27 ДЕК, 03:50 МСК
USD (ЦБ)    99.6125
EUR (ЦБ)    103.9416


Биотопливо как инновационная перспектива российской энергетики

1 Июля 2008 9743 7 Экономика
Биотопливо как инновационная перспектива российской энергетики

Биотопливо во всем развитом мире медленно, но верно замещает традиционные энергоносители, тогда как российская экономика «не видит» новых возможностей нарождающейся индустрии. Между тем при сохранении нынешних темпов роста производства биотоплива в Европе она может полностью отказаться от импорта нефти из России уже к 2017 году.

         1. Биотопливо как экономический феномен. Появление в конце 19-го века двигателя внутреннего сгорания дало старт серийному производству автомобилей в начале 20-го века. Прошло немногим более 100 лет, а двигатель внутреннего сгорания по-прежнему стоит на вооружении мировых автопроизводителей. В течение века в нем были сделаны определенные усовершенствования, относящиеся к разряду малых инноваций. Например, появление в 50-х годах прошлого века инжекторных двигателей на заводах «Ferrari», увеличение количества цилиндров, клапанов, борьба за сокращение расхода топлива и т.д.

         Не изменился только сам принцип работы двигателя: вот уже более 100 лет в качестве топлива активно используются продукты переработки нефти: бензин, дизельное топливо, газ. В последнее время стали разрабатывать водородный двигатель, использующий в качестве топлива воду. Однако в любом случае ничего лучше двигателя внутреннего сгорания человечество пока не придумало.

         Сегодня, когда число автомобилей на дорогах и объемы потребления топлива и цены на топливо резко возросли, актуализировался вопрос о том, на каком топливе дальше ездить. Нефть и бензин соответственно дорожают. Газ, используемый в качестве топлива, является побочным продуктом переработки нефти и тоже растет в цене.

         Развитый мир принял решение обратиться к прошлому опыту. Первые автомобили, в том числе и в России во время революции, ездили на спирте. Сегодня спирт (С2Н5ОН – этанол) получил модное название – биотопливо, биоэтанол; также появился биодизель.

         Что касается развития индустрии биотоплива, то на рассмотрение нами выносятся следующие три вопроса:

         1. Как скоро биотопливо вытеснит традиционное моторное топливо (бензин, дизель)?

         2. Как внедрение биотоплива отразится на российском экспорте нефти?

         3. Каковы перспективы развития производства биотоплива в России?

         Несколько слов о самом биотопливе. Различается жидкое биотопливо (для двигателей внутреннего сгорания, например, этанол, метанол, биодизель), твёрдое биотопливо (дрова, солома) и газообразное (биогаз, водород) Самый древний вид биотоплива – это дрова.

 

 

Биотопливо

 

1. Жидкое (для двигателей внутреннего сгорания)

1.1. Этанол

1.2. Метанол

1.3. Биодизель

 

2. Твердое

1.1. Дрова

1.2. Солома

 

3. Газообразное

1.1. Биогаз

1.2. Водород

 

         В центре нашего внимания будет биоэтанол и биодизель. Смесь этанола с бензином обозначается буквой Е. Цифрой у буквы Е обозначается процентное содержание этанола. Например, Е85 означает смесь из 85% этанола и 15% бензина. Смеси до 20% содержания этанола могут применяться на любом автомобиле. Однако некоторые производители автомобилей ограничивают гарантию при использовании смеси с содержанием более 10% этанола. Смеси, содержащие более 20% этанола, во многих случаях требуют внесения изменения в систему зажигания автомобиля. Автопроизводители выпускают автомобили, способные работать и на бензине, и на Е85. Такие автомобили называются «Flex-Fuel» (гибридные). Смесь биодизеля с дизельным топливом обозначается буквой B. Как и биоэтанол, в чистом виде биодизель может использоваться в автомобилях без доработки двигателей.

         2. Экологические аспекты применения биотоплива. Опыт показывает, что применение биотоплива экологически безвредно. Биоэтанол как топливо нейтрален в качестве источника парниковых газов, обладает нулевым балансом диоксида углерода, поскольку при его производстве путём брожения и последующем сгорании выделяется столько же CO2, сколько до этого было связано из атмосферы использованными для его производства растениями.

