Как в Голландии готовят магистров: репортаж с места событий
В свете перехода России на стандарты Болонского соглашения особенно актуальным становится опыт стран, которые выступают в качестве законодателей моды. Среди них фигурирует Голландия. Как же там обучают магистров? Какие требования предъявляются к студентам?
1. Стиль обучения. В ноябре истекшего года автору этих строк довелось побывать в техническом университете Твенте, University of Twente (г.Энсхеде, Нидерланды), являющимся крупнейшим инновационным центром, активно работающим в области фундаментальных и прикладных наук. По данным сайта www.eurogates.ru, предоставляющего информацию об учебе в Голландии, University of Twente сейчас занимает 6-ое место в Европе вузов, активно ведущих инновационные работы в области прикладных наук. На его базе создано уже более 600 успешно функционирующих промышленных фирм! Обучается в University of Twente около 8,5 тыс. студентов, а профессорско-преподавательский состав насчитывает 1,400 человек.
Поездка состоялась в рамках проекта Темпус – программы Европейского Союза, направленной на содействие проведению социальных и экономических реформ и развитию систем высшего образования в странах-партнерах. Цель поездки заключалась в ознакомлении с требованиями общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса, предъявляемыми к программам подготовки магистров, и на этой основе адаптации существующих и разработке новых курсов по направлению «Государственное управление».
Поскольку в российских вузах активно ведется работа по переходу на двухуровневую систему образования «бакалавр-магистр» (в этом году переход заканчивается), то данный обмен опытом, пусть и скромный (наше пребывание как раз совпало с экзаменационной сессией и каникулами между двумя учебными блоками), по-другому как полезный расценить нельзя в силу хотя бы одного обстоятельства: он дал возможность познакомиться с технологией преподавания «там» на магистерских программах.
Вот вкратце то, что удалось увидеть, подметить и обсудить с голландскими коллегами.
В университете Твенте практикуют два вида магистерских программ: первый ориентирован на тех, кто желает приобрести прикладные профессиональные навыки, а второй тип рассчитан на тех, кто хочет посвятить себя научно-исследовательской деятельности, и, соответственно, развить аналитические навыки, освоить научное мышление, методологию исследования и т.д. В любом случае основной упор делается на самостоятельную работу слушателей. Судите сами…
Традиционно на дисциплину выделяется 140 часов (5 кредитов), из них аудиторные часы, включающие лекции (lectures) и семинарские занятия (tutorials), занимают только 32 часа; остальные часы распределяются между подготовкой к лекциям и семинарам (отдельной строкой прописывается объем учебного материала, обязательного к прочтению, исходя из нормы 8 стр. текста в час), написанием эссе и подготовкой к экзамену (пример см. в табл.1).
Таблица 1. Почасовая структура программы.
Лекции (Lectures) |
8x2 h |
16 h |
Подготовка к лекциям (Reading) |
8p/h x30 p x 8 meeting |
30 h (ca 240 pp) |
Семинарские занятия (Tutorial) |
8x2 h |
16 h |
Подготовка к семинарским занятиям (Reading) |
8p/h x45 p x 8 meeting |
45 h (ca 360 pp) |
Экзамен и подготовка к экзамену (Exam + study) |
4 h + 12 h preparation |
16 h |
Написание эссе (Essay) |
ca 2 days |
15 h |
Total |
5 EC x28 h/EC |
140 h |
Заметьте, что студент должен приходить подготовленным не только к семинарским занятиям, но и к лекциям, что дает возможность преподавателю пойти дальше основ, да и самому быть в тонусе.
Эссе – популярная форма задания, оценка за которое может иметь существенный вес в общей оценке по предмету. Правила так называемого грейдинга (grading) устанавливает сам преподаватель, указывая, например, что 30% оценки формируется посещением занятий и активной работой на них, 30% - результатами экзамена, и 40% «дает» эссе.
