Гримасы российского протекционизма
За прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма, когда государство вполне эффективно защищает интересы не отечественных, а иностранных компаний. Как такое могло произойти? Какие механизмы действуют в теневой сфере манипулирования государственными закупками? Каковы масштабы этого противоестественного явления?
Как известно, протекционизм – это защита местного производителя от иностранных конкурентов. Хотя эта система все чаще порицается мировым сообществом, почти все развитые и развивающиеся страны успешно используют в практике государственного регулирования протекционистские инструменты. Особенно остро данная проблема стоит в отношении импорта готовой продукции. Однако есть рынок, который почти автоматически «отторгает» товары иностранного происхождения – рынок государственных закупок. Но это правило на Россию не распространяется. Как это ни парадоксально, но российские власти более пристальное внимание уделяют «открытым» рынкам, которые часто регулируют с помощью «грубых» тарифных методов, за что и подвергается нападкам со стороны Запада. А в это же самое время иностранные компании внедряются на рынок госзакупок, «забирая» себе деньги отечественного налогоплательщика.
Почему же Россия проявляет такую непоследовательность в политике защиты местного производителя? Данный вопрос можно переформулировать и таким образом: каким образом иностранное оборудование получает приоритет и становится победителем конкурсов на российском рынке госзакупок?
Самым популярным и «эффективным» способом лоббирования интересов иностранных компаний и их дилеров в системе российских государственных закупок является внесение в раздел конкурсной документации «Технические требования к оборудованию» специфических особенностей моделей зарубежного производства, соответствовать которым могут только заранее известные марки иностранного (!) оборудования. При этом специально выделяемые характеристики вовсе не обязательно являются важнейшими рабочими параметрами поставляемой техники. Профессиональные аргументы в пользу тех или иных требований отсутствуют и определяются целиком и полностью силой лоббирующих организаций. Результат – после публикации конкурсной документации можно легко определить будущих получателей бюджетных средств, а последующие конкурсные процедуры превращаются в чистую формальность.
«Расследование» данной ситуации, проведенное сотрудниками Российского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), позволяют показать на конкретном примере, как этот механизм работает на практике.
Пример, которым можно считать типичным, дает конкурс 24к-1541, проведенный 14 февраля 2006 года Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию с целью закупки медицинской техники. В технической документации данного тендера среди технических параметров трехканальных электрокардиографов №2, поставляемых для амбулаторно-поликлинических учреждений 88 субъектов России в количестве 1,5 тысяч, фигурируют следующее требования к принтерной бумаге: во-первых, ее ширина должна быть не менее 90 мм, а, во-вторых, она должна быть Z-образно сложенная. На сегодняшний день ни в одном из отечественных электрокардиографов не используется Z-образная бумага (российское производство давно перешло на рулонную бумагу), а соответственно все местные производители автоматически становятся аутсайдерами объявленного тендера. В то же время совершенно не ясно, насколько актуально использование Z-образной бумаги по сравнению с обычным форматом. Неудивительно, что победителем объявленного конкурса стала компания ООО «Рипл», предложившая к поставке трехканальные электрокардиографы производства швейцарской фирмы «Schiller» (модель CARDIOVIT АТ-1/М). Сумма контракта составила почти 2 млн. евро (62,8 млн. руб.), которые просто были «вырезаны» у российских производителей.
Что касается состава фирм-производителей медицинского оборудования, поставленного по итогам конкурса 24к-1541, то она представлена 26 иностранных компаниями из Германии, Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, Ирландии, США, Кореи, Японии, Индии и Китая. Круг же отечественных производителей медицинского оборудования ограничен всего лишь 14 компаниями, что почти в 2 раза меньше числа зарубежных поставщиков.
Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.
Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.
Почему же Россия проявляет такую непоследовательность в политике защиты местного производителя? Данный вопрос можно переформулировать и таким образом: каким образом иностранное оборудование получает приоритет и становится победителем конкурсов на российском рынке госзакупок?