         В 2006 году применение этанола в США позволило сократить выбросы примерно на 8 млн. тонн парниковых газов (в эквиваленте СО2), что приблизительно равно годовым выхлопам 1,21 млн. автомобилей. Однако для производства этанола в развивающихся странах активно вырубаются леса, в том числе и ливневые, под плантации соответствующих культур. Это уже наносит вред окружающей среде. Приоритет технических культур актуализирует также проблему голода в развивающихся странах.

         3. Государственные программы применения этанола на транспорте. Активная работа по разработке биотоплива в мире началась еще в 1992 году. В настоящее время большинство развитых стран мира приняли соответствующие энергетические программы по использованию биотоплива (табл. 1).

 

Таблица 1. Государственные программы применения биоэтанола по странам мира

 

Страна

Требования

Бразилия

24%-я смесь этанол/бензин, 2%-е содержание этанола в дизельном топливе

США

производить ежегодно 28 млрд. литров этанола к 2012 году, 85%-я смесь этанол/бензин (E85)

Венесуэла

10%-я смесь с бензином

Евросоюз

2% в 2005, 5,75 % биотоплив к 2010 году (этанол + биодизель)

Китай

производить ежегодно 3 млн. тонн к 2010 году

Аргентина

5%-я смесь к 2010 году

Таиланд

В Бангкоке 10%-я смесь, 5%-я смесь по всей стране с 2007 года

Колумбия

10%-я смесь в больших городах к сентябрю 2005 года

Канада

10%-я смесь до конца 2005 года

Канада

5%-я смесь к 2010 году

Япония

разрешено 3%-е содержание этанола в бензине

Индия

5% с ноября 2006 г., 10 % — планируется с июня 2007 г.

Австралия

разрешено 10%-е содержание этанола в бензине

Новая Зеландия

5% биотоплив к 2008 году (этанол + биодизель)

Индонезия

10% биотоплив к 2010 году (этанол + биодизель)

Филиппины

5%-я смесь с бензином к 2008 году, 10 % смесь к 2010 году

Ирландия

5,75% биотоплив к 2009 году (этанол + биодизель). 10 % биотоплив к 2020 году

Дания

10% биотоплив к 2020 году



Источник: www.wikipedia.org.

 

         Стоит обратить внимание на то, что биотопливом не гнушаются такие нефтедобывающие страны, как Венесуэла и Канада. Наиболее активными поборниками биотоплива являются такие страны, как Бразилия, США, а также страны ЕС.

         Экономическую эффективность использования биотоплива иллюстрируют данные табл.2.

 

Таблица 2. Себестоимость биоэтанола и цена бензина, 2006-2007 гг.

 

Страна

Себестоимость производства биоэтанола, долл./литр

Розничная цена бензина, долл./литр

Бразилия

0,19

Нет данных

США

0,33

0,80

ЕС

0,55

2,20



Источник: www.eia.doe.gov.

 

         С коммерческой точки зрения производство биотоплива выглядит довольно рентабельным бизнесом. По сравнению с розничной ценой бензина себестоимость производства биоэтанола в США в 2,4 раза ниже. В ЕС разрыв между себестоимостью биотэтанола и бензина, которым он разбавляется, составляет 4 раза. Экономическая выгода очевидна.

         4. Биотопливная индустрия США. Приведем некоторые данные о развитии биотопливной индустрии в США как наиболее развитой в мире:

·        В 2005 году 30% бензина в США продавалось в смеси с этанолом.

·        В 2006 г. в США этанол производили 110 заводов в 19 штатах. Суммарная мощность новых заводов 3,99 трлн. литров. За 2006 год было построено 15 новых заводов. В январе 2007 г. на различных стадиях строительства находилось 73 завода, 8 заводов расширяли свои мощности.

·        Приоритетность развития биотопливной индустрии в США подчеркивает и адекватная амортизационная политика в отношении заводов отрасли. После 20 декабря 2006 года в амортизационной системе США для заводов, производящих биотопливо, предусмотрен специальный амортизационный вычет в размере 50% от первоначальной стоимости оборудования [www.irs.gov]. Для российского Налогового кодекса амортизационные вычеты, особенно отраслевые, являются абсолютной новинкой.