Чтобы студент имел возможность сориентироваться до начала занятий, ему предлагают ознакомиться с описанием учебной дисциплины – аналогом наших «родных» рабочих программ, но составленных именно для студентов. Это описание в частности включает:
· название предмета, имена преподавателей, формат занятий (case-study, открытые дискуссии, работа в малых группах, ролевые игры и пр.);
· цели, объясняющие, что конкретно будет изучаться в рамках данного предмета (3-5 целей);
· компетенции, традиционно разбитые на категории «знаний», «навыков и умений» и «ценностей и установок»;
· содержание курса с названием лекций и семинарских занятий и их кратким описанием (по 1-2 абзаца);
· требования к написанию эссе, варианты тем эссе;
· правила грейдинга;
· рекомендуемая литература.
2. Университетская инфраструктура. В качестве популярных источников информации выступают внутриуниверситетские информационные сети (так называемые Blackboard и TeleTop), в которых можно найти полезную информацию о самих курсах, ссылки на важные и интересные источники и прочее, что может пригодиться слушателю в нелегком деле обучения. Правда, «наполненность» этих ресурсов, как я поняла, зависит целиком и полностью от желания самого преподавателя размещать или не размещать такую информацию. Кроме того, посредством все тех же внутриуниверситетских сетей студенты и преподаватели ведут рабочие диалоги, в том числе и по результатам выполненных работ.
Инфраструктура университета приятно удивила. Сам кампус находится в лесу, насчитывает около десятка спортивных полей для игры в футбол, хоккей на траве, теннис. Спорту уделяется колоссальное внимание, видимо, готовят новые поколения гусов хиддинков. Действует большой спортивный комплекс с тренажерными залами и бассейном. Та же инфраструктура играет не последнюю роль в процессе подготовки к занятиям. Поскольку групповые задания – привычная вещь, то их же надо где-то выполнять! А посему в учебных корпусах на всех этажах можно найти специально отведенные места, где есть возможность разместиться группой, поработать, и если уж проголодались, перекусить (правда, в основном снеками и напитками из автоматов, но все же…). Библиотека тоже пользуется популярностью и работает в обычное учебное время до 8 часов, а в сессию – до 11 часов вечера.
Сами учебные дисциплины имеют четкую направленность. Если возникают какие-то новые научные направления или ответвления, то они довольно быстро превращаются в новые учебные курсы. Внимательное изучение самих программ, в частности, содержания лекций и семинарских занятий показало, что их логика задается более не необходимостью рассмотреть «все и до нюансов», а скорее современными, «свежими» тенденциями в исследуемой области.
Написать комментарий
Количество вакансий для выпускников вузов сократилось в России в 5 раз Российские темпы роста безработицы среди молодежи также впечатляют, даже несмотря на то, что средний уровень нетрудоустроенных россиян в последнее время начал сокращаться, — по словам чиновников. По данным Росстата, уровень безработицы среди населения в возрасте 20−24 года за август-сентябрь 2009 года вырос на 15,7%. Фактически, каждый третий безработный в России моложе 25 лет — 29,1% от общего числа безработных.
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке. Это - сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.