Самым популярным и «эффективным» способом лоббирования интересов иностранных компаний и их дилеров в системе российских государственных закупок является внесение в раздел конкурсной документации «Технические требования к оборудованию» специфических особенностей моделей зарубежного производства, соответствовать которым могут только заранее известные марки иностранного (!) оборудования. При этом специально выделяемые характеристики вовсе не обязательно являются важнейшими рабочими параметрами поставляемой техники. Профессиональные аргументы в пользу тех или иных требований отсутствуют и определяются целиком и полностью силой лоббирующих организаций. Результат – после публикации конкурсной документации можно легко определить будущих получателей бюджетных средств, а последующие конкурсные процедуры превращаются в чистую формальность.
«Расследование» данной ситуации, проведенное сотрудниками Российского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), позволяют показать на конкретном примере, как этот механизм работает на практике.
Пример, которым можно считать типичным, дает конкурс 24к-1541, проведенный 14 февраля 2006 года Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию с целью закупки медицинской техники. В технической документации данного тендера среди технических параметров трехканальных электрокардиографов №2, поставляемых для амбулаторно-поликлинических учреждений 88 субъектов России в количестве 1,5 тысяч, фигурируют следующее требования к принтерной бумаге: во-первых, ее ширина должна быть не менее 90 мм, а, во-вторых, она должна быть Z-образно сложенная. На сегодняшний день ни в одном из отечественных электрокардиографов не используется Z-образная бумага (российское производство давно перешло на рулонную бумагу), а соответственно все местные производители автоматически становятся аутсайдерами объявленного тендера. В то же время совершенно не ясно, насколько актуально использование Z-образной бумаги по сравнению с обычным форматом. Неудивительно, что победителем объявленного конкурса стала компания ООО «Рипл», предложившая к поставке трехканальные электрокардиографы производства швейцарской фирмы «Schiller» (модель CARDIOVIT АТ-1/М). Сумма контракта составила почти 2 млн. евро (62,8 млн. руб.), которые просто были «вырезаны» у российских производителей.
Что касается состава фирм-производителей медицинского оборудования, поставленного по итогам конкурса 24к-1541, то она представлена 26 иностранных компаниями из Германии, Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, Ирландии, США, Кореи, Японии, Индии и Китая. Круг же отечественных производителей медицинского оборудования ограничен всего лишь 14 компаниями, что почти в 2 раза меньше числа зарубежных поставщиков.
Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.
Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.
Написать комментарий
Согласна полностью со статьей. На мой взгляд протекционизм он достаточно эффективен, когда идет в комплексе с мерами по развитию собственно производства. когда производство выходит на новый уровень качества и количества, то тогда можно смело снимать протекционистские рамки и позволит отечественным брендам развиваться конкурируя. Но, к сожалению, наше правительство проводит скособоченную политику направленную в разные стороны, но не в сторону создания качественных российских брендов.
Я думаю, что дело как раз-таки в лоббистской деятельности иностранных компаний. Пришли, поговорили, подкупили конкретного человека/группу лиц, занимающегося/ся этим самым конкурсом и выиграли. Вот и всё. Другое дело, почему вышестоящие гос.деятели "не обращают" внимание на подобного рода статистику, приведённую автором, по итогам конкурса 24к-1541. А российский производитель, рентабельность предприятия которого не очень велика, не может подкупать всех подряд.
Полностью согласна с автором статьи. Такая тенденция прослеживается уже очень давно. И, конечно, государство должно решать проблему развития российского производителя, так как он не может устоять под наплывом качественной иностранной продукции. Необходимо внедрять российские и западные технологии в производство своей техники. Развитие конкурентноспособности страны - главная задача государства и только с помощью своего качественного производства ее можно достигнуть.
