Как нам Россию разделить. Зачем Минэкономразвития предлагает раздробить страну на 14 макрорегионов
В Минэкономразвития выступили с предложением: поделить Российскую Федерацию на 14 макрорегионов (по аналогии с Дальним Востоком и Северным Кавказом), учитывая «социально-экономические связи» местности. Однако не все поддерживают эту идею. Так, о своем несогласии с концепцией заявил полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, который считает, что в Сибири надо создать единый макрорегион, а не три, как предлагают в министерстве.
Новые регионы
Доработанный проект, предлагаемый Минэкономики, называется «Стратегии пространственного развития». В разговоре с «Коммерсантом» представители ведомства пояснили, что документ планируется внести в Белый дом в сентябре, а в ноябре эту стратегию должны утвердить.
В официальной формулировке цель проекта обозначена следующим образом: «Раскрытие социально-экономического потенциала территорий за счет экономической специализации регионов». Согласно идее, будут назначены 35-40 центров экономического роста, которые в 2035 году должны будут обеспечивать до 65% экономического роста России.
Стратегия предусматривает создание 14 макрорегионов России. Они не будут представлять собой административно-территориальные единицы, но будут отражать сложившиеся социально-экономические связи.
Как напоминает «Коммерсант», до этого было принято выделять два макрорегиона: Дальний Восток и Северный Кавказ. Кроме них в стратегии предусматривается выделение еще 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, а также Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.
Предполагается, что регионы будут напоминать федеральные округа, но с большим дроблением. Так, сегодняшний Центральный федеральный округ – это Центральный и Центрально-Черноземный макрорегионы. А вот Сибирский округ поделили сразу на три макрорегиона: Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.
Зачем делить
Как считают авторы проекта, благодаря такому разделению, получится обеспечить наиболее лучшие и комфортные условия для межрегионального взаимодействия. Как пишет издание, выделение макрорегионов происходит на основе соседского положения, а также потенциала кооперации субъектов. В частности, в отношении каждого макрорегиона планируется включить минимум один крупный центр экономического роста. Кроме этого, в нем должны находиться объекты инфраструктуры, которые обеспечивают связанность территорий и выход к международным рынкам или транспортным коридорам Запад-Восток и Север-Юг.
Обновленная версия документа также отражает и экспортные ожидания. В частности, речь идет об увеличении почти на 30% к 2025 году экспортных перевозок товаров всеми видами транспорта, кроме трубопроводного. Еще примерно 85% прироста планируется обеспечивать за счет перевозки несырьевых товаров. В этом плане, в первую очередь, речь идет о продовольствии, химической продукции, а также древесины и машиностроительной продукции. В конечном итоге, согласно плану министерства, доля несырьевых товаров в общем объеме экспортных перевозок вырастет с 39 до 50% к 2025 году.
Кто против деления
Против стратегии, которую предлагает Минэкономики, выступил полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. Как сообщает «Коммерсант», свои корректировки по документу он направил вице-премьеру Виталию Мутко. Меняйло убежден, что если в вверенном ему регионе произойдет образование сразу трех макрорегионов, то это может привести к «ослаблению интеграции межрегиональных процессов и усилению проблем развития сибирских регионов». Полпред пояснил, что в этом случае произойдет нарушение условий хозяйствования и жизнедеятельности, которые и так считаются достаточно сложными для этого региона.
В этом плане Меняйло считает, что можно создать единый сибирский макрорегион, объединяющий 12 субъектов России. Также, как считает полпред, стратегию министерства нужно дополнить механизмами сокращения усиливающейся дифференциации социально-экономического развития регионов.
Выводы и предложения Сергей Меняйло сопровождает конкретной статистикой: «Если в 1998 году ВРП округа в расчете на душу населения было меньше среднероссийского на 4,9%, то в 2016 году – уже на 22%». В этом плане доходы сибиряков примерно на четверть ниже, чем у среднестатистического россиянина (с учетом более высоких затрат на оплату ЖКУ и продукты питания). В итоге, как отмечает Меняйло, «сохраняется перекос в системе приоритетов в сторону развития крупных городских агломераций, а предлагаемые для Сибирского федерального округа «центры экономического роста» закрепляют угрозу превращения Сибири в сырьевой придаток».
Кроме этого, Меняйло предлагает затронуть в министерском документе «уже давно перезревший» вопрос, связанный с «рациональным территориальным использованием ренты». По его словам, в Москве и Санкт-Петербурге происходит сверхконцентрация капитала «в ущерб провозглашаемой политике равномерного развития регионов».
Написать комментарий
Продолжают "Разделять и властвовать", вместо "Объединять и служить".