·        По сравнению с 2005 годом в 2006 году в США производство этанола возросло на 25%, по сравнению с 2000 годом – на 300%.

·        В США 2,5% автомобилей имеют двигатели Flex-Fuel (2006 год). Годовой прирост автомобилей с гибридными двигателями – 1 млн. ед.

·        1200 из 170000 заправочных станций США продают E85 (2007 год).

         В январе 2007 года в своём ежегодном послании Конгрессу Дж.Буш предложил план «20 за 10». План предлагает сократить потребление бензина на 20% за 10 лет; 15% бензина предполагается заменить биотопливом. Таким образом, можно сделать следующий прогноз: в США через 60 лет биотопливо полностью вытеснит традиционное моторное топливо.

         Таким образом, в США отмечается значительный рост объемов производства биоэтанола, увеличение числа заводов по его производству, а также позиционирование государственной программы по развитию биотопливной индустрии.

         Тем не менее, приведенные выше цифры пока не дают представления о том, какова же доля потребления биотоплива. Чтобы прояснить ситуацию мы провели расчеты объемов биотоплива, в среднем приходящихся на один автомобиль США и Германии.

 

 

Таблица 3. Производство биотоплива из расчета на 1 машину: США и Германия

 

Страна

Число машин, млн.ед.

Объем производства биоэтанола, тыс.тонн/год, 2006

Объем производства биодизеля, тыс.тонн/год, 2006

Биоэтанол на 1 машину, литров/год

Биодизель на 1 машину, литров/год

Германия

40

343

2681

8,6

67,0

США

230

14816

2200

64,4

9,6



Источник: рассчитано по данным www.energy.ca.gov,  www.wikipedia.org.

 

         Данные табл.3 свидетельствуют о том, в настоящее время годовые объемы производства биоэтанола и биодизеля в США и Германии, таковы, что их хватает на одну заправку легкового автомобиля. Учитывая, что в среднем 1 машина в год потребляет 3000 литров топлива, доля биотоплива пока остается крайне малой (2-3%). Также стоит обратить внимание на асимметричную структуру производства «биодизель/биоэтанол» в США и Германии.

         5. Эффект замещения традиционного топлива биотопливом. Теперь перейдем к вопросу о том, как скоро биотопливо вытеснит традиционное моторное топливо (бензин, дизель) и как его внедрение отразится на российском экспорте нефти.

         Львиная доля российского экспорта нефти приходится на страны ЕС. На сегодняшний день годовой темп прироста объемов потребления биотоплива в Европе составляет 50% (табл.4). Скорее всего, в перспективе эти темпы не будут такими высокими.

 

Таблица 4. Потребление этанола в ЕС и динамика российского экспорта нефти

 

Параметр

2000

2004

2005

2006

Российский экспорт нефти в страны дальнего зарубежья, млн. тонн

128

218

215

211

Потребление биоэтанола в ЕС, млн. тонн

Нет данных

Нет данных

0,87

1,37

* заменяет экспорт нефти, млн. тонн

Нет данных

Нет данных

1,74

2,74

* При допущении, что при перегонке 1 литра нефти получается 0,5 литра бензина.



Источники: www.gks.ru, www.wikipedia.org

 

         

        
Учитывая темп роста объемов потребления биотоплива и замещения им бензина, производимого на нефтеперерабатывающих заводах Европы (табл.4), нами были проведены вариантные расчеты сроков, когда биотопливо сможет полностью вытеснить традиционное моторное топливо. Полученные оценки приведены в табл.5.

 

Таблица 5. Прогноз темпов роста потребления биотоплива в странах ЕС и периода прекращения российского экспорта нефти в Европейский союз

 

Годовой темп роста объемов потребления биотоплива и вытеснения нефти в ЕС (с уровня 2006 года), %

50

40

30

20

10

Год полного прекращения экспорта нефти из РФ в ЕС (снижение с уровня 2006 года)

2017

(9 лет)

2019

(11 лет)

2023

(15 лет)

2030

(22 года)

2050

(42 года)

 

         Исходя из полученных результатов табл.5, можно сказать, что эра традиционного бензина и дизельного топлива начинает завершаться. Вопрос «Через сколько лет будут исчерпаны мировые запасы нефти?» уже в прошлом. Вопрос формулируется уже по-другому: «Через сколько лет биотопливо полностью заменит традиционные энергоносители?».

