Как эффективно учиться в любом возрасте
В нашем многообразном, сложном, стремительно меняющемся мире нам всю жизнь необходимо получать новые знания и осваивать новые навыки, то есть – бесконечно учиться, осознаём мы это или нет. И в наших силах сделать так, чтобы процесс учёбы стал контролируемым и гораздо более эффективным, помог нам в достижении наших целей.
Все мы учились в средней школе, но, к сожалению, далеко не все вынесли из её курса не только знание математических формул и значимых исторических дат, но и самое важное – понимание того, как нам следует учиться в дальнейшей жизни. Конечно, базовых технических навыков сегодня достаточно, чтобы получить доступ к Интернету – хранилищу знаний невообразимых масштабов. Тем важнее для нас уметь не просто запоминать, но классифицировать, анализировать, оценивать информацию, делать выбор и принимать решения. И чем раньше мы разберётся, какие способы обучения эффективны для нас, тем больше пользы для себя извлечём.
– Поймите для себя, чему и для чего вам нужно и хочется научиться. Случается, нам лишь необходимо «вызубрить» скучную информацию, чтобы сдать экзамен и забыть о предмете, который нам не близок и точно больше не пригодится. Но в большинстве случаев цель обучения важнее – реализовать себя, повысить свой профессионализм или статус, получить важные навыки, признание и одобрение. Понимание конечной цели обучения поможет мотивировать себя, составить план, разбить его на посильные этапы и гибко придерживаться графика.
– Найдите подходящий именно вам стиль, способ, методики обучения. Прислушайтесь к себе: как вам удобнее и проще учиться: сидя за столом, лёжа на диване с ноутбуком, а может быть и вовсе на беговой дорожке со смартфоном? В тишине или под любимую музыку? С утра или вечером? Поможет ли вам написание конспекта, составление схемы, подбор ассоциаций? Предпочтёте ли вы прочесть статью, послушать подкаст или посмотреть обучающий ролик в сети? Специалисты условно делят людей на «визуалов», получающих большую часть информации при помощи зрения, «аудиалов», которые воспринимают основную информацию на слух, «кинестетиков», для которых важнее всего движение и ощущения, и «дискретов», для которых во главе угла логическое осмысление информации. Чтобы сделать восприятие и усвоение новых знаний максимально эффективным, важно понимать, какой канал получения информации является основным лично для вас.
– Давайте своему мозгу время на обработку информации. Ненадолго отвлекаться в процессе обучения может быть очень полезно – это помогает мозгу усвоить информацию, сформировать решение, выдать новую идею. Чтобы повысить продуктивность работы, стоит делать короткие перерывы, например, на пятнадцать минут через каждый час. Полезно и переключаться с умственной работы на физическую и обратно. А заучивать что-то наизусть эффективно вечером. Пока мы спим, выученное «зафиксируется» – переместится в долговременную память. А утром новые знания стоит повторить вслух.
– Держите мозг в тонусе. Так же как и нашему телу, мозгу необходимы тренировки – регулярные посильные нагрузки. Причём расслабляться не стоит даже на пенсии – учёные доказали, что интенсивная умственная работа улучшает память и снижает риск развития деменции. Так что если вы, например, всегда подумывали выучить французский, написать книгу или поднатореть в кулинарии – обязательно осуществите свои планы, не пытаясь оправдаться тем, что уже «слишком поздно». Пробуйте новое, меняйте обстановку, слушайте непривычную музыку, читайте сложные книги.
– Тренируйте память, внимание, воображение, концентрацию, умение оценивать ситуацию и принимать решения, переключаться на новые задачи. Для этого существует множество методик, забавных игр, которые можно применять в любую свободную минуту. Например, рассмотрите соседей в общественном транспорте, а затем закройте глаза и постарайтесь описать их внешность, одежду и позы по памяти. А потом вспомните снова – через час, через день. Повторяя это упражнение, старайтесь запоминать всё больше пассажиров и их внешних признаков. Или, например, представьте, кем бы мог работать каждый из этих людей, какой у них характер, куда они едут? А можно попробовать посмотреть на себя и мир глазами других людей. Такое времяпрепровождение будет для мозга заметно полезнее, чем большинство мобильных игр.
– Не останавливайте свой «поток сознания». Бесцельные размышления могут быть вовсе не бесполезными. Многократно доказано, что освобождённый от рутины мозг способен подкинуть нам самые гениальные озарения.
– Старайтесь не «замусоривать» свой мозг. Нам кажется, что мы посмотрели глупое шоу или прочли плохую книгу и забыли о них, но наш мозг не выбросит, а сохранит эту информацию как и любую другую. Так же как не стоит питать своё тело некачественной, вредной пищей, так и мозг не стоит нашпиговывать некачественной, вредной информацией.
– Учитывайте своё физическое состояние во время учёбы, умственной работы. Если вы голодны, не выспались или у вас что-то болит, эффективность обучения предсказуемо снизится. Не стоит рисковать здоровьем даже ради самой важной лекции.
– Не подгоняйте искусственно развитие и обучение детей – это может быть опасно и вредно для них. Помните, что мозг созревает и учится постепенно, и некоторые задачи, например, логические, могут быть для ребёнка просто непосильными. А вот тренировать память, учиться языкам и музыке полезно с самого раннего возраста – это помогает выстраивать нейронную систему мозга более качественной и пластичной, сохранять её работоспособной до глубокой старости.
– Учитывайте, что мальчики и девочки и, соответственно, мужчины и женщины, зачастую учатся по-разному. Специалисты установили, что для мальчиков, например, особенно важны конкуренция и состязательность, похвала, возможность активно подвигаться, сбрасывая напряжение. А девочкам помогут в обучении яркие цвета и тепло, зрительный контакт и апеллирование к чувствам. Им важно доверять преподавателю и учиться контролировать риски, нравится работать в группах и помогать учителю.
– В процессе обучения не сравнивайте себя или своих детей с другими и не ругайте, например, за медлительность. Разная скорость мышления и усвоения информации вовсе не говорит о том, что один человек умный, а другой – глупый. Альберта Эйнштейна в детстве обзывали «тугодумом» и не хотели брать в школу, и теме не менее именно он признан одним из величайших мыслителей всех времён. Кроме того, важно учитывать свои способности и интересы. Если, скажем, математика вам просто не даётся, но стихи рождаются будто сами собой, то и мотивация, и отдача от к этих занятий у вас будет разная, не стоит осуждать себя за это.
– Не пренебрегайте тренировкой мелкой моторики. Ссылки и перепосты, смайлики и стикеры, возможность надиктовать сообщение или запрос поисковой системе почти вытеснили не только письмо от руки, но и необходимость набирать тексты. Но это удобство одновременно лишает нас тренировки мелкой моторики, которая напрямую связана с нашей речью, развитием мозга. И детям, и взрослым, и пожилым людям полезно тренировать пальцы – это могут быть специальные упражнения для рук или хобби вроде каллиграфии или лепки.
Помните, что в обучении всё очень индивидуально – ни одна модная методика не может подходить разом для всех. Прежде всего, учитесь слушать и понимать себя – кем вы хотите быть, чем хотите заниматься, чего хотите достичь. В современном мире мы можем самостоятельно получить практически любые знания, которые нам необходимы и интересны. Важно лишь научиться определять свои цели и расставлять приоритеты, находить и грамотно анализировать информацию, не позволять мозгу лениться.
Написать комментарий