Как использовать квоты Инвестиционного фонда РФ и финансовые ресурсы Внешэкономбанка в проектах развития аэропортовой инфраструктуры?
В июне 2008 г. были приняты поправки к Постановлению Правительства РФ «О формировании и использовании бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ». Поправки изменили процедуру и сроки рассмотрения инвестиционных заявок, утвердили новые направления в области финансирования региональных инвестпроектов из Инвестиционного фонда РФ.
Одобрение основного массива стратегических проектов, а также передача полномочий по управлению Инвестиционным фондом РФ от Минэкономики в Минрегионразвития в сентябре 2007 года повлекла изменение приоритетов расходования средств Фонда. Минрегионразвития взял курс на региональную политику, которая в целом уже сейчас характеризуется:
- предоставлением регионам большей экономической свободы, включая право выбора объектов и проектов для инвестирования средств федерального бюджета, в числе которых могут быть проекты развития региональной аэропортовой инфраструктуры (эта позиция активно декларируется Минрегионом с декабря 2007 года, и новые Правила формирования и предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда содержат процедуры для реализации регионами инвестиционной инициативы);
- ориентированностью на менее масштабные проекты регионального характера, которыми могу быть проекты развития аэропортов;
- сосредоточением контрольных полномочий за расходованием инвестиций в Минэкономики и Минрегионразвития, для чего вводятся новые правила отчетности;
- вовлечением регионов России в работу иных (помимо Инвестфонда) государственных институтов развития (прежде всего Банка Развития и особых экономических зон, позволяющих получить финансирование на создание инфраструктуры).
В июне 2008 г. были приняты поправки к Постановлению Правительства РФ «О формировании и использовании бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ». Поправки изменили процедуру и сроки рассмотрения инвестиционных заявок, утвердили новые направления в области финансирования региональных инвестпроектов из Инвестиционного фонда РФ.
Согласно прежней редакции этого Постановления приоритет имели мегапроекты- стратеги, политический «парад» которых имел место в 2006-2007 годах и реализуемые в интересах социально-экономического развития всей страны, а не отдельных ее регионов и, само собой, шансы на получение федеральных средств на такие региональные проекты как проекты развития региональной аэропортовой инфраструктуры практически равнялись нолю.
Почему?
Стоимость проекта должна была составлять не менее 5 млрд. рублей, а инвестор мог получить средства Инвестфонда если частный мандат в общей сумме финансирования проекта составлял не менее 25% от его стоимости.
Тем не менее, в июне текущего года было принято решение о возможности финансирования региональных и межрегиональных инвестиционных проектов и уменьшении порога их стоимости (Поправки от 23 июня 2008 г. к Постановлению №134). Отныне бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ стали доступны для реализации региональных и межрегиональных инвестпроектов. Как раз в такие критерии удачно вписываются проекты развития аэропортовой инфраструктуры региональных аэропортов.
Предполагается, что финансирование будет выделяться на инвестпроекты с бюджетом от 500 млн. рублей при условии, что доля финансирования таких проектов со стороны частных инвесторов составит не менее 50% от общей стоимости проекта.
Согласно июньским изменениям к Постановлению, средства для реализации региональных инвестиционных проектов могут теперь предоставляться в форме как субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, так и субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
С практической стороны вопроса мы можем говорить о финансировании, в пределах утвержденных для субъектов РФ квот Инвестиционного фонда, реконструкции взлетно-посадочной полосы, подъездных автодорожных и железнодорожных путей или инженерной инфраструктуры к аэропорту. При этом субъекту РФ не обязательно следовать формуле, по которой сначала ожидать включения в федеральную целевую программу федерального мандата на финансирование реконструкции ВПП, а уж потом, после освоения денег, подавать заявку на передачу в собственность субъекта РФ аэропорта.
Конечно, по тем региональным аэропортам, где финансирование реконструкции ВПП уже включено в ФЦП, что-либо менять – наверное нет смысла, а вот по тем аэропортам, где придется либо долго дожидаться финансирования в рамках ФЦП, либо где работа по включению в ФЦП только ведется – есть следующий выход – это как раз структурирование инвестиционного проекта с использованием региональных квот инвестиционного фонда РФ.
Как это можно осуществить на практике?
Запустить процедуру по переводу в собственность субъекта РФ аэропорта – подать заявку в Росавиацию.
Одновременно начать структурировать проекта отнесения финансирования реконструкции ВПП за счет региональной квоты инвестиционного фонда РФ с предельным минимальным финансовым участием субъекта РФ в реконструкции ВПП в размере от 20% до 80% (процентное участие определяется в зависимости от бюджетной обеспеченности региона). Одновременно, найти инвесторов на финансирование реконструкции или нового строительства зданий и сооружений аэровокзального комплекса (логистических и пассажирских терминалов, гостиницы, прочих объектов). И выдержать соотношение, согласно которому доля частного капитала в таком проекте ставит не менее 50% от его стоимости.
Также квоты инвестиционного фонда можно пустить на реконструкцию подъездных автодорожных путей или инженерной инфраструктуры, если они находятся в собственности региона.
