Финансовый кризис как угроза утраты контроля над стратегическими предприятиями страны
Мировой кризис косвенным образом поставил многие предприятия стратегических отраслей России в зависимость от иностранных кредитов. Если не принять срочные и чрезвычайные меры, то они могут перейти под контроль иностранных финансовых институтов.
1. Внешний корпоративный долг России. В 2008 г. суммарный внешний корпоративный долг России превысил 350 млрд. долл. Это вызов российскому государству в условиях и без того опасного финансового кризиса. Как же это произошло?
Развивающаяся в последние годы ускоренным темпом российская экономика требовала привлечения значительных финансовых ресурсов. Пользуясь наличием недорогих и «длинных» денег на зарубежных рынках российские предприятия и банки в процессе модернизации производства, наращивания мощностей, расширения пакета услуг или приобретения активов нередко прибегали к привлечению заемных средств из-за рубежа. Результатом этого стало резкое увеличение корпоративного внешнего долга России за период с начала 2000 года. В марте 2008 г. суммарный внешний долг российских компаний и банков перед иностранными кредиторами составил 350 млрд. долл. и превысил треть российского ВВП. При этом, по оценкам экспертов, около 30% всех внешних кредитных обязательств приходится на государственные компании.
Не удивительно, что обслуживание долга в условиях глобального финансового кризиса стало не под силу многим российским корпорациям. Обслуживание «снежного кома» корпоративного внешнего долга уже и раньше вызывало опасения, а в условиях финансового кризиса стало и вовсе проблематичным. Механизмы рефинансирования перестали работать, а на конец года как раз приходится пик выплат по долгам во многих российских компаниях. Таким образом, создалась серьезная угроза того, что многие российские корпорации не смогут вовремя обслужить свой внешний долг.
Необходимо также учитывать, что под обеспечение иностранных банковских кредитов, как правило, закладывались акции крупнейших и наиболее ликвидных российских компаний. Так, 25% акций (блокирующий пакет) «Норильского никеля» в апреле было заложено компанией «Русский алюминий» в качестве обеспечения по кредиту в 4,5 млрд. долл. перед кредиторами, среди которых «BNP Paribas», «Merrill Lynch», «Credit Suisse» и «Royal Bank of Scotland». В качестве обеспечения по одному из кредитов «Deutsche Bank» выступала доля «Альфа Групп» в капитале оператора сотовой связи «Вымпелком» (44%). При получении компанией «Роснефть» кредита на 2,3 млрд. долл., который организовал банк «Mitsubishi UFJ», около 1 млрд. долл. были выданы под залог акций «Роснефти».
Ситуация усугубляется тем, что стоимость заложенных активов значительно подешевела вследствие резкого падения котировок на биржах. В некоторых случаях стоимость акций понизилась в 3-4 раза. Это привело к требованиям кредиторов досрочно погасить долги или повысить стоимость заложенных активов (margin call), которые российские предприятия в текущих условиях самостоятельно удовлетворить не могут. В результате риск потери заложенных активов и смены собственников стал реальным для крупнейших российских корпораций. Если у компаний не окажется в наличии средств для погашения долгов, то часть акций, заложенная под обеспечение кредита, может перейти в собственность банка-кредитора. Банки могут оставить залог себе или продать его при отсутствии ограничений на сделки с полученными активами.
В группу риска аналитики включают управляющую компанию розничных сетей «Пятерочка» и «Перекресток» «X5 Retail Group», «Роснефть», «Норильский никель», «UC Rusal», «ЛУКойл», «Связьинвест», «Систему Галс», «СТС Медиа», нефтяные активы АФК «Система» в Башкирии («Башнефть», «Уфанефтехим», «Новойл», «Уфаоргсинтез», «Башнефтепродукт» и Уфимский НПЗ) и ряд других компаний.