Ольга, я бы все таки назвал главным плюсом "Болонского процесса" не только введение европейского стандарта, а в расширении, благодаря этому, возможностей и мобильности учащихся, которые не только оцениваются по мировым критериям, а еще имеют возможность начав обучение к примеру в Омске, продолжать его не только в Москве или Петербурге, но и в Берлине или Гренобле. Говорю это со знанием, т.к. моя дочь, окончив Московский энергетический институт, получила приглашение продолжить бесплатное образование в высшей инженерной школе при университете Гренобля (Франция). Подчеркиваю, бесплатное. Это важно в контексте того, что у нас частенько необоснованно связывают "Болонский процесс" с коммерциализацией образования, с потерей национальной идентичности, с обществом потребления и бездуховности. Вы пишите: - "сами учащиеся дают характеристики на своих педагогов и тем самым напрямую влияют на профессорский состав". Плохо это или хорошо? Мое мнение - хорошо. А Ваше? - "Количество вводных предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста". "Болонский процесс" определяет европейский стандарт, позволяющий проводить оценку, не ограничивая ВУЗы в количестве предметов и курсов. Кстати, в обсуждаемой нами статье это четко отражено - "Если возникают какие-то новые научные направления или ответвления, то они довольно быстро превращаются в новые учебные курсы". Мое мнение - ограничение вводных предметов - хорошо, т.к. позволяет преподавателям быть относительно свободными. А какое Ваше мнение? - "В России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов". Я закончил еще советский ВУЗ более 20 лет назад. Встречаясь с однокурсниками, знаю, кто как устроился в этой жизни, кто чего стоит. Именно поэтому по прошествии стольких лет, я абсолютно уверен, что 70 процентов моих однокурсников еще тогда хватило бы трех лет обучения. Большинство из них практически не работали по полученной специальности. А сколько было трагедий, когда после первого-второго года обучения молодые люди понимали, что выбрали не тот ВУЗ, не ту специальность и вставали перед сложной проблемой продолжать учиться-мучиться ради корок или все бросить. Большинство выбрали корки. Извините меня за это отступление о качестве образования. Мое мнение, что новое всегда дается с трудом. Но я верю в то, что большинство ВУЗов России смогут обеспечить европейский стандарт, не снижая при этом качества образования. И не стоит создавать проблемы в написании программ и планов занятий. Так же позитивно я думаю о возможности преподавателей перестроится. Проблема мягко говоря преклонного возраста большинства наших преподавателей к сожалению существует, но она ни как не связана с "Болонским процессом" О насильственности процесса. Да, насилие плохо. И ВУЗы не получится все уравнять. Всегда будут сильные и слабые. Но ведущие образовательные учреждения страны просто будут вынуждены рано или поздно присоединиться к "Болонскому процессу". Просто нужно понять, что мы живем уже в другой реальности. Реальности без железной занавеси, без Берлинской стены. Реальности, где студент может сделать свой выбор. Вот и ВУЗам придется сделать свой выбор.
По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным. На мой взгляд, невозможно полностью принять систему Болонского процесса, так как если в Европе студенты к этому предрасположены - у них нет жестких критериев оценок и проведения семинарских занятий или лекций -, то в России студенты будут чувствовать некоторый дискомфорт, в виду отсутствия информации и должного преподавания. НЕ могу сказать, что в России плохие учителя и преподаватели, совсем нет, но мало кто из них проходил практику за границей и имел опыт проведения лекций в формате дискуссии, а не монотонного монолога. Для того, что в полной мере реализовать Болонский процесс в России, потребуются годы и годы...
В некоторых Вузах России уже действуют некоторые пункты "Болонского процесса". Плюс этого европейского стандарта заключается в том, что количество вводных, общих предметов сокращается и основной упор делается на профессиональные навыки. Прозрачны и строго регламентированы параметры контроля качества образования. Студентов оценивают по мировым критериям, а сами учащиеся дают характеристики на своих педагогов и тем самым напрямую влияют на профессорский состав. Количество вводных предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста. Таким образом, разрыв между школой и вузами еще более возрастает. Возможно Россия готова принять лишь некоторые положения Болонской системы, крайне трудно будет реализовать на российской почве ту же схему бакалавриат-магистратура. На бакалавра учатся 3-4 года. В России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов. Для этого требуются не только ввести процесс, но и написать программы, составить планы занятий и что немаловажно сменить преподавательский состав. Т.к. многие не смогут перестроиться на эту систему. Главное, чтобы процесс внедрения не шел насильно. Нельзя уравнять все вузы. Слабым институтам система пойдет на пользу. Для ведущих образовательных учреждения страны, должна быть предоставлена свобода выбора - присоединяться к "Болонскому процессу" или нет.