         По нашему мнению, мир находится в момент начала заката нефтяных государств. Опираясь на результаты расчетов, можно констатировать, что в распоряжении России остается не более 15 лет для того, чтобы найти источники получения доходов, отличные от экспорта нефти. Отсюда вытекает высокая актуальность построения в России инновационной экономики.

         Конечно, могут звучать возражения, что российская нефть будет перенаправлена в Китай, Индию и другие страны, она будет использоваться не на НПЗ, а в промышленности, и, таким образом, status quo России сохранится. Однако не стоит серьезно обольщаться на этот счет.

         6. Перспективы индустрии биотоплива в России. Потенциально эти перспективы высоки в том смысле, что в настоящее время эта отрасль находится практически на нулевом уровне. На конец 2007 года в России отсутствует федеральная программа развития биотоплива, не существует заводов по производству биодизеля, не существует станций, заправляющих автотранспорт биотопливом.

         В реальности отечественная промышленность и национальная инновационная система пока игнорируют потенциал биотоплива и демонстрируют безразличие к неблагоприятной внутренней ценовой конъюнктуре на бензин. Нечувствительность национальной экономики к росту энергоемкости выражена в том, что переход на альтернативные источники энергии даже при высоких ценах на традиционные энергоносители не происходит. Рост цен на топливо автоматически включается производителем товаров в отпускные цены. Этот деструктивный для национальной экономики режим может существовать до тех пор, пока не иссякнет источник легких доходов в виде экспортной выручки от продажи на внешнем рынке углеводородов.

         Увеличение ресурсоемкости экономики автоматически означает снижение ее эффективности. В России, нефтедобывающей стране, розничная цена бензина оказывается почти в 2 раза выше, чем в США, которые закупают нефть (табл.6). Не исключено, что США воздерживаются от разработки собственных нефтяных месторождений не в связи с желанием сохранить ее запасы, а по причине намеренного отказа от решений, не стимулирующих энергосбережение и открывающих доступ к дешевому сырью, экспорт которого может быть чреват для американской экономики «незаработанными» конъюнктурными деньгами.

 

Таблица 6. Сравнительные данные розничных цен на бензин в России и США на начало 2008 года

 

Страна

Цена 1 литра бензина в национальной валюте

Цена 1 литра бензина по ППС, долларов США*

Отношение цены 1 литра бензина по ППС к уровню США (США=100%), %

Россия

23 рубля

1,50

190

США

0,79 долларов**

0,79

100

* оценка соотношения валют РФ и США по ППС проводилась с помощью the Big Mac Index (www.economist.com, 5 июля 2007 года), в соответствии с которым 1 доллар США эквивалентен 15,25 руб.

** из расчета 3 доллара США за 1 галлон (3,785 литра).

 



         Главная причина игнорирования Россией биотоплива заключается в монополизированности топливной индустрии и отсутствии конкуренции. На рынке нет крупных экономических агентов, готовых своими активными действиями «расшевелить» ситуацию, обострить отношения на рынке. Что касается государственной политики, то она не только не поддерживает это направление, но и мешает ему. Главным препятствием является запрет на реализацию в качестве топлива смеси этанола с бензином, а также биодизеля. Кроме того, достаточно жестким выглядит Федеральный закон от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

         В инновационной сфере от государства требуется выполнение хотя бы одного условия – не мешать, а государственная помощь необязательна. Яркий пример тому – бурно развивающийся рынок пластиковых окон. Этот рынок инновационного продукта для российских собственников жилья сформировался за несколько лет на основе зарубежных технологий производства без какого-либо участия государства и ее инновационной системы, на поддержание которой расходуются деньги налогоплательщиков.

