исследованного. С положением о том, что эмбрион уже в утробе матери формирует свое подсознание, можно согласиться даже на интуитивном уровне. На мой взгляд, матерям нужно за собой следить, вести здоровый образ жизни, по возможности всегда сохранять положительный настрой для приятного эмоционального климата эмбриона. Идеи существования контуров подсознания, сознания и надсознания, эволюции человеческой психики путем перехода из одного контура в другой, возможности заболевания из-за неудачного перехода очень интересны. Нужно понимать, что все это только теория, но она многое объясняет. Импринтинг в этом аспекте является самым наглядным примером. Ведь, по сути, импринтинг – это желания человека, которые он не может удовлетворить; планы, которых не может достичь. Эти эмоции, энергия, которая не нашла своего применения, несет собой отрицательный эффект для человека, порождающий в конечном счете заболевания. Также должна согласиться с воздействием социума на психику человека, с возможным положительным и отрицательным его эффектом. С этим спорить невозможно, более того, считаю, что социальная среда несет подавляющее воздействие на психику человека, на его эмоциональное состояние.
Научная и познавательная статья. Привлекает внимание момент, что во многом жизнь человека, его здоровье зависит от вынашивания матери и что все зависит от первых 4 БМП. И тот факт, что беременная женщина должна быть настроена только на позитив, не испытывать стрессов и быть уверенной, что ее ребенок родится здоровым, так как при наличии различных фобий могут возникать разного рода нарушения здоровья, начиная от простейших физических травм, кончая сложными психическими заболеваниями. Так же очень важен тот факт, что подсознание и эмоции влияют на реальность. Хочется отметить тот факт, что большинство психических и соматических заболеваний вызвано ментальными расстройствам. Что большинство болезней человека происходит из-за психических расстройств на подсознательном уровне. Статья в какой-то степени призывает быть сильными и бодрыми духом, так как от наших эмоций и мыслей зависит здоровье, а так же много поучительного для будущих мам и ее окружения.
Статья очень интересна прежде всего теми выводами, которые сделаны по поводу связи стадий вынашивания ребенка с возможными заболеваниями уже после рождения. Да, я знала, что нужно оберегать беременную женщину от всякого рода стрессов, но чтобы это настолько влияло на будущее ребенка, уже родившегося, не предполагала. Очень познавательна эта взаимосвязь и особенно ассоциации с каждой стадией. Получается, что 3 БМП вызывает такие фобии, как боязнь замкнутых и тесных пространств, а раньше я считала, что это какой-то страх из детства ребенка. Также достаточно интересны примеры про нейропластичность мозга. Оказывается, что у людей более развиты и более увеличены именно те участки мозга, которые отвечают за те определенные виды деятельности, которыми занимается конкретный человек. В статье много полезного, что нужно учитывать при создании полноценной семьи и при рождении будущего ребенка.
Читая статью, вспомнил Джерома Джерома и ег "Трое в лодке...", т.е. у себя не нашёл только признаков родовой горячки. А вообще, мне кажется, что всё-таки есть необъяснимая передача опыта прошлой жизни или предшествовавших поколений. Иначе, чем можно объяснить явление стандартизации девиаций или нличие психических (м.б. сексуальных или иных) отклонений в среде, где "дурного примера" нет? Почему человеческая фантазия рисует образы и мечты, которые потом оказываются классическими и вдоль и поперёк изученными? Хвала Бехтеревой - будущее человека не за изучением космоса или иной внешней среды, а в изучении самого себя, уверен. И в первую очередь - возможностей мозга.
Действительно, чтобы ребенок родился здоровым, нужно во все периоды беременности заранее думать о его психическом и физическом состоянии. Поэтому так важна Первая БМП, отражающая его чувственное познание мира, и предполагает получение ребенком только положительных ощущений, именно это является крайне необходимым на первой стадии становлениии плода. Согласна, что неправильное поведение родителей и социальное окружение могут привести даже к серьезным психическим рассройствам и шизофрении. Ужас конечно, что даже чрезмерно хваля своего ребенка, либо какие-то строгие запреты, приводят к ТАКИМ негативным последствиям.
Очень познавательная статья! Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что человек формирует свою психику отчасти сам. Мы ежедневно должны сами себе давать положительные установки по поводу своих предстоящих планов, действий, событий и настраивать себя на положительный исход. Тем самым, при воспитании ребёнка это будет передаваться на чувственном уровне и усваиваться гораздо лучше и действеннее. При развитии личности очень важно уделять внимание таким вещам, как располагающая комфортная обстановка окружающего социума и гармонии в семье.
Поразила меня теория 4 БМП. Жаль, что нельзя это как-то контролировать. Значит, ребенок родится так как ему суждено родиться.. Природа психосоматических заболеваний очень заинтересовала. А ведь правда, все исходит из головы. Все нашиболячки мы провоцируем сами. Согласна с тем, что большинство психических и психосоматических болезней имеют социальные корни. Это действительно так. Все исходит из той ячейки семьи, в которой мы росли и развивались. Все эти знания дали мне понять на сколько важно воспитание и внимание данное ребенку во время становления его личности. Ведь это непосредственно связано с родителями. С той базой, которую мы дадим детям для жизни. От нас зависит ее полноценность и позитивность.
Вот это да! О том, беременные женщины всячески пытаются вести здоровый образ, жить в покое, без стресса, негатива, чтобы не повредить плоду, слушать классическую музыку и т.д., было не раз прочитано, изучено. Так что же получается? Ключевым событием в жизни будущего ребенка является сам процесс рождения - Первые 4 БМП, результатом которых могут стать различные фобии, и предсказать, как именно все пройдет, - невозможно. Такая информация для женщины, будущей матери, естественно, будет сюрпризом, и далеко не самым приятным, т.к. каждая из нас большего всего желает здоровья своим детям, внукам и т.д. Соглашусь с тем, что подавляющее большинство психических и соматических заболеваний вызвано ментальными расстройствами. Говоря простым языком, морально сильный и здоровый человек, переносит болезни гораздо легче и реже.