Однако, в этой связи нужно иметь ввиду, что отбор подобных региональных инвестиционных проектов будет осуществляться с соблюдением следующих обязательных положений:
· стоимость такого проекта должна быть не менее 500 млн. рублей;
· должно выдерживаться соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта РФ минимальному уровню софинансирования, определяемому в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов;
· такой региональный инвестиционный проект должен быть включен в стратегию социально-экономического развития субъекта РФ.
Для получения средств Инвестфонда РФ нужно представить практически такой же перечень документов, как для заявки на финансирование любого инвестиционного проекта, согласно Правилам, регламентирующим работу Инвестфонда РФ. Сама же процедура получения денег на проект из Инвестфонда РФ, в рамках региональной квоты, выглядит следующим образом:
В качестве источника финансирования проектов развития региональных аэропортов можно использовать и ресурсы Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).
За последнее время все большую значимость на рынке ГЧП проектов приобретает Внешэкономбанк. ВЭБ является государственным финансовым институтом развития, в цели деятельности которого в том числе входит прямое финансирование инфраструктурных проектов на возвратной основе. Именно в этом состоит основное отличие данного государственного института развития от иных форм участия государства в инвестиционных проектах – Инвестфонд, ФЦП и др.
Прежде чем коснусь тем, посвященных анализу, планам и перспективам деятельности данного института развития в проектах развития региональной аэропортовой инфраструктуры, целесообразно ознакомиться с общими сведениями о Внешэкономбанке, которые позволят сориентироваться тем, кто только знакомится с этим финансовым институтом и темой государственно-частного партнерства в целом.
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" создан на основании Федерального закона № 82-Ф3 «О банке развития» от 17.05.2007. Внешэкономбанк создан путем реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР. Между тем, закон придал Банку совершенно новый статус, его компетенция и функции значительно расширились. Так, можно сказать, что «корабль» поплыл по новому курсу.
Основными целями создания государственной корпорации «Внешэкономбанк» является содействие государству в решении задач повышения конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификации, стимулирования развития инвестиционных процессов путем осуществления Внешэкономбанком кредитно-инвестиционной, гарантийной, страховой, консультационной и иной предусмотренной Законом деятельности по реализации проектов в России и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала.
Для достижения вышеуказанных целей, Внешэкономбанк осуществляет выполнение следующих задач:
· Преодоление инфраструктурных ограничений экономического роста;
· Повышение эффективности использования природных ресурсов;
· Развитие высокотехнологичных отраслей промышленности;
· Раскрытие инновационного и производственного потенциала малого и среднего бизнеса;
· Поддержка экспорта отечественной продукции
Ключевым направлением деятельности Внешэкономбанка является участие в реализации крупных инвестиционных проектов, осуществляемыми юридическими лицами. Формы участия Банка развития в таких проектах весьма различны – от консультирования до непосредственного финансирования. В то же время, Внешэкономбанк позиционирует себя как финансовый посредник между государством и бизнесом, в том числе по развитию рынка проектов, реализуемых с использованием ГЧП.
Для развития данного направления в рамках Внешэкономбанка создан Центр государственно-частного партнерства - структурное подразделение банка.
Принципы деятельности Банка, его инвестиционная и финансовая политика, политика управления рисками нашла свое отражение в Меморандуме о финансовой политике Банка, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-р. Конкретные условия и порядок предоставления финансовой поддержки проектам устанавливаются положением о кредитной политике Внешэкономбанка
Определены следующие принципы деятельности Банка:
· Отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми институтами;
· Экологическая ответственность;
· Предпочтение государственно-частному партнерству;
· Публичность;
· Безубыточность.
Внешэкономбанк осуществляет преимущественно среднее и долгосрочное (более 3 лет) кредитование инвестиционных проектов.
Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование инвестиционных проектов, соответствующих следующим критериям:
а) проект соответствует основным направлениям инвестиционной деятельности Банка;
б) срок окупаемости проекта - более 5 лет;
в) общая стоимость проекта - более 2 млрд. рублей.
г) минимальный объем финансирования Банком – 1 млрд. рублей (или эквивалент данной суммы в иностранной валюте).
В соответствии с основными положениями Стратегии развития Банка Развития на 2008-2012 годы, одобренной Наблюдательным советом Внешэкономбанка 03 апреля 2008 года основными приоритетами Банка Развития в сфере транспортной инфраструктуры является, в том числе модернизация аэропортов.
Основной спектр услуг, предоставляемых Внешэкономбанком:
· Синдицированное кредитование
· Структурное и долговое финансирование
· Проектное финансирование
· Участие в уставном капитале организаций
· Консультационные услуги.
Заявленные цели, принципы, задачи и функции Банка развития делают очевидным его существенный потенциал по реализации государственной задачи по модернизации экономики, прежде всего путем участия его в проектах, основанных на государственно-частном партнерстве, которыми могут быть проекты развития региональной аэропортовой инфраструктуры. Кроме этого, конечно, следует отметить, что Внешэкономбанк является, в сравнении с Инвестфондом РФ, более гибкой структурой и благодаря роду своей деятельности обладает командой квалифицированных менеджеров в области управления инвестициями и инвестиционными проектами. Поэтому неудивительно, что уже на сегодняшний день очевидна тенденция концентрации в руках Внешэкономбанка роли основного игрока на рынке ГЧП проектов и управления ими.
