«Алиса в Стране Чудес»: феминистская сказка без философии
На экраны российских кинотеатров вышел долгожданный фильм «Алиса в стране чудес». И что же увидел зритель? Это блестящий римейк книги английского математика или это полный провал? Это новый сюжетный поворот или перепевы об устаревшем мире?
1. Продолжение известной книги. В последнее время стало уже традицией западных кинематографов возвращаться к литературной классике. Не является в этом смысле исключением и недавно вышедший на российские экраны фильм Тима Бертона «Алиса в стране чудес» («Alice in Wonderland»).
Зрители давно и с нетерпением ждали этого фильма. Связано это, по всей видимости, с несколькими обстоятельствами. Во-первых, книга Льюиса Керролла (Lewis Carroll) стала мировым бестселлером и вошла в число любимых книг детей всего мира. Во-вторых, Л.Керролл был математиком, а не профессиональным писателем, да и книгу-то эту он написал, валяя дурака и пытаясь развлечь соседскую девочку. Это придает известный шарм самому произведению. И, в-третьих, книга полна всяких философских парадоксов и несообразностей. Понятно, что такое творение вызывает интерес обывателя.
И что же? Как со своей задачей справился режиссер?
Он отказался от произведения Л.Керролла и решил его дополнить или, если хотите, продолжить. Главная героиня, оказывается, уже выросла до здоровой девахи, которую прочат замуж, но ее сохранившаяся инфантильность приводит к тому, что она вторично проваливается в нору и попадает в Страну Чудес. И вот тут-то и начинается напряг для зрителя. В фильме все сделано так, что остается ощущение, что речь идет о сексуально вызревшей, если не перезревшей, барышне, которая при этом интеллектуально еще не сформировалась и демонстрирует признаки социального аутизма. А потому она убегает со своей помолвки за каким-то зайцем, являвшимся явно плодом ее больного воображения. Но и сама помолвка в фильме принимает настолько гротескные формы, что зритель понимает, что это вранье от начала до конца и такого в жизни никогда не было. Невольно закрадывается подозрение, что это, мягко говоря, преувеличение, служит ретушированию дебилизма главной героини. Этой цели служат и все гипетрофированные образы высшего общества. Жених Алисы страдает запорами и постоянно сморкается. При этом артист виртуозно делает такую рожу, что зрителю тошно становится. А тут уж несложно и пожалеть Алису.
Наверное, сама задумка фильма может считаться очень даже неплохой, но реализована она крайне топорно. Результат – девица-переросток попадает в сказочную страну. И что же?
2. Феминистская сказка без смысла. Что же мы видим в этой сказочной стране? Какова эта Страна чудес?
Первое, что бросается в глаза – это отсутствие мужчин. Алиса попадает в мир без мужчин. Кроме двух юродивых дебилов, в Стране чудес нет героев-мужчин. Зато в этой стране властвуют женщины, и эти женщины борются между собой, и они такие замечательные и величественные. Следовательно, и подвиги в этой стране юродивых совершать некому, а потому выбор в реализации великой миссии падает на Алису, эту слабоадекватную особу, не находящую применения в своем собственном мире. Ну и дальше режиссер идет до конца – Алиса спасает мир, борясь с драконом Бармаглотом и отрубая ему голову. Хочется воскликнуть: а не перевернулся ли Льюис Керролл в гробу от такого финала?
Драма в Стране Чудес до предела примитивна. Уродливая и полусумасшедшая Красная Королева поработила всех, включая своего собственного фаворита. Дефективная и недееспособная Белая Королева ничего не может противопоставить своей злой сестре, ибо даже не может никого убить; она даже не может отдать приказ кого-то убыть. И вот тут-то на помощь ей и приходит недоделанная Алиса, которая обезглавила Змея Горыныча. При этом все остаются как бы невинными и безобидными. Удивительный женский мир!
В целом остается неприятное впечатление о каком-то неявном феминизме в фильме. Это ощущение усиливается, когда в конце картины Алиса, отказавшаяся от кретина-жениха, решает заняться бизнесом с бывшим партнером своего отца. И тут же она генерирует завиральные идеи, которые, разумеется, по определению являются гениальными. Короче, Алиса становится креативной бизнес-вумэн. Сказке конец.
