Гарри Поттер и кое-что еще
Роман Джоан Роулинг о Гарри Поттере продолжает свое триумфальное шествие по миру и по России. По своим тиражам книга об английском мальчике конкурирует с Библией и Кораном. Но в чем же тайна такого успеха? Можно ли было этот успех заранее предсказать?
1. Феноменальный успех книги: попытки раскрытия тайны успеха. Описание нескольких лет из жизни английского мальчика стало самым массовым произведением художественной литературы в истории. Общее число распроданных экземпляров книг из серии о Гарри Поттере превысило 400 миллионов [1]. Эпопея, написанная Джоан Роулинг, уступает по распространенности только Библии, Корану и цитатнику Мао Цзэдуна. Этот феноменальный успех не дает покоя ученым, которые надеются разгадать секреты волшебства Гарри, сравнявшись в этом с Дамблдором. Согласно авторитетной базе данных «ProQuest Dissertations & Theses» [2], на английском языке уже защищено 148 диссертаций, упоминающих Гарри Поттера, в том числе не менее 20 прямо посвященных ему. Для сравнения: «Приключения Оливера Твиста», написанные великим Чарльзом Диккенсом на 150 лет раньше, удостоились только 110 упоминаний, 16 из которых - в названии диссертации.
Одни ученые маглы предложили гипотезу о соответствии творчества Роулинг глубоким потребностям архетипического мифологического мышления, другие - нарочито поверхностным идеологическим запросам общества потребления. Кто-то расшифровал психосексуальный подтекст философского камня (не говоря уже про волшебные палочки), кто-то подсчитал непрямые маркетинговые расходы, не оставлявшие читателям выбора. Были предложены объяснения из области гендерной психологии и теории когнитивного диссонанса. В первом случае главные заслуги достаются Гермионе, которая компенсирует реальное неравенство полов, во втором предполагается, что читатели, купив одну книгу, вынуждены были покупать еще шесть, а потом и влюбляться в них, чтобы только не признавать себя дураками.
В общем, научных версий популярности Гарри не перечесть. Но точно известно: если бы хоть одна из них была истинной, ее автор был бы на месте Джоан Роулинг, а не там, где он находится сейчас. Поэтому можно, не опасаясь очевидных промахов, предложить еще одну версию.
2. Еще одна гипотеза успеха: лингвистическая версия. Массовый успех произведения искусства (литературы, кино, живописи и т.п.) всегда вызывает один и тот же закономерный вопрос: можно ли было предсказать этот успех, исходя только из содержания произведения? По моему личному (скромному) мнению, в отношении замысла о Гарри Поттере это было возможно, так как он сочетает в себе два очень важных для читателя компонента: повторение и различие.
Приятно постоянно возвращаться в один и тот же литературный мир к любимым героям, которых хорошо знаешь. Это чувство отчасти основано на рациональных потребительских соображениях: выбирая книгу, удобно полагаться на проверенных авторов и героев. Но самый важный вклад в привлекательность повторения, вероятно, вносит особенность человеческой психики, получившая название «эффект нахождения в поле зрения». В результате сотен экспериментов было достоверно установлено, что предметы, изображения, слова и т.п. вызывают у нас (в среднем) тем более положительные чувства, чем чаще мы с ними сталкиваемся [3]. Именно английская беллетристика, к которой принадлежит Гарри Поттер, довела прием повторения до совершенства. Очарование Шерлока Холмса, Пуаро, Дживса и Вустера многим обязано регулярности знакомства с ними.
Другой важнейший компонент, казалось бы, противоположный повторению, - различие. Книги о Гарри Поттере не обманывают наших ожиданий: с неизменным качеством они описывают жизнь знакомых героев в знакомом мире. Но при этом все романы Роулинг непохожи друга на друга. В них прослеживается непрерывная эволюция героев. А новая информация вызывает столь же рефлекторный повышенный интерес, как повторение - симпатию. Эволюция составляет важнейшее отличие «Гарри Поттера» от литературных сериалов, даже образцовых. Если мы возьмем, скажем, истории об Эркюле Пуаро, в каждой из них удастся найти очень мало новой личностной информации. Будь он на государственной службе, в собственном бизнесе или в отставке, в молодости или старости, Пуаро всегда тождественен сам себе. Его вкусы и привычки не меняются, а привязанности длятся десятилетиями. Совершенно противоположное можно сказать о Мальчике, который выжил. Он взрослеет на наших глазах, и это делает его еще более симпатичным для читателей.
