02 ДЕК, 00:04 МСК
USD (ЦБ)    78.2284
EUR (ЦБ)    90.8190


Китайский дракон – новый владыка морей: как либеральный глобализм разрушил американское морское господство!

1 Декабря 2025 1 0 Экономика
Китайский дракон – новый владыка морей: как либеральный глобализм разрушил американское морское господство!

Экономическое господство Китая захватывает растущее количество отраслей, среди которых судостроение, являющееся стратегической отраслью для мировой торговли. Около 90% военных грузов и не меньшее количество гражданских грузов гражланского коммерческого назначения перевозятся морем. За упадок собственного судостроения США должны «благодарить» десятилетия либеральной экономической политики, отвергавшей промышленную политику и ставившей глобалистские химеры выше национальных интересов.

Судостроительная промышленность Америки столкнулась со стратегическим кризисом. Десятилетия упадка, вызванные провальной политикой глобализма, превратили Соединенные Штаты из ведущего мирового судостроителя в 1975 году в сегодняшнего мелкого производителя с 19-м местом в мире. А вот Китай последние два с половиной десятилетия методично расширял свое судостроение и привел его к мировому господству посредством государственной промышленной политики, масштабных субсидий и стратегических инвестиций. США в настоящее время производят менее пяти крупных коммерческих судов (т.е. крупных океанских судов водоизмещением более 1000 регистровых тонн) в год, в то время как Китай строит более 1700 судов в год. Более того, на долю Пекина в настоящее время приходится более 50% мирового рынка судостроения по сравнению с примерно 5% в 2000 году (Рисунок 1).

Рисунок 1. Ведущие страны производители судов в мире.

Разрушение американского гражданского судостроения началось в 1980-х годах, вызванное либерал-глобалистской экономической политикой рейганомики, лишившей отрасль критически важной государственной поддержки. В 1982 году администрация Рейгана прекратила федеральные субсидии на судостроение, что привело к практически мгновенному краху рынка коммерческого судостроения США. После того, как администрация Рейгана отменила субсидии на судостроение, объём производства в США упал с примерно 20 крупных океанских коммерческих судов в год до всего пяти в течение следующих восьми лет, при этом доля Америки в мировом торговом тоннаже упала с 1,1% в 1988 году до всего 0,25% к концу 1990-х годов.

Лишившись государственных субсидий, американские верфи внезапно оказались вынуждены конкурировать без посторонней помощи с иностранными судостроителями, которые по-прежнему получали значительные субсидии от своих правительств. Неудивительно, что американские верфи не смогли конкурировать в таких неравных условиях. Новые заказы на коммерческие суда иссякли (резко сократившись с десятков в год до практически нуля к концу десятилетия), поскольку отечественные судовладельцы обратились к более дешевым зарубежным верфям.

В то же время, массовое закрытие верфей и увольнения привели к потере примерно 75 000 рабочих мест в судостроении и снижению промышленных мощностей. Десятилетия более широкой деиндустриализации усугубили спад, поскольку многие сырьевые материалы и компоненты, необходимые для строительства судов, перестали производиться в США из-за сокращения и аутсорсинга американской производственной базы. По сути, американские компании начали передавать производство судов на аутсорсинг зарубежным верфям, что ещё больше подорвало внутренние возможности. Ликвидация государственной поддержки и возросшая зависимость от международных рынков серьёзно подорвали американское судостроение, оставив страну в значительной степени зависимой от зарубежного производства.

К началу 1990-х годов американское судостроение фактически стало чрезмерно зависимым от контрактов с ВМС, а производство коммерческих судов практически прекратилось (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика выпуска судов военного (красный) и гражданского (синий) назначения в США, 1950 – 2015 гг.

Рост Китая как мировой судостроительной сверхдержавы не был случайностью. С начала 2000-х годов Пекин реализует целенаправленную стратегию, направленную на доминирование в производстве коммерческих судов и смежных секторах морского судоходства посредством государственных инициатив. Например, Торговый представитель США подсчитал, что китайские верфи получили не менее 91 миллиарда долларов в виде субсидий в период с 2006 по 2013 год. Центр стратегических международных исследований предположил, что в течение 2010–2018 годов Китай получил помощь в размере 132 миллиардов долларов в виде кредитования государственных банков, финансовой помощи и дешевой стали.

Доминирование Китая в судостроении было обусловлено целенаправленной государственной консолидацией и стратегией слияния военно-гражданских структур. Что касается консолидации, Пекин объединил свои крупнейшие судостроительные и судоходные предприятия для достижения экономии за счет масштаба и снижения внутренней конкуренции.

В 2019 году два государственных судостроительных конгломерата — China State Shipbuilding Corp. (CSSC) и China Shipbuilding Industry Corp. (CSIC) —были объединены в единый гигант под названием CSSC. Это слияние позволило создать крупнейшего в мире гранда судостроения с более чем 300 дочерними предприятиями, контролирующими более 20% мировых судостроительных мощностей, что обеспечило непревзойденный эффект масштаба и производственную эффективность.

Параллельно с этим Китай объединил свои основные судоходные линии: в 2016 году COSCO Group и China Shipping Group объединились, образовав China COSCO Shipping — одну из крупнейших судоходных компаний мира, — что включало слияние их судостроительных подразделений в COSCO Shipping Heavy Industry. Эти слияния дают китайским верфям доступ к внутреннему рынку и более эффективную координацию коммерческих и военно-морских проектов.

Важнейшее значение имеет то, что большинство ведущих китайских верфей работают как предприятия двойного назначения, строя как коммерческие суда, так и военные корабли в рамках доктрины «военно-гражданского слияния» (MCF). Эта модель стирает разрыв между гражданским и оборонным производством, позволяя одному напрямую поддерживать другое. Например, разветвленная сеть дочерних компаний CSSC включает такие ключевые верфи, как шанхайские Jiangnan и Hudong-Zhonghua, которые строят коммерческие суда как на экспорт, так и современные военные корабли для ВМС НОАК. Используя одни и те же доки, рабочую силу и цепочки поставок для обеих целей, Китай может быстро расширять свой флот с относительно низкими дополнительными затратами.

В результате эффективность китайской судостроительной промышленности набрала такие обороты, что Поднебесная империя к началу 2020-х годов опередила США по количеству судов военно-морских сил. Да, это невероятное историческое событие уже свершилось! США перестали быть крупнейшей военно-морской державой, а Китай уже может похвастаться крупнейшим и самым быстрорастущим военно-морским флотом в мире: по состоянию на 2023 год в его составе было 234 боевых корабля против 219 у ВМС США (Рисунок 3).

Рисунок 3. Количество кораблей в составе военно-морских сил Китая и США.

Тем самым, произошло знаковое историческое событие. Можно говорить об утрате США роли морского гегемона, на чем базировалось суммарное стратегическое могущество страны в «долгом» двадцатом веке. Китай становится новым владыкой морей и уже используют свою возросшую морскую мощь в стратегических целях. Об этом расскажем в следующей статье.

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Сергей Толкачёв
Сергей Толкачёв

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
  8. В поле «Представьтесь» допускается указывать только имя или псевдоним. Использование лозунгов, фраз или других выражений может привести к отклонению комментария автоматической модерацией.
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more