Этнокультура в реальности и артпроектах
Национальные проблемы становятся все острее не только в Европе, но и в крупных городах России. Как к ним следует относиться? Что ждет нас в будущем? И способны ли мы на него повлиять? Как на эти политические вызовы реагирует современное искусство? Могут музыка и кино повлиять на характер этнических противоречий?
Великое переселение народов в Европе и России
Мы живем в эпоху великого переселения народов. В отличие от глобальных миграций IV-VII вв., сегодня оно происходит более-менее мирно. Просто волны трудовых мигрантов постепенно размывают устоявшуюся веками культуру европейских городов, разбавляя ее южным колоритом и приверженностью родовым связям.
Потомки эмигрантов из Азии и Африки, которые родились и выросли в Париже или Берлине, резонно считают эти города родными – и города постепенно меняются, обретая новые, космополитичные черты. "Арабизация" и "отуречивание" Европы происходит буквально на наших глазах. В стареющей Германии, например, основная часть немецкоязычной молодежи – это турки и негры, второе поколение эмигрантов – во всяком случае, именно такое впечатление создается, если пройти по улицам Берлина.
Москва, и раньше считавшаяся столицей "скифов и азиатов", тоже не избежала общей участи. Только заселяют ее не турки или алжирцы, а предприимчивые кавказцы и трудолюбивые среднеазиаты. В патриархальных двориках российских пенсионеров, "забивающих козла", сменили задушевные посиделки таджикских дворников, отдыхающих после дневных трудов по благоустройству столицы. Для многих из них или их детей Москва тоже стала домом, и они обживают ее, привнося сюда свои обычаи и привычный им образ жизни.
Заградительные методы и ксенофобские настроения не спасают от этой иноплеменной экспансии – разве что на очень ограниченном отрезке времени. В борьбе за место под солнцем в конечном итоге побеждают нации, в культуре которых преобладают естественные человеческие ценности. У коренных немцев и приехавших в Германию турецких эмигрантов разные приоритеты в жизни – поэтому рождаемость у немцев падает, а у турок остается высокой, хотя живут они в одной и той же стране. Для народов Востока характерны прочные родовые связи и приоритет семейных ценностей. Именно это помогает им бороться с трудностями и осваивать мир.
Глупо обижаться на них за то, что у нас все иначе. Полезнее переосмыслить собственные приоритеты, пока еще не поздно. Дело вовсе не в том, чтобы "плодить нищету", а в том, чтобы определить, что нужно для счастья. Между прочим, среди православных многодетные семьи – не редкость: достаток не влияет на количество детей, и все они выглядят развитыми, воспитанными и ухоженными.
Мультикультура – кто главный?
Глобализация и космополитизм неизменно соседствуют с ксенофобией и национализмом. Стареющая Европа опасается размывания национальных традиций и признает крах мультикультурных иллюзий. В понимании европейцев, мультикультура – это европейские ценности, дополненные некоторыми экзотическими чертами. На деле же доминирующее положение постепенно занимает культура азиатская, так что европейцам становится все более неуютно в собственном доме.
В Москве национальные диаспоры также становятся все более многочисленными, и влияние их на общий эмоционально-духовный облик города становится все ощутимее. Их жизнь скрыта от постороннего глаза. Большинство москвичей вряд ли задумываются об особенностях национальных культур и взаимоотношений. И пожалуй, это отстраненное равнодушие лучше агрессивного внимания к "понаехавшим".
Тем не менее, слабые отголоски этого живущего своей жизнью мира понемногу просачиваются на российский экран и "внедряются в сознание масс". Показательными в этом отношении стали фильмы "Москва, я люблю тебя" и "Елки". Если в первом слышится плач по исчезающей романтике столичной жизни, и виновниками этих грустных перемен называются, в основном, гастарбайтеры, то во втором сделана попытка создать некий мультикультурный сплав: именно душевная отзывчивость и слаженные действия таджикских дворников помогают осуществиться новогоднему желанию главной героини фильма – детдомовской девочки Вари.