Однако все это вкусовщина. Одному нравится арбуз, другому свиной хрящик. Можно ли объективно оценить содержание книги и попытаться предсказать, станет ли она бестселлером? Я вижу такую возможность только в одном: в сравнении с другими бестселлерами. Эффект нахождения в поле зрения должен работать не только для одного и того же героя, но и для стилистических приемов, композиции, литературных тем и т.п. Не зря для массового читателя средневековая литература не представляет интереса. Она непривычна, и потому трудна для восприятия. Короче говоря, можно сделать обоснованное предположение, что бестселлеры похожи друг на друга больше, чем на книги, которые плохо продаются. Проверить это предположение довольно просто.
Я использовал оцифрованные тексты девяноста девяти случайно отобранных из англоязычных произведений, входящих хотя бы в один список американских бестселлеров в базе данных «Bowker» [4]. Добавил к этому списку все семь книг о Гарри Поттере на правах единого произведения. Кроме того, были взяты тексты ста книг, не входящих ни в один список бестселлеров. Для каждого произведения из двухсот отобранных были рассчитаны 34 показателя, характеризующих стиль, композицию и тему. Среди этих показателей были, например: количество собственных имен (имеющее отношение к количеству действующих лиц), число знаков препинания, приходящихся на одно слово (помогает оценить сложность изложения), максимальное расстояние между упоминаниями одного и того же героя и т.п.
Рис. 1. Книги в пространстве стилистического и композиционного сходства.
После измерения появилась возможность оценить близость книг между собой и с помощью метода многомерного шкалирования представить их на двумерной карте (рис.1). Как и следовало ожидать, бестселлеры образовывают несколько групп, отличающихся от «обычных» книг. Литература, пользующаяся популярностью, использует сходную стилистику, композицию и темы. Кроме «Гарри Поттера» из хорошо знакомых русскоязычному читателю книг в анализе фигурировал, например, «Парфюмер» Патрика Зюскинда. На карте видно, что он стоит особняком и по отношению к бестселлерам, и по отношению к «обычным» книгам. «Гарри Поттер», наоборот, оказывается в сердцевине группы бестселлеров. Одним из самых близких к нему произведений является роман Стивена Кинга «Сердца в Атлантиде» - еще один рассказ о взрослении и волшебстве.
3. Кое-что еще. Пусть так. Популярность Гарри Поттера связана с тем, что он принадлежит к целому классу аналогичных бестселлеров. Но почему именно ему досталась популярность столь феноменальная, сравнимая с явлениями религиозного порядка? Точного ответа на этот вопрос мы никогда не узнаем, но примерное объяснение можно дать, исходя из теории вероятностей. Продажа книги тиражом в четыреста миллионов - явление чрезвычайно редкое, и потому удивительное. Но в современном мире ежегодно издаются сотни тысяч книг, их общий счет давно идет на десятки миллионов. В таком огромном массиве могут происходить события, вероятность которых меньше одной миллионной. И книги с гигантскими тиражами - событие по-прежнему редкое относительно общего числа выпускаемых произведений, но все чаще появляющееся в абсолютных масштабах. Примером тому может служить еще один громкий бестселлер последних лет - «Код Да Винчи» Дэна Брауна, который лично я не смог дочитать из-за невыносимой скуки. Урок, который можно извлечь из феномена Гарри Поттера, состоит в том, что за счет масштабного роста явлений в самых разных областях жизни, мы можем становиться свидетелями таких событий, вероятность которых очень мала.
Источники
1. Dammann, G. Harry Potter breaks 400m in sales// «The Guardian», 18 June 2008. http://www.guardian.co.uk/books/2008/jun/18/harrypotter.news
2. http://proquest.umi.com/
3. Bornstein R.F. Exposure and affect: Overview and meta-analysis of research // 1968-1987 // Psychological Bulletin, 1989, vol. 106, pp. 265-289.
