Гномы и хоббиты под пятой коммерции
Первый фильм трилогии о хоббите, представленный недавно режиссером Питером Джексоном, вызвал противоречивые отклики зрителей. Одни ругают его за затянутость и отсебятину, другие хвалят за красоту и героизм. Побьет ли «Хоббит» рекорды «Властелина колец»? И почему наследники Толкина проявляют недовольство экранизацией произведений своего предка?
Профессионализм вместо душевности
Фильм о неожиданном путешествии хоббита, вышедший недавно на экраны, со знаменитым произведением Толкина связан лишь номинально. Вместо уютной ироничной сказки зрителю представлен затянутый пасторальный боевик с сомнительными шутками на уровне недоразвитого пятиклассника. Создатели картины сами поставили себя в сложную ситуацию: история хоббита, камерная по своей природе, представлена на суд зрителей, уже оценивших монументальный блокбастер "Властелин колец". Поэтому в новом фильме все должно быть не менее – а в идеале даже и более – масштабным: и горы, и подземелья, и битвы.В итоге, "боевая составляющая" перевесила сюжетную линию: за бесконечным рубиловом и махаловом как-то забывается, кто, куда и зачем идет. Непонятно, кстати, почему этот фильм – где рубят головы, вспарывают животы, намекают на наркоманов и художественно курят – имеет возрастное ограничение всего 6+. Куда смотрит "Роспотребнадзор", пеняющий на волка с папиросой в "Ну, погоди"?!
Перестарались создатели "Хоббита" и с пейзажами. Если в первой трилогии придраться можно к чему угодно, но только не к безупречно красивым панорамам, то в "Хоббите" эта красота доведена до карамельности. Так и ждёшь, когда появится какая-нибудь диснеевская принцесса в окружении зайчиков и белочек. Для полноты картины, так сказать.
Вообще, "Хоббит" – это торжество голливудских штампов: типичные позы, типичные жесты, типичный юмор в декорациях, которые тоже уже стали типичными. Типичны и герои: мимимишечка Горлум соревнуется глазками с бандеросовским котом в сапогах, гном-король Торин напоминает какого-то недоарагорна из "Властелина колец" – и при этом совсем не похож на величественного и склочного Дубощита, каким описал его Толкин. А ведь во "Властелине" был вполне колоритный гном Гимли – почему же к "Хоббиту" гномы растеряли всю свою гномистость? Впрочем, по части хоббитов новый фильм явно выигрывает: Бильбо гораздо живее Фродо, который на протяжении всей саги о кольце с трудом сдерживает слезы.
Цитаты толкиновского "Хоббита" щедро рассыпаны по всему фильму, но в плоском, попсовом контексте происходящего на экране они звучат совершенно иначе, чем в легком, ироничном повествовании Толкина. Таким образом, фильм о хоббите – это творение Питера Джексона, который, ориентируясь на вкусы средней публики, с профессиональным мастерством "обработал" идеи и образы, созданные Толкином.
Приквел саги о кольце
Сказку о хоббите Толкин написал значительно раньше "Властелина колец". Хоббит появился в 1937 году, сага о кольце – в 1954. У Джексона эти произведения соотносятся совсем иначе. Трилогия о кольце вышла на экраны в 2001-2003 годах, первый фильм о хоббите – почти десять лет спустя. Изначально планировалось, что это будет дилогия: первый фильм будет снят по сказке Толкина, второй станет апокрифом, основанным на черновиках писателя и рассказывающим о десятилетиях между событиями "Хоббита" и "Властелина Колец". Однако от идеи "фильма-апокрифа" пришлось отказаться, поскольку кинокомпания не обладала надлежащими правами на черновики Толкина.В конце концов, когда трения с наследниками были улажены, замысел Питера Джексона изменился. Он решил сделать "Хоббита" тоже трилогией и превратить его в полноценный приквел "Властелина колец". С этой задачей он справился блестяще: сюжетные ниточки к саге о кольце протягиваются постоянно, начиная с неожиданного появления Фродо в первых кадрах. Так что если "Хоббит" Джексона и может быть чем-то интересен, так это именно мастерским "увязыванием всех концов".
Наследство и наследники
Съемки обеих трилогий не обошлись без тяжб с наследниками. Потомки Толкина с самого начала негативно отнеслись к идее экранизации "Властелина колец". Поддержал ее лишь внук писателя, Саймон – что сразу привело к ухудшению его отношений с другими родственниками. Сын Толкина, Кристофер, через суд пытался помешать съёмкам фильмов, требуя выплатить 160 млн. долларов, которые, по его мнению, причитаются его семье.Конечно, первый порыв – обвинить наследников в жмотстве и желании нажиться на таланте предка, лишив прочую публику радости приобщения к Средиземью. Однако не все так просто. Во-первых, экранизация – это всегда более или менее новая трактовка. Если уж среди посторонних граждан Толкин в обработке Питера Джексона нравится далеко не всем, то дети и внуки писателя относятся к его творениям еще более трепетно. Ничего удивительного, что идея экранизации их не вдохновила.
Что же касается финансовой стороны, то наследников ловко "обули". В 1976 году американский кинопродюсер и сценарист Саул Зейнц выкупил у сыновей Толкина всего за 15(!) млн. долларов все права не только на экранизации, но и на тексты книг "Хоббит" и "Властелин Колец", имена, названия и прочие элементы вселенной Средиземья. Зейнц основал компанию Tolkien Enterprises (позже переименована в Middle-Earth Enterprises), которая стоит за всеми экранизациями и сценическими воплощениями "Хоббита" и "Властелина". Наследникам (точнее, организации Tolkien Estate, возглавляемой сыном писателя, Кристофером Толкином) принадлежат лишь права на прочие, менее значительные произведения, в том числе на посмертно опубликованный "Сильмариллион".
Теперь, для справки, пара цифр: трилогия "Властелин колец" стала одним из наиболее коммерчески успешных кинопроектов своего времени: при затратах на производство в 280 млн. долларов прокатные сборы составили около 3 млрд., а "Возвращение короля" входит в десятку самых кассовых фильмов в истории. Прибавьте сюда грядущую кинотрилогию по "Хоббиту", бесконечные переиздания обеих книг, а также производство всевозможных аксессуаров – и претензии наследников предстанут в несколько ином свете.
Два слова в защиту Джексона
Впрочем, армия поклонников Джексона довольно многочисленна, и не стоит их всех обвинять в дурном вкусе. Этих счастливчиков – благодаря их юношескому воодушевлению и непредвзятости – трилогия "Властелин колец" десять лет назад перенесла в чудесную героическую сказку. И сегодня с первыми кадрами "Хоббита" и первыми аккордами "той самой" музыки Говарда Шора они вновь чувствуют то же бурление волшебства в крови – словно пузырьки новогоднего шампанского, когда веришь в чудо, хотя и знаешь, что чудес не бывает.
Написать комментарий