А что насчет глубинного смысла и философии, которыми так богат первоисточник? Этого в фильме нет и в помине. В нем есть плюшевый заяц, мультяшный кот с хищной улыбкой, неплохо нарисованные толстяки-близнецы. В ней масса чудес. Например, Алиса постоянно жует булку, от чего дико растет; иногда хлебает какую-то микстуру, от которой страшно уменьшается. Но ни одного намека на смысловой пассаж в фильме нет. Увы!
И если честно, то такой кастрированный Льюис Керролл никак не может вызывать восторга.
3. Мужские образы. Пожалуй, одним из главных героев фильма является все-таки Шляпник. Но и этот образ трудно назвать мужским. Его профессия (изготовление женских шляп) косвенно свидетельствует о гомосексуальных наклонностях. Его физиономия так размалевана, что сразу позволяет увидеть в нем пассивного педераста. А если учесть его полное смирение и отсутствие с его стороны хоть какого-то серьезного сопротивления хулиганским действиям Красной Королевы, то его можно смело записывать в сообщество голубых.
На протяжении всего фильма над зрителем нависает обещание, что Шляпник скоро как-то совершенно бесподобно спляшет жигу-дрыгу. И он ее сплясал в конце фильма. Вот, только длилось этой действо всего 3 секунды, да и оно было выполнено за артиста мультипликаторами. Короче, еще один кастрированный образ.
И что больше всего удручает в Шляпнике, так это то, что его роль сыграла единственная мегазвезда фильма – Джонни Депп. В таланте этому актеру не откажешь, но в этом фильме он выступил в роли дешевого паяца. А потому Джонни Деппа искренне жаль.
4. Технологии не спасают. Забавно, что фильм «Алиса в стране чудес» совершенно потрясающе продемонстрировал, что новые технологии 3D не помогают вытянуть фильм, если там совсем нет смысла. Не будет преувеличением сказать, что эти новые технологии даже как-то и не проявили себя в процессе фильма – смотря его, даже забываешь, что здесь намешаны чудеса из мира программирования.
И все же есть такие технологии, которые спасли фильм от коммерческого провала. Это технология носит название рекламы. Именно безумная реклама привела к завышенным ожиданиям от этого фильма. Более того, она привела к тому, чего не было даже с «Аватаром»: билеты в кинотеатр можно было взять только заранее, на следующий день. Зрительский ажиотаж превысил все разумные пределы. Судя по всему, коммерческий успех фильму обеспечен, а для продюсера и режиссера это главное.
Если же резюмировать впечатление от просмотра, то оно таково: фильм детский и может быть интересен только детям; причем детям младшего школьного возраста.
Удачного просмотра!
Написать комментарий
Откровенно непрофессиональный отзыв, рецензией даже не хочется называть. Вступать в полемику смысла не вижу. Сомневаюсь, что "автор" заглянет на эту страничку хоть раз. Насчет фильма могу сказать - понравился, причем совершенно неожиданно! Очень хорош Шляпник (Депп), на нем держится вся эмоциональная часть фильма. Алиса - это скорее как раз "философская", или "психологическая" сторона картины. Формирование личности. Фильм - не шедевр. Но добрый и красивый.
Смешно читать подобные непрофессиональные рецензии, в процессе угнетает лишь один единственный факт: подобные вещи иногда постят на общественных сайтах, в то время как место им где-нибудь на страницах личного блога автора. "В фильме все сделано так, что остается ощущение, что речь идет о сексуально вызревшей, если не перезревшей, барышне, которая при этом интеллектуально еще не сформировалась и демонстрирует признаки социального аутизма." У кого остается? У вас остается? Здорово, у меня же, в свою очередь, осталось смутное ощущение, будто от фильма вас постоянно отвлекал некий фрейдистский труд, послуживший неплохим подспорьем в написании статьи. Боюсь, большинство девушек 18-ти лет "демонстрировало" бы вам "социальный аутизм", окажись они в схожей ситуации. Когда тебя окружает кучка идиотов во главе с мужем, лишенным не только воображения, но и зачатков заметного невооруженным глазом интеллекта, так и хочется удариться в с.а., особенно если за тебя все решили заранее, и твой ответ ожидаемо положителен. Да впрочем, далеко не каждая мечтает выскочить замуж в свои 18 лет, какой бы муж там ни был. Что же до остальных пунктов (бедные дизайнеры женских шляпок, как вы их приложили) то там даже и комментировать особо ничего не хочется. Остается понадеяться, что не все согласны с вашей, с позволения сказать, "рецензией".
