Цветущая сакура над московским ручьем
В Японии существует традиция любования цветами. Сегодня эта традиция перекочевывает в Россию. Приобщиться к японскому миросозерцанию можно в Главном ботаническом саду Москвы. Но что стоит за этими традициями? Что подразумевает японский ритуал созерцания цветущей сакуры?
В Японии существует традиция любования цветами, причем их красота приводит чуткие японские сердца в трепет в любое время года: начиная с праздника цветущих слив в конце февраля – начале марта и продолжая праздниками цветения ландышей, тюльпанов, подсолнухов, гвоздик, хризантем… Далеким от безмятежной буддистской созерцательности россиянам легче всего приобщиться к ней весной, в пору цветения сакуры. Для полноты ощущений можно даже отправиться в настоящий Японский сад.
1. Сад как образ Вселенной
Если вы хотите, не покидая Москвы, совершить небольшое путешествие в Японию, отправляйтесь в Главный ботанический сад. В одном из его уголков с 1987 года устроен Японский сад. В его создании принимали участие японские архитекторы и ландшафтные дизайнеры. Здесь можно увидеть каменную пагоду XVIII века, каменные фонари и водопровод из бамбука.
Но совсем не эти экзотические детали составляют главную особенность японского сада.
Согласно традициям буддизма и синтоизма, сад символически отображает устройство мира. Вода, камни, деревья, кусты, мхи, цветы, травы являются для его создателей не просто материалом, но частицами Вселенной, обладающими сокровенной значимостью. Они помогают выразить изначальную гармонию мира. Центром буддийской Вселенной считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.
Вода и камни – главные элементы японского сада. Вода является символом отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни – светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему дуалистическому представлению, являются основой существования мира. В московском Японском саду два пруда с живописными островами и каскад водопадов.
2. Символика цветов
Каждое из растений в Японском саду также обладает своей символикой. Так, например, начинающая весну солнечная форзиция является символом опрятности и чистоты, белое цветение слив означает духовную красоту, а розовый цвет вишен – чувственную красоту. В саду в Москве произрастает около 100 видов растений. Часть из них привезена с острова Хоккайдо, в том числе и знаменитая своим цветением сакура. На первый взгляд, в ней нет ничего необычного, в отличие от экзотических яблонь с плоской кроной. Яблоня для японцев – символ мира и согласия.
3. Символ Японии – сакура
Цветение сакуры в Японии отмечают как особый весенний праздник. Любоваться цветами идут большой компанией. Она может состоять из друзей, родственников, коллег по работе или учебе. Сотни людей расстилают в парках коврики, одеяла или циновки и устраивают веселые пикники. Раньше под цветущей сакурой принято было сочинять цепочки стихов, каждый из собравшихся слагал свою строфу:
Кружат над ручьем.
Быстротечна весна.
Но она непременно
Вернется.
К сожалению, цветение сакуры кратковременно. Достаточно порыва ветра или дождя, и нежные цветы, не успев распуститься, быстро опадают на землю. Возможно, поэтому в буддизме цветущая сакура является символом бренности и непостоянства бытия, а в поэзии она ассоциируется с ушедшей юностью и любовью. И именно сакуру "японцы считают символом своего отношения к прекрасному: воспринять красивое как таковое можно только потому, что красота недолговечна и мимолётна и исчезает до того, как успеет превратиться в нечто привычное и будничное" [1].
"Цветы сакуры считались обиталищем душ предков. "Любование" же цветением было призвано умиротворить их и обеспечить процветание живущим. Ибо смотреть на цветы — это смотреть на предков, вспоминать их и поминать. И тогда они тоже тебе помогут" [2].
Интересно, что сегодня цветущая сакура украшает гербы полиции и вооружённых сил Японии.
4. Чайный сад
Один из вариантов японского сада – чайный. Сад, ведущий к входу в чайный домик, выступает важным компонентом чайной церемонии. Он исполнен простоты, скромности, естественности, неброского очарования и помогает правильно настроиться на предстоящее действо. Дорожка, ведущая к чайному домику, обычно выглядит как каменистая тропинка в горах. По-японски она называется "родзи", что в буквальном переводе означает "земля, покрытая росой". По преданию, такое название она получила во времена одного из сёгунов Асикага, для которого на пути к чайному домику выкладывали на траве дорожку из листов бумаги, чтобы одежды правителя не намокли от росы [3]. В московском саду эта дорожка напоминает, скорее, своеобразную японскую вариацию российской проселочной тропинки.
Небольшой чайный домик имеет обычно два входа. Один из них низкий, высотой всего 72 сантиметра – через него гости, склонив голову, входят в чайную комнату. Необходимость склонить голову напоминает о смирении, без которого невозможно достичь соответствующего просветления. А в прошлом низкий вход служил и чисто практическим целям: самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии. Высокий же вход в чайный домик предназначен для входа к гостям мастера и для выхода гостей после окончания чайной церемонии. Окна в чайном домике расположены так, чтобы создавать правильную игру света и тени во время церемонии. Круглые окна, оказывается, символизируют луну. А солнце символизирует круглая форма входа.
Японский сад – пространство для стихий и воображения, своеобразное окно в иную реальность. В то же время он остается и просто садом, где можно любоваться бесконечной красотой Природы, а в мае, к тому же послушать торжественный хор лягушек.
- Овчинников В. Ветка сакуры.
- Мещеряков А.Н. Книга японских символов М.; 2003.
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.gbsad.ru
Написать комментарий