         Проводя мониторинг региональных инициатив в развитии производства биотоплива, можно отметить, что 2008 год является точкой отсчета в формировании этой отрасли в России. Например, можно отметить такие проекты, как строительство завода по производству биоэтанола в Адыгее (начало в марте 2008 г.) и строительство завода по производству биодизеля в Волгоградской области (российско-германский проект, начало в сентябре 2008 г.). Однако продукция этих предприятий не предназначена для внутреннего потребления и будет идти на экспорт.

         К развитию биотоплива в России можно относиться по-разному, однако мировой вектор энергетики говорит о том, что эпоха нефти и легких денег ее экспортеров близится к завершению. Может ли Россия в перспективе поменять свой экспортный портфель: вместо нефти экспортировать биоэтанол? Теоретически да, но этот путь также бесперспективен, как и экспорт нефти.

         Увеличивающийся российский экспорт нефти создает искусственный дефицит сырья для нефтеперерабатывающих заводов внутри страны. Вследствие этого растут внутренние цены на бензин. Аналогичная ситуация имеет место с зерном, являющимся сырьем для производства биотоплива. Например, в 2007 году объемы российского экспорта зерна в государства, производящие биотопливо, вызвали его искусственный дефицит внутри страны и спровоцировали рост цен на хлебобулочные изделия. Необходимо отметить, что пока потребительский негатив от роста цен амортизируется насыщенностью экономики экспортными деньгами, приток которых может в ближайшем будущем существенно уменьшиться.

         Тем не менее, это не означает, что Россия должна пройти мимо биотоплива – страна должна научиться его производить, использовать, продавать и зарабатывать на нем. Это означает, что акценты энергетической и инновационной политики должны быть гибкими, а не фундаментально закрепившимися на отживающих себя направлениях. Это означает, что с развитием биотоплива необходимо на его потребление переориентировать национальную экономику.

         На наш взгляд, для мировой экономики развитие биотоплива – это не шаг вперед, а шаг в сторону, временное решение проблемы дороговизны бензина. Мир нуждается не столько в альтернативном и дешевом топливе, сколько в принципиально новых технологиях перемещения в пространстве, более совершенных, чем двигатель внутреннего сгорания.

Александр Гусев

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
19.04.2016 0 0
Сергей:

при добавлении этанола в бензин вреда двигателю не будет. к тому же, такое топливо будет более экологичным по отношению к окружающей среде. Однако, цена на биотопливо будет значительно отличаться от нынешней не в пользу автолюбителей. Поэтому на данный момент биотопливо вряд ли сможет заменить обычное горючее. Такой переход потребует, возможно, не одно десятилетие.

G
04.02.2012 0 0
gervaggiffend:

Несмотря на то, что наша страна является одним из крупнейших производителей и экспортеров природного газа, далеко не везде есть возможность подключения к централизованной сети газоснабжения. Даже в Ленинградской и Московской областях есть еще немало мест, куда не проведены газопроводы. Именно там часто строятся загородные дома, коттеджные поселки и промышленные объекты.

С
29.07.2011 0 0
Спасибо:

Какие дальнейшие перспективы развития биотоплива в Росии?

С
28.07.2011 0 0
Спасибо:

Спасибо тому кто это все выложил!

Н
24.06.2011 0 0
Николай:

Возможно и развитие новых направлений биотопливной индустрии, на биоэтаноле и биодизеле производимого из пищевого сырья свет клином не сходится, это уже прошлое. Сейчас основные усилия направлены на поиск методов синтеза топлива из растительной клетчатки, если найдут, синтетический бензин станет дешевле и доступнее нефтяного. Можно вообще отказаться от жидкого моторного биотоплива заменив его топливным порошком. http://4nttm.ru/tenologiy/post-524/ Твердое биотопливо уступает по цене только газу, "Порошковые дрова" по доступности и дешевизне могут лидировать среди других типов альтернативного топлива. Использование биоклетчатки как одного из основных промышленных ресурсов может наполнять бюджет не хуже традиционных ископаемых энергоносителей.

Z
01.05.2011 0 0
zerotyd:

This info is great! Im sure this blog is one of the best on the web! Thank you again for yet another great blog post!

Т
10.09.2009 0 0
Труляля:

"Ничего лучше двигателя внутреннего сгорания человечество не придумало" - абсурд же.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more