4. http://www.booksinprint.com/
Одни ученые маглы предложили гипотезу о соответствии творчества Роулинг глубоким потребностям архетипического мифологического мышления, другие - нарочито поверхностным идеологическим запросам общества потребления. Кто-то расшифровал психосексуальный подтекст философского камня (не говоря уже про волшебные палочки), кто-то подсчитал непрямые маркетинговые расходы, не оставлявшие читателям выбора. Были предложены объяснения из области гендерной психологии и теории когнитивного диссонанса. В первом случае главные заслуги достаются Гермионе, которая компенсирует реальное неравенство полов, во втором предполагается, что читатели, купив одну книгу, вынуждены были покупать еще шесть, а потом и влюбляться в них, чтобы только не признавать себя дураками.
В общем, научных версий популярности Гарри не перечесть. Но точно известно: если бы хоть одна из них была истинной, ее автор был бы на месте Джоан Роулинг, а не там, где он находится сейчас. Поэтому можно, не опасаясь очевидных промахов, предложить еще одну версию.
2. Еще одна гипотеза успеха: лингвистическая версия. Массовый успех произведения искусства (литературы, кино, живописи и т.п.) всегда вызывает один и тот же закономерный вопрос: можно ли было предсказать этот успех, исходя только из содержания произведения? По моему личному (скромному) мнению, в отношении замысла о Гарри Поттере это было возможно, так как он сочетает в себе два очень важных для читателя компонента: повторение и различие.
Приятно постоянно возвращаться в один и тот же литературный мир к любимым героям, которых хорошо знаешь. Это чувство отчасти основано на рациональных потребительских соображениях: выбирая книгу, удобно полагаться на проверенных авторов и героев. Но самый важный вклад в привлекательность повторения, вероятно, вносит особенность человеческой психики, получившая название «эффект нахождения в поле зрения». В результате сотен экспериментов было достоверно установлено, что предметы, изображения, слова и т.п. вызывают у нас (в среднем) тем более положительные чувства, чем чаще мы с ними сталкиваемся [3]. Именно английская беллетристика, к которой принадлежит Гарри Поттер, довела прием повторения до совершенства. Очарование Шерлока Холмса, Пуаро, Дживса и Вустера многим обязано регулярности знакомства с ними.
Другой важнейший компонент, казалось бы, противоположный повторению, - различие. Книги о Гарри Поттере не обманывают наших ожиданий: с неизменным качеством они описывают жизнь знакомых героев в знакомом мире. Но при этом все романы Роулинг непохожи друга на друга. В них прослеживается непрерывная эволюция героев. А новая информация вызывает столь же рефлекторный повышенный интерес, как повторение - симпатию. Эволюция составляет важнейшее отличие «Гарри Поттера» от литературных сериалов, даже образцовых. Если мы возьмем, скажем, истории об Эркюле Пуаро, в каждой из них удастся найти очень мало новой личностной информации. Будь он на государственной службе, в собственном бизнесе или в отставке, в молодости или старости, Пуаро всегда тождественен сам себе. Его вкусы и привычки не меняются, а привязанности длятся десятилетиями. Совершенно противоположное можно сказать о Мальчике, который выжил. Он взрослеет на наших глазах, и это делает его еще более симпатичным для читателей.
Однако все это вкусовщина. Одному нравится арбуз, другому свиной хрящик. Можно ли объективно оценить содержание книги и попытаться предсказать, станет ли она бестселлером? Я вижу такую возможность только в одном: в сравнении с другими бестселлерами. Эффект нахождения в поле зрения должен работать не только для одного и того же героя, но и для стилистических приемов, композиции, литературных тем и т.п. Не зря для массового читателя средневековая литература не представляет интереса. Она непривычна, и потому трудна для восприятия. Короче говоря, можно сделать обоснованное предположение, что бестселлеры похожи друг на друга больше, чем на книги, которые плохо продаются. Проверить это предположение довольно просто.
