Горькая правда о госзакупках в России
Федеральным законом №94 о госзаказах возмущаются и заказчики, и потенциальные поставщики. В чем же причина такого редкого единодушия? Какой вред наносит указанный закон предпринимателям и потребителям, экономике и культуре? Как его следует изменить?
В отличие от правил, действовавших до 2006 г., ФЗ-94 не предъявляет никаких требований к квалификации и качеству работ поставщиков. По новым правилам, аукцион на выполнение госзаказа выигрывает компания, запросившая за свои услуги самую низкую цену. Причем предложенная цена зачастую никак не соотносится с реальной стоимостью услуг или продукции. В результате открывается обширное поле деятельности для всевозможных аферистов – буквально во всех сферах.
Так, в борьбу за поставку продуктов в детские сады, школы и больницы включаются все, кому не лень. Наравне с добросовестными поставщиками в аукционах участвуют и любители поживиться любым способом. В результате, детям и больным по демпинговым ценам поставляются, например, тухлые куры и фальсификат вместо сливочного масла – как случается во Владимире, да и не только там.
Реальную опасность этот закон представляет и при выполнении реставрационных работ. Недобросовестные неквалифицированные подрядные организации выигрывают конкурсы, сбивая цену, и под видом восстановления фактически «уродуют памятники культуры, так как за те деньги, которые они объявляют, ничего отреставрировать невозможно по определению, - говорит директор музея «Ясная поляна» Владимир Ильич Толстой. - Как бы мы ни исхитрялись, прописывая технические задания, заказ получает всегда самый недобросовестный подрядчик, который сбивает цену ровно вполовину. То есть, он предлагает такую сумму, за которую невозможно сделать работу качественно. В этом случае бюджетные деньги просто выбрасываются на ветер. Многие специально создают фирмы исключительно с одной целью - участвовать в аукционе. Мы сталкивались с тем, что наши строительные подряды выигрывают компании, которые не имеют ни одного штатного рабочего. У них есть директор, бухгалтер и восемь юристов. Это свидетельствует о том, что эти люди не намерены работать, а намерены судиться. Они специально сбивают цены. А низкая цена - это значит использование некачественных материалов и неквалифицированной рабочей силы. Это значит нанесение ущерба памятникам». http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177906
Закон не позволяет проанализировать уровень качества услуг предварительно. Он предусматривает лишь механизм штрафов в случае, если в результате исполнения контракта качество не соблюдается. Однако при этом никак не учитываются значительные потери времени, да и нанесенный недобросовестными подрядчиками ущерб оказывается подчас невосполнимым.
Помимо сбивания цен аферисты используют и шантаж. «Приезжают к добросовестным и порядочным поставщикам, и начинают торговаться с ними. Мы будем участвовать в конкурсе, мы уроним цену, мы Вам не дадим этот конкурс выиграть. Немножко денег нам даёте, и мы в этом конкурсе не участвуем», рассказывает Игорь Першин, депутат Законодательного собрания Владимирской области.
ФЗ-94 создает также дополнительные бюрократические барьеры и заметно удлиняет сроки работ. Любая государственная или муниципальная организация, прежде чем что-то сделать, даже на собственные заработанные или привлеченные средства, должна сначала провести аукцион. При этом не всегда он проходит успешно, тогда приходится проводить его повторно. Особенно губительной вся эта волокита становится в сфере строительства. «Там схема такая, - объясняет В. И. Толстой. - Мы имеем права объявлять аукцион только тогда, когда нам известны лимиты финансирования. С момента, когда они введены, требуется время, чтобы составить техническое задание и сметную документацию. Потом мы должны разместить информацию об аукционе и, подождав полтора месяца, провести конкурс. Затем две недели еще потребуется для того, чтобы заключить государственный контракт. Таким образом, если все проходит благополучно, мы начинаем строить только в мае-июне, когда половина строительного сезона уже позади. Не дай Бог, если аукцион не состоится с первого раза, тогда все работы начнутся октябре месяце. А в декабре мы должны будем уже отчитаться за выполненную работу. То есть мы вынуждены будем подписать акты либо за работы, которые сделаны некачественно, либо за работы, которые вовсе не сделаны. Потом мы удивляемся - почему у нас мосты «прыгают» и плотины рушатся. Все потому - что это сделано второпях, людьми, которые молоток держать в руках не умеют. Дальше этот процесс будет только набирать силу, потому что вся эта система направлена на созидание заведомо некачественных вещей».
Несовершенный и «сырой» закон пытаются подлатать поправками и изменениями. За 2007-2009 годы в ФЗ-94 было внесено несколько сотен поправок, и процесс этот продолжается по сей день. И сам закон, и сопровождающие его многочисленные дополнения создают превосходную кормушку для многочисленных посредников – финансовых и юридических.
Так, в отличие от правил, действовавших до 2006 г., нынешний закон вместо требований к квалификации поставщика выдвигает условия финансового обеспечения – своеобразного залога на случай, если подрядчик не справится с заказом. Для участия в торгах заказчики, как правило, устанавливают требование обеспечения исполнения заявки в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта – что составляет довольно солидную сумму, особенно для малых предприятий. Это становится серьезным барьером для участия в конкурсе, поскольку у субъектов малого предпринимательства «оборот денежных средств невелик и изъятие даже незначительных сумм из оборота существенно замедляет процесс развития компании, поясняет Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру". В Госдуме готовится к рассмотрению очередная поправка, предусматривающая снижение обеспечения заявки на участие в торгах с 5 до 2 процентов. Это «значительно увеличивает шансы на участие представителей малого бизнеса в госзаказе», - считает Елена Агапова, директор Центра госзаказа АНХ при правительстве РФ. Пока же уже «расцвел специфичный вид посреднических услуг, суть которых - помогать малому и среднему бизнесу готовить документы для участия в торгах, а также предоставлять краткосрочные займы на период проведения процедуры торгов, - рассказывает Андрей Кузнецов, генеральный директор медиахолдинга "ОПОРА-Кредит", - причем, этим занимаются не крупные банки, а мелкие консалтинговые компании, и займы предоставляются далеко не под традиционные банковские проценты по кредитам, намного выше». Бизнес, по словам Андрея Кузнецова, вынужден соглашаться с такими условиями, иначе решить вопрос с отвлечением средств из оборотного капитала компании не всегда получается. «О чем это говорит? Это говорит об изначально завышенных требованиях, выигрывают от которых только посредники», - отмечает он.