На сегодняшний день основная масса кредитов, выдаваемых банком, осуществляется на долгосрочной основе, что соответствует финансовой политике банка, закрепленной в Меморандуме.
На будущее у Банка развития предусмотрены весьма амбициозные планы, которые нашли свое отражение в Стратегии развития Банка на 2008-2012 годы. К 2012 году Внешэкономбанк планирует увеличить свой портфель кредитов до 850 млрд. рублей, объем участия в уставном капитале юридических лиц до 120 млрд. рублей, а объем гарантий до 100 млрд., рублей. Источником финансирования для такой масштабной деятельности банка могут стать предоставленные Правительством РФ дополнительные средства, кредиты финансовых учреждений России и других стран.
К 01.01.2008 г объем вложений Внешэкономбанка инвестиционного характера в уставные капиталы юридических лиц составил 44,0 млрд. рублей;
объем портфеля гарантий составил 43,9 млрд. рублей (причем только за 2007 год Баком было осуществлено финансирование инвестиционных проектов на сумму 33,0 млрд. рублей);
выдано гарантий в течение 2007 года на сумму 34,0 млрд. рублей.
общий объем портфеля кредитов, предоставленных юридическим лицам – некредитным организациям, составил 197,5 млрд. руб., в том числе в течение 2007 г. – 56,4 млрд. рублей.
общий объем ресурсов, заимствованных у финансовых институтов - 216 млрд. руб.
Еще до 2007 года, т.е. до своего преобразования в Банк развития, ВЭБ финансировал и реализовывал инвестиционные проекты, основная цель которых соответствовала принятому впоследствии Меморандуму о финансовой политике Банка.
Основные проекты ВЭБ, осуществляемые до 2007 г. и направленные на развитие аэропортовой инфраструктуры:
№ |
Проект |
Общая стоимость проекта |
Объем финансирования (гарантийной поддержки) ВЭБ |
Срок кредитования |
Осуществляемые в сфере транспортной инфраструктуры: |
||||
1. |
Строительство аэровокзального комплекса «Шереметьево-3» |
1,1 млрд. долл. США |
243 млн. долл.США (участие в реализации 1го этапа проекта) |
13 лет |
2. |
Реконструкция пассажирского терминала аэропорта «Храброво» (г. Калининград) |
70 млн. долл. США |
34 млн. долл. США |
7 лет |
В целом по стране, доля инвестиций в основной капитал, профинансированных за счет банковских кредитов, выросла за 2002-2007 годы с 5,9% до 9,4%. Между тем, возможности финансового сектора экономики РФ пока существенно отстают от существующих потребностей. Причиной такого положения, является, в том числе, слишком большая зависимости коммерческих банков от средств, поступающих в Россию из иностранных источников. Мировой финансовый кризис также вмешался в ситуацию, в результате чего рост объемов кредитования в России замедлился. Возможности российских банков осуществлять долгосрочное кредитование (т.е. на срок более 3-х лет) весьма ограничены. По разным оценкам, на начало 2008 года доля таких кредитов не превышала 15,5% в общем объеме кредитов нефинансовому сектору. Однако для существенного развития экономики и ее диверсификации требуются как раз такие долгосрочные вложения, которые и осуществляет Внешэкономбанк.
Роль Банка развития в ускорении инвестиционного процесса в стране особенно повышается в условиях финансового кризиса и неготовности многих участников рынка идти в долгосрочные проекты. Одной из своих задач при вхождении в какой-либо проект Банк видит в том, чтобы быть неким «катализатором» для привлечения в него и других, частных, инвесторов. В среднем, по ожиданиям Банка, на 1 рубль вложенных им инвестиций, должны прийти от 4-5 до 15 рублей частных вложений в проект.
Важное значение Банка развития в проектах развития региональной аэропортовой инфраструктур приобретается ввиду и более широкого участия Внешэкономбанка в проектах создании инфраструктуры, развития государственно-частного партнерства, когда роль Банка связана с его ролью «банка банков», предоставляющего финансовую и организационную помощь региональным банкам.
Для региональных банков, самостоятельно отбирающих проекты для их поддержки, со стороны Банка развития возможны такие формы помощи как привлечение кредитов под залог ценных бумаг, организация проектного финансирования, гарантии под банковский заем, консультационная помощь и экспертиза проектов.
Развитие партнерских отношений с региональными банками по вопросам финансирования проектов, в том числе направленных на развитие аэропортовой инфраструктуры, должно привести, в перспективе, к созданию сети опорных банков, участвующих в реализации подобных региональных проектов. Одной из форм сотрудничества с региональными банками может стать т заключение агентских соглашений, на основе которых банки будут выступать агентами Банка развития по реализации инвестиционных проектов, в частности, заниматься расчетами и контролем над целевым расходованием средств по этим проектам. Такая программа действий означает, что Банком развития будет создана достаточно гибкая трехуровневая структура поддержки инвестиций и государственно-частного партнерства, своего рода «вертикаль банков развития».
Написать комментарий