Я использовал оцифрованные тексты девяноста девяти случайно отобранных из англоязычных произведений, входящих хотя бы в один список американских бестселлеров в базе данных «Bowker» [4]. Добавил к этому списку все семь книг о Гарри Поттере на правах единого произведения. Кроме того, были взяты тексты ста книг, не входящих ни в один список бестселлеров. Для каждого произведения из двухсот отобранных были рассчитаны 34 показателя, характеризующих стиль, композицию и тему. Среди этих показателей были, например: количество собственных имен (имеющее отношение к количеству действующих лиц), число знаков препинания, приходящихся на одно слово (помогает оценить сложность изложения), максимальное расстояние между упоминаниями одного и того же героя и т.п.
Рис. 1. Книги в пространстве стилистического и композиционного сходства.
После измерения появилась возможность оценить близость книг между собой и с помощью метода многомерного шкалирования представить их на двумерной карте (рис.1). Как и следовало ожидать, бестселлеры образовывают несколько групп, отличающихся от «обычных» книг. Литература, пользующаяся популярностью, использует сходную стилистику, композицию и темы. Кроме «Гарри Поттера» из хорошо знакомых русскоязычному читателю книг в анализе фигурировал, например, «Парфюмер» Патрика Зюскинда. На карте видно, что он стоит особняком и по отношению к бестселлерам, и по отношению к «обычным» книгам. «Гарри Поттер», наоборот, оказывается в сердцевине группы бестселлеров. Одним из самых близких к нему произведений является роман Стивена Кинга «Сердца в Атлантиде» - еще один рассказ о взрослении и волшебстве.
3. Кое-что еще. Пусть так. Популярность Гарри Поттера связана с тем, что он принадлежит к целому классу аналогичных бестселлеров. Но почему именно ему досталась популярность столь феноменальная, сравнимая с явлениями религиозного порядка? Точного ответа на этот вопрос мы никогда не узнаем, но примерное объяснение можно дать, исходя из теории вероятностей. Продажа книги тиражом в четыреста миллионов - явление чрезвычайно редкое, и потому удивительное. Но в современном мире ежегодно издаются сотни тысяч книг, их общий счет давно идет на десятки миллионов. В таком огромном массиве могут происходить события, вероятность которых меньше одной миллионной. И книги с гигантскими тиражами - событие по-прежнему редкое относительно общего числа выпускаемых произведений, но все чаще появляющееся в абсолютных масштабах. Примером тому может служить еще один громкий бестселлер последних лет - «Код Да Винчи» Дэна Брауна, который лично я не смог дочитать из-за невыносимой скуки. Урок, который можно извлечь из феномена Гарри Поттера, состоит в том, что за счет масштабного роста явлений в самых разных областях жизни, мы можем становиться свидетелями таких событий, вероятность которых очень мала.
Источники
1. Dammann, G. Harry Potter breaks 400m in sales// «The Guardian», 18 June 2008. http://www.guardian.co.uk/books/2008/jun/18/harrypotter.news
2. http://proquest.umi.com/
3. Bornstein R.F. Exposure and affect: Overview and meta-analysis of research // 1968-1987 // Psychological Bulletin, 1989, vol. 106, pp. 265-289.
4. http://www.booksinprint.com/
Написать комментарий
Читала все 7 книг о Гарри Потере, они действительно волшебные, они захватывают , переносят тебя совершенно в другой мир, я с упоением читала эти книги.Они расслабляют, заставляют забыть о проблемах, переносят в другую реальность. Почему эта книга пользуется таким феноменальным успехом? Не думаю что на этот вопрос можно ответить с помощью схем, гендерной психологии и теории когнитивного диссонанса, вряд ли вообще ученые найдут ответ на этот вопрос.А вот другая домохозяйка из Великобритании, Стеффами Майер, уже наверняка разгадала в чем успех книг Ролинг.
Я начала читать о Гарри Поттере после просмотра второй части фильма, и меня эта история очень затянула. Во-первых читать намного интереснее чем смотреть, узнаешь очень много немаловажных деталей, которые хотела передать автор. Во-вторых при прочтении можно отключиться от мира, проблем, и окунуться в интересный магический мир, где приключения, интрига, дружба и куча удовольствий. И признаюсь когда выходила седьмая(заключительная) часть я стояла в магазине в огромной очереди, чтобы купить эту заветную книгу и узнать чем же там все закончилось. Читала я ее в любую свободную минуту, будь то метро, автобус, или дома за чашкой чая. После прочтения до последнего момента казалось, что будет еще продолжение, что на этом все не закончится. Я думаю, многих читателей эти книги заинтриговали, так же как и меня. Потому что детям эта книга интересна как сказка, хоть и немного не такая на как те на которых выросли мы, но так же хороша и поучительна. Для взрослых моменты радости и отдыха от суеты. Не жалею, что прочла все семь книг и хотелось бы еще парочку. Думаю так думаю многие читатели, и не только ярые поклонники Дж.Роулинг и ее «Гарри Поттера».