С 1 января 2011 года все заказы на сумму свыше 500 тыс. рублей, в том числе на продукты питания, госзаказчики будут обязаны размещать на открытых электронных аукционах. Для этого им необходимо зарегистрироваться на любой из пяти электронных площадок. Четыре из них расположены в Москве, одна - в Татарстане. Для регистрации нужно заполнить форму на сайте площадки, получить электронную цифровую подпись в органах казначейства и обеспечить связь через Интернет. Стоимость регистрации в зависимости от площадки составляет от 2,5 до 5 тыс. рублей в год. То же самое предстоит сделать и местным производителям, которые рассчитывают участвовать в размещении госзаказа не только в своем, но и в других регионах.
Ожидается, что электронные торги снимут административные барьеры для участия в аукционах. На стадии размещения заказа госзаказчики не будут знать, кто является участником аукциона - заявки будут обезличенными, под номерами. Информацию о конкретном победителе заказчики узнают только после подведения итогов аукциона.
Однако при определенных плюсах, такая система имеет и явные минусы. Так, начальник Управления государственных закупок Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. Г. А. Лопаткин считает нецелесообразным «переводить на единые рельсы сотни тысяч заказчиков по всей стране», что потребует, к тому же и значительных затрат, указывает он. По его мнению, «Каждый субъект в силах сформировать на своем локальном рынке достаточный уровень конкуренции среди участников госзаказа».
Рапорты о значительной экономии бюджетных средств, обеспечиваемой ФЗ-94, по мнению ряда экспертов, не отражают действительного положения дел, поскольку базируются на завышенной начальной цене, предлагаемой заказчиком на аукционах. «В многочисленных рапортах заказчиков самого разного уровня нередко можно слышать о том, что цены, против начальных, снижены на 30-50%. О чем может говорить снижение цены в два раза? Во-первых, о том, что начальная цена была существенно завышена. Во-вторых, заказчику пытаются сбыть уцененную продукцию - некачественную, залежалую, контрафактную и т.д. В-третьих, возможно, имела место "аукционная болезнь" добросовестного поставщика, представитель которого, впервые попав на аукцион, поддался "ажиотажному предложению" (ажиотажный спрос наоборот), превысил свои полномочия и снизил цену ниже нормального уровня. Рассчитывать на повторение этой ошибки в следующий раз вряд ли уместно», - отмечает доктор экономических наук, профессор Института Макроэкономических Исследований В. И Смирнов. При этом, указывает он, затраты на процедуры, связанные с размещением заказов, практически не учитываются.
Целью закона о госзакупках должно быть повышение их эффективности, т.е. обеспечение наилучшего удовлетворения государственных и муниципальных нужд в пределах выделенных средств. Между тем, в ФЗ-94 такая цель даже не поставлена, отмечает В. И Смирнов, а понятие "эффективность" применяется исключительно в контексте "использования бюджетных и внебюджетных средств" (ст. 1, ч.1), т.е. их экономии. Самоцелью этого закона «является конкуренция, которая должна вести к максимальному снижению цены. Получается, что главное – это цена и сроки, и в итоге любая шпана за полцены и любые сроки берется выполнить сложную научную задачу, и здесь нет никакой экономии, а лишь прямой ущерб для государства, так как деньги истрачены, а результат абсолютно нулевой», заявляет ученый. Помимо этого, система аукционов, предусматривает «начальную цену» заказчика, «которая не только поглощает всякую сомнительную экономию, но и ведет к реальному удорожанию закупок. В итоге низкокачественная продукция закупается по завышенной цене», добавляет эксперт. Главным требованием большинства противников действующего закона является введение квалификационных требований. «Критерии отбора должны быть не только количественные. Обязательно необходимо учитывать и опыт работы в данной сфере, и количество сотрудников, и наличие соответствующих лицензий и т.д.», - подчеркивает В. И. Толстой. «Заявка на участие – это только обещание что-то сделать, поэтому квалификационные требования должны находиться на входе, а не на выходе процесса закупок, чтобы обещания неквалифицированных участников не затмили квалифицированных при оценке заявок», - убежден В. И. Смирнов.
«Закон № 94-ФЗ ошибочен концептуально, бьет мимо цели, а в чем-то и прямо мешает ее достижению. Попытки его исправления только усугубляют положение. России нужен новый закон об общественных закупках», - считают экономисты.
Написать комментарий
Вот эту бы статью,да богу в уши,а ещё лучше,"народным избранникам"
Совершенно определенно, что кроме огромного вреда для реставрации 94-ФЗ других последствий не имеет.Этот закон - идеальный инструмент для коррупции.Когда деньги выделяются по программе "Культура России", двойной откат, как правило, неизбежен."Экономия бюджетных средств" - ложь,это для красоты отчетов и в угоду вышестоящим,которые требуют "экономии".