Соглашусь с Ширинай Анарбаевой, что Алиса слишком блеклая. Помоему ее можно было сделать намного ярче. Чтобы она не уступала другим героям фильма. Напрмер, Джони Деппу супер герою! Такому яркому и забавному. Смотреть на шляпника одно удовольствие. Но может быть Алиса и была для режиссера самым главным и ярким участником этого шикарного фильма? Именно в ее блеклом образе...
Выход этого фильма я ожидала с нетерпением. Во-первых, все в формате 3D,во-вторых, там такие актеры как Джонни Депп, Энн Хэтэуэй, Хелена Бонем Картер и многие другие, кто придал фильму громкое имя. Ну и в-третьих, эта сказка известна с детства. Фильм смотрела на английском языке, что помогло хотя бы по интонации понять характеры героев. Бёртон на мой взгляд, показал Алису с другой стороны. Тот кто живет по сказке, немного чудноваты. У него это получилось передать. Все персонажи, какие здесь присутствуют, чокнутые. Не знаю, почему сделали такой чудовищный грим Алисе и всем остальным, за исключением Шапочника. Мир чудес, передан красочно, сочно, волшебно, это удалось команде, кто работал над фильмом на 5+. Чешерский кот, один из лучших персонажей, в этом волшебном лесу, его появление делало и без того волшебный мир, красивее и интереснее. Сам сюжет не затянут, что наверное и к лучшему, развивается быстро. Что и повлекло за собой не полное раскрытие персонажей. В завершение хочу сказать, что на мой взгляд, реклама была намного интереснее и красочнее, она и завлекла на просмотр фильма.
В фильме чего то не хватает! думаю, если бы Бёртон снимал не под эгидой Диснея, то фильм был бы действительно гениальный!!! Я весь фильм, ждала чего то... И персонажи очень разнятся, те которые придумал Бёртон, очень колоритные (Красная королева, Тру-ля-ля и Тра-ля-ля и т.д.) Ну соответственно Депп бесподобен, ни кого больше на роли шляпника не вижу! Алиса, слишком блеклая!!! Оценка ниже ожидаемого за сюжет. Шляпник, Красная королева, Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, Чеширский кот 10 баллов остальные кроме Алисы 8 баллов Алиса не более 4 баллов
не могу согласиться с автором статьи. "Феминистская сказка без смысла"- если главные героини- женщины, я не думаю,что можно сразу заявлять,что это феминистская сказка и тем более без смысла. мне кажется если вы внимательно посмотрите фильм, то вы увидите философию и много интересных деталей. игра актеров на уровне. создается такое впечатление, что автор статьи не смотрел фильм :"единственная мегазвезда фильма – Джонни Депп" а как же Хелена Бонем Картер,Энн Хэтэуэй, Криспин Гловер? очень достойный фильм, очень яркие и стильные костюмы, Тим Бертон на высоте, как всегда!
Я не согласна с рецензиями к этому фильму, во-первых, потому что эта сказака из далекого детства и кроме как положительных эмоций она не может вызывать, во-вторых, в ней очень много ярких красок и воплощение того, чего не удалось воссоздать предыдушим режиссерам. Не согласна я еще с тем что "Сказка без философии"...На протяжение всего фильма было как минимум три момента, которые несли в себе очень глубокий философский смысл, мне очень понравилось и на мой взгляд дети должны смотреть такие фильмы.