Может конечно к моему стыду, но я прочитал все 7 частей о Гарри Поттере и могу сказать что это лучшее, что я читал! Многие подумают и усомнятся наверное в моей образованности и вообще неспособности читать классику и более умную литературу, но могу заверить вас, что это не так. Я прочитал достаточно книг: современная литература, старая проза, классика, наконец фантастика, и наверное понимаю почему успех Дж.Роулинг столь закономерен. Она очень талантливая женщина, которая писала свои книги сидя за чашкой кофе в маленьком кафе, при этом была очень бедной в материальном плане человеком. Но её любовь к своему герою(Г.Поттеру) передалась настолько отчётливо, что мы это прочувствовали читая её книги! Они завораживают, каждая из 7-ми частей по своему хороша и они опускают нас в мир детсва...в тот волшебный мир, в котором хотел побывать наверное не только каждый ребёнок, но и каждый взрослый!
Популярность книг о Гарри Поттере я увидел в прошлом году своими глазами на Тверской улице в 12 часов ночи по МСК. На улице толпилась огромная очередь за заветной седьмой и последней(к сожалению) книгой о мальчике, кот. выжил... еще больше поразили дети, ряженные как только возможно: мантии, шарфы, очки, палочки и т.д. Книга эта нравится всем, потому что близка по духу... основной аудитории - детям - потому что они росли с этой книгой вместе более, чем 8 лет; взрослым, потому что так приятно оказаться в детстве, да еще и волшебном!!! а остальные "сегменты" попали на успешный маркетинг по всему миру. Интересность и простота повествования, а также еще многие факторы в комплексе создают ее популярность.
В чём состоит успех данной эпопеи про мальчика-волшебника? Я думаю, в том, что по сути это - сказка совмещённая с некими жизненными реалиями: главный герой ходит в школу, правда не обычную, но всё же и детям очень нравится, что это вроде бы такой же обычный ребёнок, как и они. На телевидении сейчас также выходит множество передач про экстрасенсов, магов и т.д. Тема мистики, волшебства стала очень популярна и востребована, поэтому книгами про Гарри Поттера зачитываются и взрослые. Но имеет место тот факт, что во многих странах, начитавшись книг про юного волшебника, дети переносили многое в жизнь, им хотелось подражать своему любимому герою, некоторые покупали такие же очки, делали похожую причёску. Феномен Гарри Поттера объясняется тем, что все: и дети и взрослые хотят верить в чудеса, а книги Джоанн Роулинг рассказывают нам именно об этом.
Если говорить о популярности «Гарри Поттера», то можно предположить, что Дж. Роулинг «выстрелила» тем, что нашла такую аудиторию читателей, которую до нее заинтересовать книгой было очень сложно. Это, естественно, дети и подростки. Для этой аудитории книги стали интересны, сюжет захватывающим, а юморные высказываия героев интересными. Плюс ко всему для многих читателей «льстило», что для них, как для взрослых, специально пишут книги. И не просто сказки на 10 страниц, а настоящие «взрослые произведения». Затем, вслед за детьми, книги читали и взрослые (дабы понять, чем они так привлекательны и нет ли там скрытой морали – многие боялись какого-то религиозного подтекста). Вот и получилось, что книги стали раскупать читатели почти всех возрастных категорий. Плюс, и это тоже важно, книги написаны интересным, понятным языком, а сюжет – нов и увлекателен. По себе могу сказать, что прочла первые 3 книги, не больше. Потом я, наверное, переросла.
