Азербайджан в стенах ВГИКа: выставка Аскера Мамедова проходит в Москве
В эти дни в стенах ВГИКа проходит выставка картин одного из прославленных выпускников вуза, азербайджанского мультипликатора и художника Аскера Мамедова, автора поэтичных, светлых работ, прославляющих родной Азербайджан и Россию, созидание, мир и любовь. Студенты и гости ВГИКа получили возможность увидеть не только сорок картин, но и анимационные работы мастера, смогли лично пообщаться с ним. Депутат Госдумы Дмитрий Савельев подчеркнул, что проходящая выставка имеет не только художественную значимость. «Искренний тёплый интерес к работам азербайджанского мастера в Москве – прекрасный пример культурного взаимодействия Азербайджана и России, которое происходит на самых разных уровнях и в самых разных формах, неизменно способствуя духовному и творческому взаимообогащению, укреплению взаимопонимания и дружбы наших народов. А потому, безусловно, в обеих наших странах подобные мероприятия получают всяческую поддержку, недаром следующая выставка Аскера Мамедова пройдёт в Государственной Думе России». Журналист межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан побеседовал с художником о его творчестве и выставочных планах.
– Аскер Искандерович, ваша выставка, которая сейчас проходит в Москве, называется "Сага о гранате". В чём её концепция, почему вы выбрали для выставки именно такое название?
– Гранат как символ Азербайджана прославился на моих выставках в Латвии и Франции в 2012 году. Этот образ захватил мои мысли и творчество, и с тех пор я не раз обращался к нему, показывая красоту Родины миру. Моё детство прошло в Карабахе – одном из важнейших культурных, духовных центров Азербайджана, где процветают абсолютно все виды народного творчества: музыка, песни, танцы, ковроткачество. Естественно, я с детства всё это видел, впитывал, изучал – помогал собирать травы и корни, а потом наблюдал, как моя бабушка кипятит их в огромных казанах, окрашивая нити для ковров. В моих родных краях практически все умели ткать, в том числе и моя семья, и я любовался процессом ткачества, национальными узорами и рисунками. Всё это повлияло на мой духовный мир и творчество. Я вырос в совершенно волшебной атмосфере и, возможно, именно поэтому решил стать художником. Родом из давних азербайджанских фольклорных традиций и символическая важность граната. Когда в старину юноши и девушки собирались вместе у родника, юноша кидал девушке яблоко как приглашение выйти замуж и, если девушка была согласна, она в ответ кидала юноше гранат.
– Вашу выставку предваряет информационный материал с принадлежащей вам прекрасной фразой: "Два крыла сердца: одно – Азербайджан, другое – Россия". Что привнесло в вашу жизнь и творчество каждое из этих крыльев?
– Крылья сердца – не просто слова для меня. Две искры любви с детства запали мне в душу, и с годами они превратились в два крыла сердца, которые одинаково поддерживают и вдохновляют меня, дарят творческий полёт. Фольклор, национальное творчество любого народа – и Азербайджана, и России – по структуре своей очень похожи, ведь они говорят о душе народа: радости и печали, героизме и победах. Все народы схоже мыслят о любви, красоте и счастье. Конечно, стили, элементы и колорит будут разными, но суть и смысл у народного творчества общие, порождены ли они на заснеженных просторах России или в тепле и горах Азербайджана.
– Какие работы выставки «Сага о гранате» особенные для вас?
– Центральная картина выставки именно так и называется, «Сага о гранате». На ней и прекрасные горы, и облака, и узоры ковров и, конечно гранат, как символ Азербайджана, плод любви и красоты – недаром фигуры на картине повёрнуты лицом друг к другу, как возлюбленные, а не спиной, как противники.
– Текущая выставка проходит в вашей Альма-матер, ВГИКе. Расскажите, пожалуйста, что связывает вас с этим замечательным вузом, как судьба привела вас в Россию…
– Об этом хорошо говорится в русской пословице: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». ВГИК – это сказочное гнёздышко для творческих людей, ключ к пониманию космоса, удивительный мир общения с единомышленниками. Прогуливаясь по старому зданию ВГИКа, где сейчас музей, я словно вернулся в свою молодость, и это растрогало меня до слёз.
