Как перестать отвлекаться и начать работать
У офисной работы и «удалёнки» – своя специфика. Но и там, и там мы иногда ощущаем, что нам просто «не работается» – мы всё время отвлекаемся, не можем сосредоточиться на задаче. Как же можно определить и устранить отвлекающие нас факторы?
Если вы работаете в офисе
Задумайтесь, сколько своего рабочего времени вы тратите на выполнение прямых обязанностей, а сколько – на разговорчивых коллег и любителей микроменеджмента, на затяжные совещания и маловажные письма, на кофе-брейки и перекуры, соцсети и личные дела. Нередко нам куда проще оказывается сосредоточиться на задаче по дороге в офис или задержавшись после рабочего дня, или вовсе дома в выходные.
Чтобы отвлекающие факторы в офисе меньше вам мешали, стоит воспользоваться следующими рекомендациями:
– Организуйте своё рабочее место: наведите порядок, перенесите всё лишнее за пределы поля зрения, а совсем ненужное – выбросите. Важно не только сделать рабочее место комфортным, но и упорядочить все документы и данные, с которыми вы работаете. Бардак на столе и хаос в компьютерных папках добавляет вам стрессов, снижает продуктивность. Лишь раз потратив время, чтобы выстроить для себя удобную систему хранения информации, вы в перспективе сможете легко ориентироваться в ней, экономя внимание.
– Старайтесь пореже проверять на работе почту и особенно – соцсети. И то, и другое стало для нас своеобразным ритуалом, на который мы тратим слишком много времени. Настройте уведомления о новых письмах так, чтобы они не отвлекали вас, а в соцсетях на время работы уведомления лучше просто выключить.
– Защититесь от офисного шума. Обычные наушники или беруши могут заметно улучшить вашу продуктивность, понизить тревожность и стресс. Они же помогут и отвадить разговорчивых коллег – покажут, что вы заняты и сосредоточены на задаче. С коллегами вообще стоит договориться не отвлекать друг друга без особой необходимости. А когда вы сами, например, отвечаете на личный звонок, из офиса лучше выйти, чтобы не мешать окружающим.
– Не стоит работать «на износ» – накопившаяся усталость плохо скажется на вашем самочувствии, и тогда вы рискуете вовсе выпасть из рабочего процесса. Чтобы не переутомляться – не переносите работу на выходные, разумно распределяйте нагрузку и, при необходимости, – делегируйте задачи. А ещё – высыпайтесь и не морите себя голодом. Эти несложные меры способны повысить вашу сосредоточенность и концентрацию внимания, увеличить производительность труда, сэкономить ваше время.
– Выработайте удобный для вас режим работы и отдыха, скажем, берите пятиминутную паузу раз в полчаса. Только сделайте эти перерывы контролируемыми, можно даже поставить будильник. Такой отдых – не отлынивание и безделье, а необходимость, чтобы вы могли работать более эффективно.
– Не перегружайте свой мозг информацией. Вам может казаться, что послушать подкаст или поговорить по телефону параллельно с выполнением рабочей задачи – хорошая идея, но на деле такая многозадачность утомит вас, сделает вашу работу менее продуктивной и более длительной.
– По возможности не переключайтесь постоянно между задачами, особенно если ваша работа творческая или требует вдумчивого подхода. На то, чтобы снова «вработаться» вам придётся каждый раз тратить дополнительное время.
– Старайтесь участвовать только в тех совещаниях, где вы объективно необходимы. Если же вы руководитель – задумайтесь о замене традиционных собраний видеоконференциями, которые позволяют сотрудникам не отрываться надолго от работы, оставаться более собранными и меньше скучать.
– Воспользуйтесь одним из многочисленных приложений для отслеживания времени и контролируйте, сколько ресурсов вы тратите на выполнение рабочих задач, а сколько – на помехи или имитацию бурной деятельности, демонстрацию вашей занятости. Оптимизировать своё рабочее место и рабочее время – в ваших интересах, чтобы не растрачивать напрасно собственные ресурсы.