Интерес к данной статье возник у меня неслучайно. На собственном опыте я убедилась, насколько увлекает и затягивает чтение этой книги. Но тогда я и не задумывалась о причине столь ошеломляющей популярности данного произведения. Эта книга привлекла меня, прежде всего, своим литературно-художественным своеобразием, а именно сюжетом, который динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями. Важную роль сыграл и возраст главного героя книги, который на момент прочтения совпадал с моим. Проанализировав стиль написания Дж. Роулинг, можно с уверенностью отнести книги о Гарри Поттере к классическому английскому произведению, посвященному детям. В свою очередь, я считаю, для того, чтобы произведение имело столь феноменальный успех, помимо новаторства автора, описанного выше, огромную роль сыграла рекламная компания, которая включала в себя фильмы Криса Коламбуса, компьютерные и ролевые игры, футболки, плакаты с изображением главных героев книги с колоссальной скоростью распространившихся по всему миру.
"Гарри Поттер" - действительно феноминальное произведение. Им зачитывались не только дети, но и их родители. Да что там зачитывались, до сих пор читают...По несколько раз перечивают. Герои этих книг покорили сердца людей. И ведь на самом деле было очень интересно, чем взяла эта книга. Лично я, каждый раз с нетерпением ждала выхода в свет новой книги. Было ощущение .что я сама переживаю все события вместе с героями. И каждый раз было приятно встретить старых героев, но в новом сюжете. Читатели прожили несколько лет с героями, вместе с ними взрослели...И так не хочется осозновать, что книг больше не будет. И конечно, могу сказать, что книга намного лучше снятых по ней фильмов. Качество фильмов отличное, но всё равно не получается до конца всё верно в них передать. И не смотря ни на что, я с радостью пересматриваю эти фильмы.
Все 7 книжек о Гарри Потере я читала с упоением. В буквальном смысле, целое поколение выросло на этих книгах, год за годом ожидая продолжение истории о мальчике в круглых очках, который бросил вызов Темному Лорду. Действительно, кроме как феноменом это произведение по другому не назовешь, а иначе, как объяснить то, что даже взрослые с нетерпением ждали окончания рабочего дня, дабы поскорее придти домой и окунуться в волшебный и увлекательный мир школы магии и колдовства "ХОГВАРТС". Хотелось бы сказать о том, что МНЕ ЛИЧНО нравится в "Гарри Поттере": 1. Похожесть мира колдунов на мир людей. Здесь нет глубокого погружения в иную реальность, здесь все то же самое, разве что в быту пользуются магией. 2. Простой язык, как в обычном детективе. Книга написана как остросюжетный роман. Хочется узнать, что будет дальше, и хочется перечитывать снова и снова. 3. Нравится, что магии учатся обыденно, как в школе. Хотя на самом деле (в той же каббалистической и других традициях) магии учатся уединенно, годами оттачивая мастерство, ведя образ жизни отшельника, налагая аскезы, и прочее. И вообще, магия в "Гарри Поттере" примитивна. Вряд ли дети чему-то научатся в этой книге, не стоит этого опасаться. 4. Приближенность к жизни. В том смысле, что в жизни не бывает все хорошо и гладко. И жестокость действительности в волшебном мире Роулинг – это жестокость нашей жизни без прикрас. Это не сказочность, это - реальность. "Гарри Поттер" - это не сказка. 5. Правдивость изображения характеров. Герои - не идеальные рафинированные рыцари. У них есть и недостатки. Гарри Поттер не идеален. Герои разнообразны по характерам, ярко индивидуальны. 6. Все-таки эта книга учит добру. Не христианскому, да, но все-таки добру, терпимости, благородству. Пример: как Гарри борется с собой, когда Рона назначили префектом. Или как он спасает Дудли от дементора, даже не задумываясь. И как по-доброму герои относятся к существам, про которых многие думают, что они хуже других: домовым эльфам, Хагриду, "магглорожденным". Где же здесь пропаганда зла? И все-таки для меня загадка - почему книги имеют такой бешеный успех. На этот вопрос я не могу ответить. И, несмотря на все недостатки и на то, что профессиональные критики не считают это литературой, я все-таки люблю книжки о Гарри Поттере. Сама не знаю, почему.