Хотелось бы отметить тот Факт, что за инфантильность и, скажу мягко, не очень умный вид Алисы Тима Бертона стоит сказать «спасибо» самой актрисе - бесхарактерная новая звезда. К сожалению это минус и великому режиссеру современности. В его защиту можно сказать то, что это лично его взгляд на произведение Л.Кэррола. Да, звучит как оправдание, но пофантазируйте сами и что увидит ваше воображение? Просто у «кого-то» есть возможность воплотить свою фантазию. Так вот, фильм, не спорю, гипертрофирован – вызывает раздражение с первой минуты. С другой стороны прием очень излюбленный Бертоном и часто используемый (« Битлджус», Эдвард – Руки-Ножницы», «Чарли и шоколадная фабрика»). Это характерная черта многих фильмов режиссера ну и конечно все они с участием Деппа (тоже неординарный человек). Кстати оспорю тот факт, что Шляпник (Д.Депп) все-таки осмелился противостоять Красной Королеве! Такое впечатление что автор статьи не смотрел фильма, либо смотрел сквозь пальцы замечая при этом все промахи и записывая только свои впечатления. Само то, что он помог Алисе добраться до Белой Королевы уже противостояние. А когда он взбунтовался в замке Королевы?.. Да, голубизной попахивает, но извините это вполне реальный даже образ – для нашей современности особенно. Вот вам образ современного человека нестандартной ориентации. Здесь даже можно при желании усмотреть смех Бертона и Деппа над этим героем… Такое ощущение что Бертон специально гипертрофировал сказку, чтобы показать всем суровую реальность. По его мнению, видимо грядет матриархат. А что, я вполне согласна. С нашим-то ростом бизнес-леди и желанием женщин выбиться в Большую Политику… Взгляд Бертона во что может превратиться мир, если к власти придет женщин. Все герои уже не те, что в классическом мультике или фильме Ника Уиллинга, который снял «Алису…» в 1999 году, который кстати получил 4 премии Эмми. В новом фильме они уродливы, преувеличены, искаженны до неузнаваемости. Как-то я стояла у афиши фильма и молодая мама с ребенком удивилась тому факту, что я фотографируюсь рядом: « Чеширский Кот просто ужасен! Ребенок испугается его больше ужастика!». Не думаю, что создание таких героев Бертном было целью напугать детей. Просто немножко переборщили… Ну, в общем и целом неплохо. Не «Ах!», но и не сказать, что абсолютно безнадежно. Думаю, дети фильм не поймут: даже такой ярко видный момент «любви» Шляпника и Алисы убьет всю красоту невинности сказки и детского воображения: «Мама, а как же так?! – будут вопрошать дети. Взрослым же это уже неинтересно: сцены бы пооткровенней, пожестче сюжет - сделать Алису, например, проституткой., а Шляпника наркоторговцем. Не исключено, что скоро мы можем увидеть и такую «Алису в Стране Чудес»…
Недавно посмотрела мультфильм "Звездные собаки Белка и Стрелка" - мне очень понравилось, я просто в восторге. Это самый лучший мультик за последние пол-года! Советую посмореть всем!!!
И что же? Два раза в рецензии было это раздраженное выражение, и теперь мне тоже хотелось бы спросить: "И что же?" Тон этой злой рецензии истерично ровен. Это особый, упорный талант — не очаровываться, а разочароваться. Авторы рецензии успешно им владеют.
Поддерживаю автора рецензии. Дитя Луны, в прекрасных советских мультфильмах нет стольких пугающих и уродских кадров. У нас все герои мультиков не страдали теми комплексами, которые заметил автор. Наши мультики воспитывали здоровые и благородные чувства в детях, а всякие микки-маусы в США с 40-х гг. - бесчувственность и жестокость. Но этого нынешним идеологам кажется мало и они пропагандируют откровенную шизофрению. Newsmaker, к счастью у нас далеко не все еще принадлежат к сексменьшинствам.
Присоединяюсь к Newsmaker
Ну, это слишком субъективно, на мой взгляд. Вот я, например, успел заметить только очаровательную детскую сказку... Позвольте не согласиться с Вами. И, потом, откуда столько ненависти и пренебрежения к герою Джонни Деппа? Ведь есть столько прекрасных советских мультфильмов, которые теперь можно истолковать совершенно иначе.
Это сложно назвать рецензией , это неадекватное мнение неадекватного человека, куда смотрят ваши редакторы
Надо, блин, статью снимать полностью- такую дрянь нельзя писать....а выражения про пидерастов...вообще, по-моему не по-человечески... По-моему, отвратная рецензия....даже нет желания откомментировать читатели
В первую ояередь это не уважение к сексуальным меньшинствам и Вас могут обвинить не толерантном отношении, да и пожалуй дизайнеры женской одежды к ним присоединяться, а такой жесткий комментарий не позволителен на страницах серьезного издания. С уважением Натан Штром
Жёстко, но правда!