Если вы работаете удалённо:
– Выделите свои рабочие часы и объясните близким, что работа из дома – это всё равно работа, и вы не сможете с лёгкостью, например, присмотреть за заболевшим ребёнком, «раз уж всё равно сидите дома». Кому-то всё же придётся брать ради этого больничный. Особенно это актуально, когда ваша удалённая работа требует обязательного онлайн-присутствия в определённые часы. Если же от вас нужен только результат, то, выбирая себе время для работы, определите, в какие часы вам работается эффективнее всего, и когда возникает меньше помех. Заранее обговорите свой график с близкими, которые должны понимать, что в рабочее время вас нельзя будет отвлекать «на минуточку», даже если вы не разговариваете по телефону, а «всего лишь» что-то читаете или рисуете.
А чтобы вашим родным было проще соблюдать эти договорённости, вы тоже, в свою очередь, должны постараться выполнять свои обещания, и не занимать работой время, которое наметили провести с семьёй. Для удобства стоит воспользоваться для планирования календарём, расписав рабочие встречи и семейные дела, и поделившись информацией с близкими, чтобы они смогли видеть вашу загрузку.
– Установите себе регулярные перерывы. Если вы работаете на удалёнке, то система регламентированных перерывов, вроде знаменитого «метода помидора», будет полезна не только чтобы эффективнее концентрироваться на работе, но и чтобы донести до домашних: эти полчаса вас отвлекать нельзя, а следующие 10 минут – можно. Конечно, это не универсальный режим – кому-то больше подходит погрузиться в задачу на несколько часов и лишь после этого – отдохнуть. Но за полный рабочий день всё равно стоит сделать хотя бы три-четыре перерыва. Работа в определённом ритме, как правило, в перспективе оказывается эффективнее, чем взрывы активности, чередующиеся с упадком сил.
– Выработайте необременительные ритуалы, настраивающие вас на работу. В офисе такими ритуалами для нас выступают дорога до работы, чашка кофе и проверка почты. Но, и трудясь удалённо, вы можете настроить себя на рабочий лад. Скажем, утром можно сменить пижаму на что-то более формальное, расписать себе план работы на день или полчаса прогуляться до ближайшей кофейни. Главное – поддерживать этот ритуал, чтобы его постоянство позволяло вам естественным образом переходить к следующему пункту распорядка дня – работе.
Кроме того, многие рекомендации для работающих удалённо будут теми же, что и для офисных сотрудников:
– Рабочее место даже дома должно быть прибранным и удобным. Стол, комфортное кресло и наушники от шума, как правило, – оптимальный вариант, но, если лично вам гораздо лучше работается с ноутбуком на коленях и под музыку – делайте так, как удобно вам.
– Не геройствуйте, пытаясь работать до упаду или во время болезни – такая работа не будет достаточно эффективной и помешает вам восстановиться.
– По возможности общайтесь с близкими и по рабочим вопросам в разных мессенджерах. А звонкам нередко стоит предпочесть электронную почту, которая позволяет хорошо структурировать сообщения, исключать лишние вопросы, фиксировать договорённости. Полезны при работе на удалёнке и небольшие регулярные отчёты, которые помогут как вам самим, так и руководству или заказчикам отслеживать выполнение задач.
– Мотивируйте себя. В офисе, как правило, проще поддерживать мотивацию, особенно если начальство и коллеги неравнодушны и не скупятся на похвалу, признание ваших усилий и достижений. Работая удалённо, не забывайте хвалить и вознаграждать себя сами, цените свои старания и прогресс.
Трудитесь ли вы удалённо или в офисе – старайтесь разграничивать работу и личную жизнь. Работа без ограничений, с деловыми звонками и письмами в любое время, может очень легко привести к выгоранию. Помните, что ваше психическое благополучие и физическое здоровье, удовлетворённость жизнью и счастье – важнее любой работы и всегда должны быть у вас в приоритете.
Написать комментарий
Очень интересный материал, разбивающий в пух и прах теорию о том, что кпд выше у сотрудников в офисе! Ведь действительно, там масса отвлекающих факторов, часто по сути человек «отсиживает» положенные часы, тратя половину рабочего времени на перекуры. А когда работа на удаленке, тем более в свободном графике, легко можно подстроить выполнение задач под то время, когда человек чувствует сам свою наибольшую продуктивность, при этом работая в удобной лично ему обстановке: хоть стоя, хоть лёжа, хоть с ноутбуком на коленках. Очень радует, что все больше современных руководителей это понимают и дают свободу сотрудникам, прекрасно осознавая, что пользы таким образом будет больше.