Думала ли 30-летняя мать-одиночка, еле сводившая концы с концами на пособие в 70 фунтов в неделю, что пройдет всего несколько лет, и ее имя будет знать каждый второй ребенок на планете? Наверное, если такие мысли и приходили в голову Джоан Кэтлин Роулинг, то она приписывала их своей богатой фантазии. Но только поначалу. Фантазеркой, надо сказать, Джоан была с детства. Благодаря этому, недавняя тихоня-зубрила быстро становилась одной из самых популярных девчонок в классе, а все в ее компании заслушивались лихо закрученными историями про шпионов. Годы пройдут, а талант рассказчика никуда не денется. И вот уже дети умоляют родителей отправить их в школу магии и волшебства Хогвартс, скупают сов в огромном количестве, чем приводят в ужас "Гринпис", и пьют сливочное пиво. Ничего страшного не происходит, просто человечество заразилось новой болезнью, имя которой — "поттеромания". Первый тираж книг о мальчике-волшебнике был до смешного мал — 500 экземпляров, но уже второй с легкостью преодолел планку в миллион. Неплохо для начинающей сказочницы. Роулинг утерла нос тем напыщенным редакторам, что разглагольствовали о непопулярности детской литературы. Планируемый тираж заключительной — седьмой книги — уже бьет все рекорды — 12 миллионов экземпляров. И за существенную часть уже заплачено самыми нетерпеливыми читателями. Бедствовать Джоан больше не придется, мальчик с таинственным шрамом на лбу сделал ее одной из самых богатых женщин Великобритании. Доходы госпожи Роулинг преодолели планку в миллиард долларов. Что не удивительно, если учесть каких масштабов достигла индустрия по производству "волшебных" приспособлений. Несколько раз в год Джоан Роулинг присутствует на заседании патентной комиссии, где ей устраивают презентацию новинок. Некоторые из них, такие как будильник "Плакса Мирттл" со звуками сливного бачка, повергают писательницу в шок, и она отказывает без всякого сожаления. А вот полотенца для ночных полетов, майки, ручки, кружки и прочие сувениры с изображением Гарри Поттера давно уже в ходу. Например, скоро в продажу поступит волшебный прибор "Карта мародеров": на стрелках этих своебразных "часов" будут помещены фотографии каждого из членов семьи владельца, и эти стрелки должны будут показывать, где находится тот или иной человек — на работе, в школе или дома. Для определения местонахождения будут использоваться сигналы с мобильных телефонов, которые должны быть подключены к системе навигации GPS. Но все это меркнет по сравнению с успехами кинематографистов, которые сразу поняли, что романы о юном волшебнике — настоящая "золотая жила". Первой реакцией Джоан Роулинг на посыпавшиеся предложения экранизации было — указать на дверь. Но прогнать настырных продюсеров не так-то просто, и они уломали строптивицу, подписавшись под каждым ее требованием. От ворот поворот сразу был дан Стивену Спилбергу, который собирался переработать всю литературную основу в один свой собственный сценарий, а на главную роль выдвигал своего протеже Хэйли Джоэла Осмента. В компании быстро смекнули, что гораздо выгодней с коммерческой точки зрения приравнять количество экранизаций к количеству книг. И не прогадали. Бюджет "Гарри Поттера и философского камня" /Harry Potter and the Philosopher's Stone/ (2001) составил 125 миллионов долларов, а доходы только от первых трех дней проката — 93,5 миллиона долларов. В будущем этот рекорд побьет лишь "Властелин колец" Питера Джексона. Общая же касса мирового проката составит около миллиарда долларов, больше только в копилке "Титаника" /Titanic/ (1997) Джеймса Кэмерона. "Гарри Поттер и тайная комната" /Harry Potter and the Chamber of Secrets/ (2002), "Гарри Поттер и узник Азкабана" /Harry Potter and the Prisoner of Azkaban/ (2004) и "Гарри Поттер и кубок огня" /Harry Potter and the Goblet of Fire/ (2005) не сильно уступят первой части, на их счету 876 млн., 789 млн. и 892 