А как может улучшиться экономическая ситуация в стране, если государство само этому мешает. В первую очередь государство должно заботиться об отечественной продукции. Все время у нас в стране эти крайности - то сплошной протекционизм и полное вмешательство в экономику государством, то полное невмешательство и продвижение иностранных товаров. Есть и доля вины производителя, часто бывает российская продукция в разы уступает зарубежной, но,как правильно было сказано, и отворачиваться совсем от отечественного производителя нельзя.
Существует множество аргументов в поддержку свободной торновли и ВТО (хотя и у сторонников free trade тоже имеются свои притензии к этой организации и в особ. к ее участникам): - вы только представьте, что было бы, если бы каждая страна проводила протекционистскую политику. Это бы обрекло их на изоляцию и автаркию. Каждая страна стала бы больше похожа на Сев. Корею. Вы хотите жить в Сев. Корее? Все бы жили на самообеспечении и развивали бы все возможные производства...Но здесь же есть еще неск. но... -неминуемо каждой стране не хватало бы опред. ресурсов, но выменять их на что-то не представлялось бы возможным. Можно смоделировать ситуацию: России нужны технологии для проведения модернизации и техперевооружения. Что говорят наши державники, государственники и левые? Надо повысить вывозные пошлины на сырье, повысить пошлины на импорт готовой продукции, кот. мы сами собираемся производить (ярчайший пример с иномарками), и, наконец, понизить ввозные пошлины на технологии и сборочные конструкции. Это неминуемо вызовет ответные реакции, т.к. нашим внешним партнерам нужно дешевое сырье, нужны доступные рынки, а мы в это время спасаем своего отечеств. производителя, повышаем пошлины, не вступаем в ВТО и ввозим их технологии; что они будут делать? Они в ответ точно повысят пошлины на технологии, кот. для нас станут недоступными, т.к. мы в свое время ограничили приток их импорта готовой продукции, а они, в свою очередь, стали меньше потреблять наше сырье. К чему в итоге мы приходим: разрушение системы междунар. торговли и что самое интересное, добиваем остатки нашей экономики. Понятно, что это была такая гротескная картина. Но примерно такая картина была в мире в 30е годы ушедшего века. - это были годы протекционизма и сворачивания междунар. торговли. Чем это закончилось? Большой войной. Нацизм и японский милитаризм как раз возникли и укрепились в условиях протекционизма. Возникает проблема нехватки ресурсов, и кроме торговли, существ. один единств. путь раздобыть их - это война. Здесь всп. Ф. Бастиа: Если границы не пересекают товары, их неминуемо пересекут войска. - еще один довод: протекционизм - дост. дорогая вещь, требующая высоких таможенных пошлин и бюджетных субвенций на поддержку отечеств. производителя и сохранения рабочих мест. При этом эта политика оплачивается за счет потребителей (на них переносится бремя пошлин) и налогоплательщиков (на них переносится бремя бюджетных расходов). Мы можем представлять разные сферы деятельности, работать в разных отраслях экономики, но все мы неизбежно в этой жизни являемся потребителями и налогоплательщиками. В рез-те из-за неск. десятков-сотен-тясяч производителей и неск. сотен тысяч работников одной отдельно взятой отрасли, могут пострадать миллионы-десятки-сотни миллионов граждан-потребителей-налогоплательщиков. - ни наконец конкуренция. Если мы будем ограничивать наше производство, село от внешней конкуренции, мы пострадаем как потребители неизбежно, так как это вызовет неминуемо удоражание отечеств. товаров и падение их качества. Ярчайший пример тупого протекционизма - российский автопром. Вы хотите это? Можно и дальше приводить доводы и примеры пагубности протекционизма и выгод от свободной торговли, таких как мир, доступные дешевые товары, повышение их качества в конкурентных условиях, инновации, рост производительности труда, технолог. прогресс и тп. Конечно, ВТО далеко от эталонных стандартов свободной торговли. Правила ВТО нарушаются и обходятся, и страны время от времени нарушают достигнутые договоренности, вводят квоты и повышают пошлины. Но это все же лучше, чем не вступление. Прямые выгоды: определенность в правилах игры и ограничения на разнузданный протекционизм.