Главным носителем "таджикской культуры" в фильме стал Баймурат Аллабериев – узбек по национальности и грузчик по основной профессии. Еще до съемок в фильме Баймурат завоевал необычайную популярность в Рунете как "Таджик Джимми", исполняющий в любительском клипе на YouTube песню "Jimmy Jimmy Jimmy Aaja" из кинофильма "Танцор Диско". Баймурат поет на казахском, узбекском, азербайджанском, индийском, иранском, афганском языках – все их он выучил благодаря песням. Его жизнелюбие и самобытность вполне достойны отдельного слова в кинематографе. Успех на экране и в Интернете помог ему осуществить мечту и выбиться из грузчиков в артисты.
Парадный вымысел интереснее будничной культуры?
Давно назревшая тема национальных субкультур в современных мегаполисах еще только ждет своего воплощения в литературе и на экране. Пока взамен реальных этнических традиций разнообразные бизнес-проекты успешно "скармливают" публике общие парадные представления о культуре той или иной нации.
Подмена подлинного неким сложившимся в общественном сознании образом характерна не только для нашей эпохи. В пасторальном XVIII веке мода на пастушков и пастушек вовсе не означала интереса к нелегкой жизни реальных поселян. В советскую эпоху государственная линия на внедрение русской культуры в союзных республиках маскировалась демонстративным интересом к их национальным традициям в кинематографе и на эстраде.
Сегодня этнопроекты удовлетворяют, скорее, интерес праздных туристов, чем любознательных соседей. Таков, например, комплекс "Этномир", который был создан в Калужской области в рамках международного благотворительного фонда "Диалог культур – единый мир", учрежденного в 2005 году. Руководитель проекта, предприниматель и меценат Руслан Байрамов считает, что этнопарк поможет людям "вспоминать свои корни и узнавать другие культуры". Тема диалога культур представляет для него и личный интерес, поскольку он родился в интернациональной семье азербайджанца и русской, учителей русского языка, в селе Ново-Ивановка Гедабейского района Азербайджана, которое основал его прямой предок по материнской линии, старовер Григорий Никифорович Иванов. Грандиозный по замыслу проект реализуется под эгидой Юнеско и включает в себя создание нескольких десятков национальных дворов – от России, Украины и Средней Азии - до Китая, Австралии и Мексики. Конечно, побывать в индейском вигваме или монгольской юрте интересно, но это вряд ли поможет нам лучше узнать и понять реальных москвичей из Таджикистана или Молдовы – так же как матрешка и хоровод вряд ли раскроют, например, американцу особенности русского менталитета.
Воспитание этнокультурой
Тем не менее, подобные этнические бизнес-проекты все же способствуют формированию любознательного и миролюбивого отношения к чужой культуре. Еще более успешно действуют в этом направлении фестивали этнической музыки. В России самым крупным является этнофестиваль "Дикая Мята". В 2011 г. он прошел на лужайках "Этномира" и собрал более 25 тысяч зрителей. В нем участвовали более 30 музыкальных коллективов: от африканских барабанов «SativaLobster» и волынок "Новых Кельцев" до собирателей и любителей славянских традиций – "Лакочи", "Алевтины" и "Ивана Купалы". Родные славянские мотивы вызывали не меньший энтузиазм у собравшейся публики, чем экзотические барабаны и волынки. Зажигательный "Иван Купала", исполняющий аутентичные народные песни, собранные во время этнографических экспедиций, помог если не вспомнить свои корни, то хотя бы зауважать настоящие, а не парадные русские песенные традиции. Самоуважение – это, как известно, первый шаг к уважению других. И этномузыка помогает в этом гораздо лучше, чем националистические лозунги.
Написать комментарий
Очень странная статья. Арт-проекты и этнокультура в реальности не раскрыты.