Грозный Трамп, укрепление обороны и расширение альянса. Чем закончился саммит НАТО в Брюсселе
12 июля в Брюсселе прошел заключительный день саммита НАТО. По его итогам участники отметили, что альянс «един, как никогда раньше». Заявление было сделано после обсуждения ряда тем, включая вопрос о повышении членами НАТО расходов на оборону, а также после хвалебных слов в адрес Украины и Грузии, которые претендуют на членство в Североатлантическом альянсе. Вместе с этим, как отмечают эксперты, пока все ограничивается словами, и никакой конкретики о том, когда страны смогут присоединиться к объединению, не звучит.
Трамп и оборона
Одна из главных интриг саммита состояла в следующем: будут ли США, как и прежде, приверженцами альянса. Глава США несколько раз подвергал критике страны Европы, требуя, чтобы траты на оборону распределялись между участниками альянса в равных долях. На сегодняшний день только восемь стран соблюдают договоренности, которые были достигнуты в 2014 году: 2% на оборону от своего ВВП. Что касается именно США, то расходы Вашингтона на оборону больше остальных: 3,58% от ВВП.
Перед брюссельским саммитом многие участники не исключали возможности того, что Трамп может не подписать итоговый документ. Более того, были подозрения, что США вовсе могут покинуть альянс. Однако ничего подобного не случилось, и Трамп поставил свою подпись под коммюнике, где говорится об обязательствах каждого члена НАТО тратить 2% ВВП на оборону. Тем не менее, несмотря на подписание этого документа, президент США не отказался от своего изначального требования об увеличении оборонных расходов до 4% ВВП.
Для обсуждения этой темы была собрана еще одна встреча, на которой Трамп вел себя еще более жестко, включая канцлера Германии Ангелу Меркель. Затем, во время пресс-конференции, Трамп заявил, что он смог убедить всех в необходимости увеличить расходы на оборону, и поднять их «до уровней, которые раньше были немыслимыми». Тем не менее это утверждение опроверг президент Франции Эмманюэль Макрон. Добавив к этому, что его американский коллега не делал никаких заявлений по поводу того, что США могут покинуть НАТО (ранее Трамп сообщал, что может стать инициатором выхода из альянса, не пользуясь одобрением конгресса США).
Четыре по тридцать
В остальном страны НАТО, как отмечает РБК, были в едином взаимопонимании и согласии. После первого дня саммита альянс заявил о старте новой программы «Четыре тридцатки». Суть ее в увеличении готовности натовских сил и создании к 2020 году 30 механизированных батальонов, 30 боевых кораблей и 30 эскадрилий, которые «в случае чего» оперативно будут развернуты в течение 30 дней.
Заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Гетемюллер пояснила, что эта программа была создана для того, чтобы силы НАТО в сжатые сроки могли мобилизоваться, если случится «кризис, активная угроза вторжения на натовскую территорию или возникнет конфликт».
В НАТО не исключают, что новые силы также могут быт стянуты из всех стран – чтобы поддержать «немногочисленные национальные батальоны» Эстонии, Литвы, Латвии и Польши, где насчитывается не более четырех тысяч человек. К слову говоря, именно эта тема была поднята после того, как обозначенные четыре страны заявили, что существует необходимость усилить их защиту в связи с «российской угрозой».
В продолжение темы члены альянса также договорились о создании двух новых командных центров (в США и Германии), а также об увеличении мобильности ВВС. Как пояснил Столтенберг, натовским самолетам будет предоставлен свой позывной, а также приоритет в управлении воздушным движением на территории пространства Европы, причем, не только в кризисное, но и в мирное время.
Украину вроде бы поддерживают
Несмотря на все обнадеживающие обещания и разговоры о том, что Украина «скоро станет членом НАТО», в штаб-квартире альянса пока отказываются называть конкретные сроки присоединения. Все еще на уровне разговоров, попыток провести «нормативные реформы» и декларации по итогам брюссельского саммита, в которой сказано, что у Украины есть право «определять свое будущее и курс внешней политики, свободный от внешнего вмешательства».
Как ранее заявлял генсек альянса Йенс Столтенберг, НАТО пока не собирается предлагать Украине программу расширенных возможностей (Enhanced Opportunity Program), согласно которой дружественные страны взаимодействуют в рамках совместных операций и учений. Однако взаимодействие с Киевом есть, и оно проходит в других «форматах». Так, например, как рассказал один из собеседников «Коммерсанта», перед украинской стороной в данный момент стоит решение двух вопросов: конфликт в Донбассе и необходимость «немедленных реформ». По этим двум направлениям НАТО поддерживает Украину: в Киеве работают советники НАТО и действуют трастовые фонды помощи ВС страны.
Грузию хвалят
А вот вопрос с Грузией кажется более «точным» и положительным. По крайней мере, в альянсе прямо заявляют о своем отношении к членству этой страны. Как говорится в декларации саммита, Грузия «располагает всеми практическими инструментами для подготовки к будущему членству». Плюс к этому Йенс Столтенберг лично выступил с заявлением, заверив, что «Грузия станет членом НАТО». Однако когда это произойдет, он также не стал уточнять.
Как напомнил военный эксперт Вахтанг Маисая, на сегодняшний день Грузия пребывает на предпоследнем этапе процесса интеграции в НАТО. А сам альянс характеризует страну в роли «аспиранта», то есть, страны, которая заинтересована стать членом альянса. Следующим шагом станет План действий по членству в НАТО (ПДЧ), и именно этот этап станет прямым путем к вступлению в НАТО. Что касается положительной оценки со стороны генсека, то это, вероятно, была похвала «за давнее и активное участие в операциях альянса (например, в Афганистане) и его военных учениях, а также за реформы в сфере обороны и «вклад в стабильность Черноморского региона».
Написать комментарий