Конкурентоспособность страны определяет место, которое она занимает в международных отношениях. Любое государство, заинтересованное в развитии и увеличении своей конкурентоспособности, применяет систему поддержки бизнеса, промышленности, научных разработок - протекционизм. К сожалению, слово "протекционизм" приобрело в России негативную окраску: его трактуют как зло, которое вызывает коррупцию, загнивание промышленности, как это происходило в советский период. Тем не менее, неправильно говорить, что при рыночной экономике не должно быть поддержки отечественной промышленности и бизнеса. Протекционизм - это инструмент; что он в себе несет, добро или зло, зависит от адекватности технологии его применения.
Наша продукция – это продукция далекая от мировых стандартов. Научимся производить высокотехнологичную и качественную продукцию – и нам будут доверять.
Да,лоббирование интересов иностранных компаний и их дилеров в системе российских государственных закупок имеет место,но это происходит не на постоянной основе.Что касается "Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны",это вряд ли-нет у производителей таких потребительских качеств,да и качества как такового.Приизводителям остается только расширять ассортимент и повышать качество.
На сегодняшний день сложилась ужасающая ситуация, которая категорично должна меняться в пользу нашего производителя. Во-первых отток капитала из страны,во-вторых пример с автовазом который уже не востановить.В-третьих зависимость от иностранных производителей.И где теперь развитие нашего производстваю, где протекционизм?
А я считаю протекционистскую политику приоритетом стран с неконкурентноспособной продукцией. К сожалению, к ним относится и Россия. Явление же, о котором речь идёт с татье можно объяснить лишь тем, что крупные инвесторы и закупщики не готовы положиться на наши компании. Ведь их цель в любом случае - получение прибыли, а не благотворительность. На большинстве же российских заводов процветает воровство, экономия материалов и конечно же укрывательство от налогов.
Качество производимых товаров российским производителем оставляет желать лучшего. Зачем покупать не надежны агрегат у одних, если у других можно купить вполне надежный аналог, да ещё и по низкой цене. Вопрос качества стоит на первом месте, пока производство в России не выйдет на более качественный уровень, предпочтение будет отдаваться зарубежному производителю.
Протекционистская политика в России не является системной. В большой степени ее определяют лоббистские возможности компаний, а не стремление властей поддержать и расширить внутренний рынок страны.
Правительства разных стран с ноября 2008 года ввели около 280 протекционистских мер, из которых 121 мера приходится на страны "двадцатки", подсчитали в Центре по исследованию экономической политики (CEPR). Интересно, что страны G20 как раз активнее всех выступают за экономику без барьеров: "мы не повторим исторические протекционистские ошибки прошлых эпох", обещали они на апрельском саммите. Однако обещание не выполняется, отмечает CEPR. Более того, правительства этих стран не намерены останавливаться на достигнутом и запланировали еще 134 протекционистские меры. Лидером по количеству примененных в отношении страны дискриминационных мер (100 мер в 55 странах) является Китай. На втором месте - США (86), на третьем - Германия (84). Но зато наиболее эффективные защитные меры предприняты именно Китаем - они затрагивают сразу 164 страны. Россия по этому показателю на шестом месте (угроза для 117 торговых партнеров). Зато Россию признали абсолютным лидером по количеству "самых вредных" защитных мер (20), подсчитали в CEPR. На втором месте - Германия (15), третье место делят Индия и Индонезия (по 10), четвертое - Италия, Испания и Великобритания (9).