Такое положение грозит частичной или полной потерей контроля над наиболее успешными предприятиями страны, среди которых немало предприятий из стратегических отраслей страны. Последствия такого сценария для национальной безопасности России могут быть самыми негативными с точки зрения сохранения контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Принятие чрезвычайных мер в отношении стратегических отраслей. Сложившаяся ситуация потребовала чрезвычайных действий от государства: в целях сохранения контроля над стратегически важными предприятиями страны государство в соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 года №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» выделило 50 млрд. долл. Данные деньги, выделенные из золотовалютного резерва страны, будут распределяться через Внешэкономбанк (ВЭБ) на рефинансирование внешних займов, привлеченных до 25 сентября 2008 года. Данная мера представляется совершенно оправданной и даже необходимой. Всего, по данным Центробанка России, в последнем квартале этого года предприятия должны выплатить по внешним долгам 47,5 млрд. долл. и еще 115,7 млрд. долл. – в следующем году.
В то же время данная мера носит, скорее, чрезвычайный характер и требует отвлечения значительных финансовых ресурсов (в общей сумме превышающих 160 млрд. долл.) из золотовалютных резервов страны в разгар глобального экономического кризиса. В иной обстановке последствия финансового кризиса могли бы оказаться еще хуже. Так, если бы у государства не было в оперативном распоряжении доступных финансовых ресурсов или размер заложенных активов значительно превышал бы возможности государства, ситуация могла бы развиваться по негативному для национальной безопасности страны сценарию – активы предприятий оказались бы за рубежом. Последующий их выкуп потребовал бы еще больших средств или вообще оказался бы невозможным.
Учитывая циклический характер экономического развития, подобная ситуация может повториться и в будущем, что создает постоянную угрозу утраты контроля над стратегически важными корпорациями. Констатация данного факта требует принятия уже сейчас со стороны государства мер, ограничивающих залог чрезмерного количества акций предприятий стратегических отраслей в будущем в иностранных финансовых институтах. Это может быть достигнуто, в частности, путем внесения поправок в ФЗ №57-ФЗ от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в части распространения действия данного закона на сделки, в результате которых акции предприятий стратегических отраслей становятся предметом залога в зарубежных финансовых институтах.
К таким мерам могут относиться, в частности:
· ограничение на предоставление в качестве обеспечения в зарубежные финансовые институты акций стратегических предприятий российской экономики (не более 25% акций предприятия);
· получение согласия правительства РФ на планируемый залог акций стратегических предприятий в зарубежных финансовых институтах.
Необходимо также, чтобы при формировании структуры золотовалютных резервов страны Центральный банк РФ предусматривал возможность экстренного направления кредитных ресурсов, эквивалентных стоимости заложенных активов стратегических предприятий, на обеспечение рефинансирования долгов перед зарубежными кредиторами.
Развивающаяся в последние годы ускоренным темпом российская экономика требовала привлечения значительных финансовых ресурсов. Пользуясь наличием недорогих и «длинных» денег на зарубежных рынках российские предприятия и банки в процессе модернизации производства, наращивания мощностей, расширения пакета услуг или приобретения активов нередко прибегали к привлечению заемных средств из-за рубежа. Результатом этого стало резкое увеличение корпоративного внешнего долга России за период с начала 2000 года. В марте 2008 г. суммарный внешний долг российских компаний и банков перед иностранными кредиторами составил 350 млрд. долл. и превысил треть российского ВВП. При этом, по оценкам экспертов, около 30% всех внешних кредитных обязательств приходится на государственные компании.
Не удивительно, что обслуживание долга в условиях глобального финансового кризиса стало не под силу многим российским корпорациям. Обслуживание «снежного кома» корпоративного внешнего долга уже и раньше вызывало опасения, а в условиях финансового кризиса стало и вовсе проблематичным. Механизмы рефинансирования перестали работать, а на конец года как раз приходится пик выплат по долгам во многих российских компаниях. Таким образом, создалась серьезная угроза того, что многие российские корпорации не смогут вовремя обслужить свой внешний долг.
Необходимо также учитывать, что под обеспечение иностранных банковских кредитов, как правило, закладывались акции крупнейших и наиболее ликвидных российских компаний. Так, 25% акций (блокирующий пакет) «Норильского никеля» в апреле было заложено компанией «Русский алюминий» в качестве обеспечения по кредиту в 4,5 млрд. долл. перед кредиторами, среди которых «BNP Paribas», «Merrill Lynch», «Credit Suisse» и «Royal Bank of Scotland». В качестве обеспечения по одному из кредитов «Deutsche Bank» выступала доля «Альфа Групп» в капитале оператора сотовой связи «Вымпелком» (44%). При получении компанией «Роснефть» кредита на 2,3 млрд. долл., который организовал банк «Mitsubishi UFJ», около 1 млрд. долл. были выданы под залог акций «Роснефти».
