03 ДЕК, 15:05 МСК
USD (ЦБ)    107.7409
EUR (ЦБ)    114.3149


500 тысяч или 47 миллионов – сколько на самом деле стоит человеческая жизнь в России?

28 Февраля 2018 9669 0 Экономика
500 тысяч или 47 миллионов – сколько на самом деле стоит человеческая жизнь в России?

Есть такая банальная истина – жизнь человека бесценна. Так-то оно так. Тем не менее, люди гибнут в разных, независящих от них ситуациях – ДТП, авиакатастрофы, пожары, теракты, стихийные бедствия, происшествия на производстве. Да и много чего еще.

Случилось. И что потом?

Во всех цивилизованных странах, в том числе и в России, семьям погибших или пострадавших выплачивается определенная денежная компенсация. Какая? Чем она определяется и кто ее платит?

Финансовый университет проводит соответствующие исследования, начиная с 2015 года. Их цель – определить «стоимость жизни» гражданина нашей страны, исходя из разных критериев. Так, они утверждают, что стоимость человеческой жизни в России, с учетом морального ущерба, в начале 2018 года поднялась до 46,9 млн руб. Жалко, что не объясняют, как следует погибнуть, чтобы эти миллионы родственники могли получить. А то бы, наверное, очереди по всей стране выстроились.

А как оно на самом деле

Что же происходит в реальной жизни? Специалисты Финуниверситета говорят, что в связи с гибелью человека на транспорте или производстве компенсация колеблется от 500 тыс. до 9,2 млн руб. Это, конечно, не почти 50 млн, в которые оценивают стоимости человеческой жизни те же ученые, но тоже кое-что. К сожалению, приведенные выше цифры – это только цифры. По сведениям того же учебного заведения, практика судебных решений такова, что родственникам погибших выплачивается от 79 до 140 тыс. руб.

И вообще, здесь многое непонятно. Вот летел я в самолете, который разбился. Страховку моей семье заплатят. А вот шел я по улице, поскользнулся и упал (тротуар плохо почищен был) головкой о бордюр. И заплатит ли в этом случае моей семье кто-нибудь за «гибель кормильца»? Сомневаюсь.

Цифры и факты

Посмотрим, что реально происходит в последние годы в России. Вот разбился недавно Ан-148 в Подмосковье. Из федерального бюджета семьям погибших, в соответствие с действующим законодательством, будет выплачено по 2 млн руб. Еще по одному миллиону обещают правительства Оренбургской и Московской областей. Итого – четыре.

Вообще с авиаперевозками все обстоит наиболее благополучно, если такое слово здесь применимо. Дело в том, что США, страны Евросоюза, Китай, Япония и еще 99 стран подписали Монреальскую конвенцию, которая регламентирует выплаты семьям погибших в авиакатастрофах с самолетами международных рейсов (Россия присоединилась к ней в прошлом году). Вне зависимости от того, кого объявят виновным в авиакатастрофе – семья каждого погибшего получит 170 тыс. долларов (примерно 10 млн руб.). При этом государство, чей гражданин погиб в авиакатастрофе, может выплачивать его семье дополнительную компенсацию. Так, например, в США выплаты из бюджета страны семьям погибших рассчитываются по схеме: сумма компенсации равна сумме потенциального дохода погибшего за 5 лет с учетом возможного роста его заработной платы. Кроме того, американские семьи получают компенсации морального ущерба в размере 250 тыс. долларов (около 17 млн руб.). А моральный ущерб родителей, потерявших ребенка, оценивается в 350 тыс. долларов (более 23 млн руб.).

Примерно также (в плане выплат) обстоит дело во Франции, Великобритании, Китае и Японии. Но и нам не стоит «посыпать голову пеплом». Раньше было намного хуже. Так, семьям погибших во время взрывов домов в Москве на улице Гурьянова и Каширском шоссе выплатили по 5 тыс. руб. После теракта на Дубровке и взрыва в московском метро на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой», родственники погибших получили по 100 тыс. руб. А вот родственники погибших во время захвата заложников в Беслане в том же 2004 году получили уже по 1 млн руб.

Наши эксперты считают, что сумма выплат пострадавшим сильно зависит от того, какое освещение в СМИ получила та или иная катастрофа. Вот растрезвонили о ней по всей стране – одно дело. Тут отреагировать надо. А если где-то в глухой деревне что-нибудь случилось – история другая. По-разному жизнь человека в уголках нашей необъятной Родины стоит.

Кстати, размер средней компенсации за погибших родственников во время терактов 11 сентября 2001 года в США составил 2 млн долларов за человека. Компенсации семьям погибших поделили почти пополам страховые компании и федеральные власти США. Еще 7% передали благотворительные организации. Но и там не все так просто. Рассчитаться со всеми положенными выплатами правительству США удалось только в 2011 году (10 лет спустя). И ушло на это почти 3 трлн долларов.

Вообще, размеры всех этих выплат зависят от многих факторов. Например, от типа чрезвычайного происшествия. Авиакатастрофа одно, теракт – другое, пьяный водитель – третье. И еще один очень важный, чисто экономический фактор. Это ВВП на душу населения. Так вот в США, к примеру, это 57,4 тыс. долларов. Германия – 41,9 тыс. долларов. Франция – 36,8 тыс. долларов. Россия – 8,7 тыс. долларов. По этим цифрам видно, сколько стоит для экономики страны жизнь отдельно взятого человека.

Так кто же платит страдальцам

Всегда по-разному. Иногда государство, если например, солдат или офицер на войне погиб, исполняя свой долг. Иногда – компания, по вине которой произошла какая-нибудь авария на производстве. Страховые компании платят, если соответствующие документы оформлены. Иногда – ответчик, например, пьяный водитель, спровоцировавший ДТП, или компания, в которой работает этот водитель (может быть и не пьяный), но пользующийся негодным по техническим характеристикам транспортным средством работодателя. Или которого за его зарплату заставляют работать «в три смены». Вот и не выдерживает человек.

В этих случаях вопрос о компенсации пострадавшим решает наш суд, который, как известно, «самый гуманный суд в мире». Что происходит с «мажорами», гоняющими на дорогущих иномарках, например, в Москве и сбивающими людей, знают все, кто постоянно заходит в интернет. Отмазываются как-то. Но это понятно. Им это можно. Правосудие у нас такое. И здесь ничего не поделаешь, как говорится, «хозяин – барин».

Финуниверситет, который мониторит ситуации с гибелью людей в России, приводит страшные примеры происходящего в стране.

Вот погибли люди. Ни где-нибудь в краях дальних, а в «культурной столице», в Питере. Разбирательство шло 10 лет! А потом, по «истечению срока давности» закрылось. Это что, компания, водитель снегоочистительной машины которой протаранил легковушку и убил, находящихся в ней людей, решила за него заступиться. Проще было откупиться от суда. С этого-то гастарбайтера все равно ничего не возьмешь. А этим страдальцам компенсацию платить придется. Так лучше суду. Оно дешевле. Название компании не называем, хотя оно известно.

Сергей Егорушкин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more