На основе данной статьи хочется отметить противоречие в действиях власти. Россия не вступает в ВТО, называя в качестве одной из причин этого, неготовность нашего рынка к приходу иностранных компаний. Дескать, нашим предприятиям не выдержать конкуренции с зарубежными конкурентами. В этом просматривается политика протекционизма. Но в тоже время на рынок государственных закупок привлечение иностранных компаний приветствуется и даже более того, именно им отдается предпочтение. Тогда не понятно, почему государство для своих закупок выбирает зарубежных производителей, а населению такого права не дается? Да, наши производители не в состоянии отвечать всем требованиям к производимой им продукции, но у них и нет для этого стимулов. Их товары и так покупаются. Может если бы на рынке были более качественные продукты и наши подтянулись бы? Мне все же кажется, что государственные закупки должны в первую очередь осуществляться у отечественных производителей, хотя бы для того, чтобы наши деньги не уходили на развитие зарубежной экономики, а оставались здесь. Ведь нашим предприятиям они гораздо нужнее, т.к. им есть куда развиваться.
Ситуация на сегодняшний день сложилась ужасающая. Я понимаю что может быть наши производители не готовы еще заменить повседневную скажем бытовую технику, но в сфере скажем профоборудования Россия не слишком уступает другим странам. Возможно много у нас нет, но все что есть должно быть использовано максимальным образом. Еще один огромнейший минус производства в России это высокие цены на необходимые материалы. Скажем некоторые простые измерительные приборы из пластика и металла проще купить в Китае, чем производить самому. По поводу розыгрыша тендеров могу сказать, что иностранные компании в силу более высоких инвестиционных возможностей являются предпочтительней для заключения контрактов. Так же они более надежные и долговечные, но их при этом можно всегда убрать сказав что это скажем стратегически важная отрасль для страны (Например как поступили с БП когда она пыталась начать разрабатывать месторождения Сиданко).
Очень-очень грустно... Правительство обязано быть ориентировано на защиту национальных интересов. Это основа безопасности государства и её экономической составляющей в том числе. Но в нашей стране, налицо огромная по масшатабам коррупция, в последние годы определяющая политическую и экономическую жизнь общества. Маленький пример, увиденный собственными глазами: сколько же нужно было получить за то, чтобы на фасаде завода имени Лихачёва, появился огромный баннер с рекламой ВMW. О чём ещё можно говорить..?
На мой взгляд, ключевой момент статьи изложен в её заключительной части. Действительно, в конечном счёте, всё сводится к «нерадивому российскому производителю». Политика протекционизма по своей сути заключается в ограничении экспансии иностранных компаний на рынок. Но никак не в бесконечных попытках спасения нежизнеспособного отечественного производителя и лелеянии его никчёмности путём потребления того, что им создаётся. Об этом говорит и то, что на государственные закупки проводится конкурс – это соревнование, а не благотворительность, здесь побеждает сильнейший. Государству лучше начать со стимулирования отечественных компаний на возведение производства на более качественный уровень, что позволит получать на выходе продукцию, которая будет способна конкурировать с аналогичной продукцией иностранных компаний, как в качестве, так и в цене. Тогда и необходимая степень протекционизма автоматически снизится.
В интересах поддержки отечественных производителей правительство России в 2009 году подняло импортные пошлины на целый ряд товаров. Пошлины на телевизоры повышены с 10% до 15%, на отдельные виды металлопроката – с 5% до 15%, нелегированной стали – с 5% до 20%, на трубы из черных металлов – с 5% до 15% и 20%. Для поддержания производителей автомобилей были установлены заградительные пошлины на иностранные автомашины. Однако крах отрасли не остановлен, отмечают в ИГСО. И все бы это хорошо, только возникает вопрос..А есть ли в нашей стране фирмы, способные заменить нам такие товары, как телевизоры? А про российские автомобили, думается, говорить вообще не приходится...Есть ощущение, что даже если запретят продавать в России иномарки, за ними поедут даже заграницу, лишь бы не ездить на отечественных, а то чего хуже, пересядут на общественный транспорт,а это нам, простым любителям метро в час пик, уж явно не понравится.