Ситуация усугубляется тем, что стоимость заложенных активов значительно подешевела вследствие резкого падения котировок на биржах. В некоторых случаях стоимость акций понизилась в 3-4 раза. Это привело к требованиям кредиторов досрочно погасить долги или повысить стоимость заложенных активов (margin call), которые российские предприятия в текущих условиях самостоятельно удовлетворить не могут. В результате риск потери заложенных активов и смены собственников стал реальным для крупнейших российских корпораций. Если у компаний не окажется в наличии средств для погашения долгов, то часть акций, заложенная под обеспечение кредита, может перейти в собственность банка-кредитора. Банки могут оставить залог себе или продать его при отсутствии ограничений на сделки с полученными активами.
В группу риска аналитики включают управляющую компанию розничных сетей «Пятерочка» и «Перекресток» «X5 Retail Group», «Роснефть», «Норильский никель», «UC Rusal», «ЛУКойл», «Связьинвест», «Систему Галс», «СТС Медиа», нефтяные активы АФК «Система» в Башкирии («Башнефть», «Уфанефтехим», «Новойл», «Уфаоргсинтез», «Башнефтепродукт» и Уфимский НПЗ) и ряд других компаний.
Такое положение грозит частичной или полной потерей контроля над наиболее успешными предприятиями страны, среди которых немало предприятий из стратегических отраслей страны. Последствия такого сценария для национальной безопасности России могут быть самыми негативными с точки зрения сохранения контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Принятие чрезвычайных мер в отношении стратегических отраслей. Сложившаяся ситуация потребовала чрезвычайных действий от государства: в целях сохранения контроля над стратегически важными предприятиями страны государство в соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 года №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» выделило 50 млрд. долл. Данные деньги, выделенные из золотовалютного резерва страны, будут распределяться через Внешэкономбанк (ВЭБ) на рефинансирование внешних займов, привлеченных до 25 сентября 2008 года. Данная мера представляется совершенно оправданной и даже необходимой. Всего, по данным Центробанка России, в последнем квартале этого года предприятия должны выплатить по внешним долгам 47,5 млрд. долл. и еще 115,7 млрд. долл. – в следующем году.
В то же время данная мера носит, скорее, чрезвычайный характер и требует отвлечения значительных финансовых ресурсов (в общей сумме превышающих 160 млрд. долл.) из золотовалютных резервов страны в разгар глобального экономического кризиса. В иной обстановке последствия финансового кризиса могли бы оказаться еще хуже. Так, если бы у государства не было в оперативном распоряжении доступных финансовых ресурсов или размер заложенных активов значительно превышал бы возможности государства, ситуация могла бы развиваться по негативному для национальной безопасности страны сценарию – активы предприятий оказались бы за рубежом. Последующий их выкуп потребовал бы еще больших средств или вообще оказался бы невозможным.
Учитывая циклический характер экономического развития, подобная ситуация может повториться и в будущем, что создает постоянную угрозу утраты контроля над стратегически важными корпорациями. Констатация данного факта требует принятия уже сейчас со стороны государства мер, ограничивающих залог чрезмерного количества акций предприятий стратегических отраслей в будущем в иностранных финансовых институтах. Это может быть достигнуто, в частности, путем внесения поправок в ФЗ №57-ФЗ от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в части распространения действия данного закона на сделки, в результате которых акции предприятий стратегических отраслей становятся предметом залога в зарубежных финансовых институтах.
К таким мерам могут относиться, в частности:
· ограничение на предоставление в качестве обеспечения в зарубежные финансовые институты акций стратегических предприятий российской экономики (не более 25% акций предприятия);
· получение согласия правительства РФ на планируемый залог акций стратегических предприятий в зарубежных финансовых институтах.
Необходимо также, чтобы при формировании структуры золотовалютных резервов страны Центральный банк РФ предусматривал возможность экстренного направления кредитных ресурсов, эквивалентных стоимости заложенных активов стратегических предприятий, на обеспечение рефинансирования долгов перед зарубежными кредиторами.
Написать комментарий