млн. соответственно. В режиссерское кресло каждый год по очереди садятся разные режиссеры. Лишь Крис Коламбус стал исключением, поставив две первые части "поттерианы" — "Гарри Поттер и философский камень" и "Гарри Поттер и тайная комната". Альфонсо Куарон, принявший эстафету у Коламбуса, стал режиссером третьей части — "Гарри Поттер и Узник Азкабана". Куарона от его предшественника отличает четкая авторская позиция, поэтому третья часть так резко контрастировала с первыми двумя. Но именно особый взгляд мексиканца стал визитной карточкой "Узника", за что его частично признали даже в кругах противников кино-мэйнстрима. Режиссеры же четвертой и пятых частей, "Гарри Поттер и Кубок огня" и "Гарри Поттер и Орден Феникса" /Harry Potter and the Order of the Phoenix/ (2007) — Майк Ньюэлл и Дэвид Йейтс пока не могут похвастаться внушительным послужным списком. Одним из жестких требований Джоан Роулинг было участие в проекте лишь британских актеров. Таким образом, на площадке собрался цвет английской кинематографии: Ричард Харрис (Дамблдор из 1 и 2 частей), Майкл Гэмбон (Дамблодор из 3-4 части), Мэгги Смит (Макгонаголл), Алан Рикман (Снегг), Робби Колтрэйн (Хагрид), Эмма Томпсон (Трелони), Рэйф Файнс (Вол-де-морт), Гэри Олдман (Блэк), Джейсон Айзэкс (Люциос), Дэвид Тьюлис (Люпин), Кеннет Брана (Локонс), Фиона Шоу (Петуния), Ричард Гриффитс (Вернон). В новых сериях к ним присоединятся Имельда Стонтон, получившая в прошлом году премию Академии за "Веру Дрэйк" /Vera Drake/ (2004) и Хелена Бонэм Картер. В том, что каждый из них получает удовольствие от игры, сомневаться не приходится: Алан Рикман буквально замучил Джоан Роулинг расспросами о профессоре Снегге. Пришлось писательнице раскрыть несколько тайн, предварительно, взяв с него честное слова, под страхом смерти не выдавать услышанных секретов. Смех смехом, но каждый раз не обходится без инцидентов: то журналиста поймают с украденной из издательства рукописью, то в Интернет просачиваются главы из будущих книг. Госпоже Роулинг приходится постоянно прятаться от любителей легкой наживы, даже в самолете она не расстается с рукописью. Итак, с возрастными ролями проблем практически не возникло, а вот, что касается детей, то тут съемочной группе пришлось изрядно попотеть, прежде, чем был утвержден каждый из персонажей. Сегодня Дэниэл Рэдклифф — предмет мечтаний миллионов девчонок по всему миру, а шесть лет назад он был обыкновенным тинейджером, мечтавшим об актерской карьере. Обойти 40 тысяч претендентов — серьезное достижение. И хотя у него был опыт в киноиндустрии, роль юного Дэвида в телеверсии романа Диккенса "Дэвид Копперфильд" и небольшой эпизод в драме "Портной из Панамы" /Tailor Of Panama, The/ (2000) навряд ли это имело какое-то значение для отборочной комиссии. Не менее сильную конкуренцию выдержали Эмма Уотсон и Руперт Гринт, которые отнюдь не могли похвастаться какими-либо достижениями в области кино. Так или иначе, после выхода на экраны первой части "поттерианы", они вмиг стали кумирами подростков. Правда, то и дело в прессе витали слухи о том, что придется заменить стремительно растущих актеров. Но сейчас каждый из троицы уже подписал контракт на все части экранизаций. Даже скандал с Эммой Уотсон, изъявившей желание покинуть проект, продюсеры замяли довольно быстро, пририсовав еще один ноль в ее гонораре. Бунт юной звезды вполне закономерен, в конце концов, она пока единственная, кто не засветился в других фильмах.
Интересный подход. С этой точки зрения мне стало понятно, например, почему я не мог оторваться от книг Орловского про сэра Ричарда. Серия "Сталкер", похоже, пользуется именно описанным приемом, только в роли "Мальчика, взрослеющего на глазах", - непостижимая Зона, изменяющаяся в каждой книге. Кстати, можно вспомнить еще и нашумевшую на западе серию "StarTrek". А по поводу "Кода да Винчи" я с автором не согласен, прочитал я её на одном дыхании