Во ВГИК я попал совершенно случайно. После Бакинского художественного училища я собирался продолжить учёбу в Москве или Петербурге, но мне не захотелось ещё шесть лет учиться тому же самому, пусть и усложнено, – писать, скажем, две обнажённые фигуры вместо одной. Я почувствовал, что меня интересует кинематографическое мышление, движение кадра, как, например, на картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». И именно в мультипликации оказалось возможно совместить движение и живопись.
До ВГИКа меня ничего не связывало с кино, и я ничего не знал о его создании. Один товарищ пригласил меня во ВГИК посмотреть хороший фильм. И после сеанса я пошёл в учебную часть, где мне сказали, что в будущем году во ВГИКе открывается программа по мультипликации научного кино, где нужны художники, интересующиеся наукой. А стык науки и искусства мне всегда был очень интересен. Так я и поступил во ВГИК.
– С кем из российских мэтров вам доводилось встречаться за годы учёбы и работы?
– В стенах ВГИКа работали совершенно потрясающие, выдающиеся люди! Когда мне было 22 года, одно слово Сергея Бондарчука – «Здравствуйте!», – сказанное им мне в одном из коридоров ВГИКа, буквально изменило меня, и с тех пор всю жизнь даёт мне творческую энергию.
Во ВГИКе была такая прекрасная традиция: если педагог тебе нравится, ты, с его разрешения, приходишь к нему на занятие и слушаешь лекцию вместе с его студентами. Например, я дружил с Борисом Бабочкиным, замечательным учителем и гениальным актёром, который сыграл Чапаева в знаменитом одноимённом фильме. Мы познакомились с Борисом Андреевичем в столовой ВГИКа, когда он предложил мне подсесть к нему. Мы разговорились, и он пригласил меня зайти в Малый академический театр, где был художественным руководителем и режиссёром. Мы быстро стали друзьями, и я все годы ходил в этот театр бесплатно, но главное – имел возможность пообщаться с этим прекрасным человеком.
– А как получилось, что вы посвятили себя живописи?
– Закончив учёбу, я занимался анимацией, но, когда после Перестройки финансирование прекратилось, – вплотную занялся живописью, начал выставляться в России и мире. А потом в 2005 году случилась беда – в пожаре «Русского подворья» в Измайлове сгорели двести моих картин. Я очень тяжело переживал эту потерю, на два года терял дар речи. Но постепенно любовь к жизни, красоте, людям вернула меня и к искусству.
– Вы живёте и пишете свои картины в России, выставляетесь по всему миру. А что, на данный момент, связывает вас с Азербайджаном?
– Азербайджан всегда в моём сердце и подсознании – это моя Родина, там я родился и вырос. Мне не нужно видеть азербайджанские узоры, чтобы изобразить их – они с детства в моей памяти. Эта память и любовь помогают мне двигаться дальше, не отрываясь от своих корней, что очень важно для любого творческого человека. К сожалению, здоровье не позволяет мне летать в Азербайджан часто, но мне бы очень этого хотелось.
– Последние годы выдались особенно судьбоносными для вашей родины, Карабаха. Его освобождение и возрождение вдохновили вас на новые работы?
– Долгие годы я очень болезненно переживал творящуюся несправедливость, как любой творческий, мыслящий человек. Свои чувства я выражал в картинах, как, например, «Гранатовый сон о Карабахе». Карабаху посвящена и одна из картин текущей выставки – «Хары бюльбюль», изображённые на ней цветы растут на Карабахской земле. Но есть и другие картины: «Карабахские кони», «Полдень Карабаха». Победа очень вдохновила меня, ведь это не просто радостное событие, а торжество справедливости.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших дальнейших выставочных планах.
– Планов очень много – творчество – непрерывный процесс. Сейчас подготавливаются мои выставки в МИДе и в Государственной Думе России, ведь я очень люблю Москву. «Два крыла сердца» – сказано именно об этом – я не могу жить без Москвы, начинаю стремиться обратно из любой заграничной поездки уже через две недели.
Написать комментарий